Программа факультативного курса для учащихся 9 класса Исторический комментарий в школьном курсе русского языка

Предметом школьного изучения является современный русский язык, а история русского языка как специальная дисциплина в программу средней школы не входит. Однако также известно и то, что учителю-словеснику в школьной практике постоянно приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики.      Знание исторических процессов в развитии русского языка необходимо при обучении  современным языковым нормам. Такие экскурсы и сравн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1

Подгоренского района Воронежской области


Программа факультативного курса

для учащихся IX классов на тему:

«Исторический комментарий в школьном курсе русского языка»

(34 часа)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Проценко Валентина Александровна

396560 Воронежская область,

п.г.т. Подгоренский,

ул. Калинина, 18

Возраст детей: 15-16 лет

Пояснительная записка

Общеизвестно, что предметом школьного изучения является современный русский язык, а история русского языка как специальная дисциплина в программу средней школы не входит. Однако также известно и то, что учителю-словеснику в школьной практике постоянно приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики.

Знание исторических процессов в развитии русского языка необходимо при обучении современным языковым нормам. Нет необходимости доказывать полезность для учащихся некоторых исторических экскурсов и сравнений при изучении языка. Такие экскурсы и сравнения помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.

Однако при отборе материала для исторического комментирования главное внимание должно быть уделено его практической направленности. При обучении современному русскому языку необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания учителя должен быть один из важнейших принципов дидактики - доступность, учёт возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса.

Историческое освещение фактов русского языка в научной и в то же время доступной форме требует от учителя достаточно высокой подготовки. Преподаватель, готовясь к очередному занятию, должен продумать следующие вопросы:

  1. какие исторические явления в развитии русского языка связаны с темой данного занятия и как увязывается материал школьного учебника с историческими сведениями?

  2. какие конкретные исторические экскурсы можно и нужно включить в занятие с учётом возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса?

  3. какие положения и выводы будут сообщены учащимся и что целесообразно рекомендовать для запоминания?

  4. какую воспитательную роль могут играть сообщённые учащимся исторические факты?

В данном курсе характеристика тех или иных исторических языковых процессов не предусматривает строгой их хронологизации, т.к. задача заключается в том, чтобы учитель мог в доступной форме объяснить школьникам происхождение и природу того или иного современного языкового явления, аргументированно ответить на вопросы учащихся.

В школьном учебнике отсутствуют исторические справки, т.к. он даёт только обязательный для усвоения материал. Однако программа требует вдумчивого отношения к фактам языка. Объясняя то или иное языковое явление, учитель по возможности постарается раскрыть его закономерности, его взаимосвязь с другими языковыми процессами. Выявление закономерностей - одна из основных проблем любой науки.

Особенно наглядным материалом для исторического комментирования являются реликтовые формы и различные случаи отклонения от типичных форм современного языка.

Сведения по истории языка будут востребованы также и на уроках русской литературы в старших классах. При изучении художественного произведения, в котором встречаются грамматические и лексические архаизмы, учитель может указать на них учащимся. Подобная работа целесообразна в двух отношениях:

  1. учащиеся обратят внимание на устаревшие слова и грамматические формы (этот приём противопоставления важен для овладения нормами грамматического строя и лексической системы современного языка);

  2. при изучении художественной литературы учащиеся встречаются со случаями использования архаизмов в различных стилистических функциях - от создания высокого, а иногда и гражданско-патетического стиля (Радищев) до пародирования (Фонвизин, Достоевский).

Умеренное и рациональное привлечение фактов исторической фонетики, грамматики, лексикологии на факультативных занятиях поможет учащимся улучшить орфографическую грамотность, более сознательно и прочно усвоить нормы современного русского языка, развить интерес к его глубокому изучению, лучше понять закономерности и пути его развития и совершенствования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Учащиеся должны:

  1. иметь целостное представление об истории развития русского языка;

  2. знать основные фонетические процессы, приведшие язык к его современному состоянию; основные изменения в морфологической системе русского языка; историю становления основных частей речи; историю формирования русского алфавита;

  3. уметь пользоваться этимологическими и историческими словарями, давать историческую справку относительно происхождения того или иного слова с объяснением его правописания или грамматических характеристик.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным предметом школьного курса.

Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи, причем особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, т.е. навыков, которыми необходимо владеть каждому выпускнику. На этой основе получают развитие такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющиеся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка.

Большое значение придается активизации и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и к обширной справочной литературе для определения нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Изменение самой системы преподавания русского языка в школе в ближайшем будущем задача едва ли осуществимая, но проведение внеклассных мероприятий, призванных оживить интерес к слову и словесности, - средство, доступное сегодня. Одной из наиболее полезных и популярных форм такой работы стали олимпиады, которые проводятся на всех уровнях, начиная со школьного.

Традиционно в тексты олимпиад включают задания по этимологии, по "сравнительному языкознанию", по фонетике и морфологии, выполнить которые возможно только при условии знания истории языка. В предлагаемом курсе факультатива "Исторический комментарий в школьном курсе русского языка" в практической части подобран также материал, позволяющий подготовить учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Цели курса:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;

- воплотить процесс углубленного изучения русского языка;

- расширить границы теоретических сведений и уровень творческого применения материала основной программы;

- познать теорию предмета;

- развить чувство языка;

- заинтересовать учащихся его тайнами и законами;

- вызвать интерес к гуманитарным наукам;

- способствовать выбору будущей профессии;

- воспитать любовь к русскому языку;

- расширить кругозор учащихся.

Задачи курса:

- расширить знания по отдельным темам курса «Русский язык» 5 - 9 классов;

- научить учащихся находить ответы на более сложные, по сравнению с обязательным уровнем, вопросы;

- овладеть рядом интеллектуальных лингвистических умений на уровне свободного их использования;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

- формировать знания об общих и единых корнях разных языков;

- развивать лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

- закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

Учебно-тематический план

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

лекция

практика

семинар

1

Периодизация истории русского языка

2

1

1

2

Формирование фонетической системы русского языка

7

1

5

1

3

Практическое занятие

1

1

4

Формирование лексического состава русского языка

4

1

2

1

5

Практическое занятие

1

1

6

Формирование морфологической системы русского языка

13

2

9

2

7

Практическое занятие

2

2

8

Становление графической системы и орфографии русского языка

1

1

9

Зачётная работа по курсу

1

1

10

Заключительное занятие

2



Содержание курса

Тема 1. Периодизация истории русского языка (2 часа)

Периодизация истории русского языка : основные периоды формирования современного русского языка: общеиндоевропейский язык-основа, праславянский язык, общеславянский, восточнославянский, собственно русский. Дописьменный (или доисторический) и исторический периоды. Старославянский и церковнославянский языки.

Форма занятий: лекция.

Метод обучения: репродуктивный: объяснительно-иллюстративный.

Тема 2. Формирование фонетической системы русского языка (7 часов)

Формирование фонетической системы русского языка : формирование фонетической системы гласных и согласных фонем русского языка; закон открытого слога и закон сингармонизма; органическое смягчение заднеязычных и отдельных групп согласных; утрата носовых гласных в древнерусском языке и ее последствия; образование слов с полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, -ере-, -еле-; падение редуцированных в древнерусском языке.

Форма занятий: комбинированное ( семинар, исследования, сбор данных, дискуссия)

Метод обучения: частично-поисковый

Тема 3. Практическое занятие (1 час)

Форма занятий: практическая работа.

Метод обучения: исследовательский

Тема 4. Формирование лексического состава русского языка (4 часа)

Формирование лексического состава русского языка : лексика исконная и заимствованная, основные признаки старославянизмов и заимствований из европейских языков; этимология слова.

Форма занятий: лекция, эвристическая беседа, практическое занятие.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Тема 5. Практическое занятие (1час)

Форма занятий: практическая работа.

Метод обучения: исследовательский

Тема 6. Формирование морфологической системы русского языка

(13 часов)

Формирование морфологической системы русского языка : формирование класса существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, наречий, предлогов, союзов, частиц.

Форма занятий: лекция, комбинированное (семинар, дискуссия, самостоятельная исследовательская работа, сбор данных)

Метод обучения: проблемное изложение, частично-поисковый .

Тема 7. Практическое занятие (2 часа)

Форма занятий: практическая работа.

Метод обучения: исследовательский

Тема 8. Становление графической системы и орфографии русского языка (1 час)

Становление графической системы и орфографии русского языка : создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием; происхождение букв кириллицы; основные реформы кириллической азбуки; становление орфографической нормы..

Форма занятий: лекция, виртуальная экскурсия

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Тема 9. Зачётная работа по курсу (1 час)

Форма занятий: проверочная работа.

Метод обучения: исследовательский

Тема 10. Заключительное занятие (2 часа)

Метод обучения: творческое задание (сбор данных, самостоятельная исследовательская работа, подготовка и написание сообщений, обсуждение результатов)

Формы контроля: защита проектов

Методическое обеспечение программы

Практическая работа №1

Задание 1

Определите, какого происхождения гласные О и Е в первом и во втором ряду, объясните причину их различия:

  1. лоб, рот, ложь, сон, мох. песок;

лев, день, весь, месть;

  1. дом, год, лом, стол, нос, конь;

свет, мель, село, дело.

Задание 2

Объясните, почему рифмуются слова в следующих отрывках:

Расселись, начали квартет,

Он всё-таки на лад нейдет. (Крылов. «Квартет»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… (Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

С потоком благодарных слез

В последний раз с полунебес

На мир земной она воззрела. (Жуковский. «Пери и ангел»)

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев. (Пушкин. «Полтава»)

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сон кипучий, искрометный

Виноградников твоих. (Пушкин. «Дон»)

Задание 3

Почему рифмуются выделенные слова в следующем отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Но говорят, вы нелюдим:

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Какой вывод о произносительных нормах литературного языка 19в. Можно сделать на основании наблюдений над рифмовкой выделенных слов?

Задание 4

Что вы можете сказать о строении и об орфографии слов женитьба и свадьба?

Задание 5

Докажите, что слово эфиоп нерусского происхождения.

Задание 6

В каких случаях употребляется Ь в современном русском языке?

Практическая работа №2

Задание 1

В-1

Найдите старославянизмы, укажите их признаки:

Сторож, одежда, бремя, карандаш, идущий, южный, пленный.

В-2

Найдите старославянизмы, укажите их признаки:

Нужда, стража, порох, огород, агнец, видящий, народ.

В-3

Найдите старославянизмы, укажите их признаки:

Страждущий, идолопоклонник, оплот, мостовая, шлем, молоко, клен.

Задание 2

В-1

Найдите европейские заимствования, укажите их признаки:

Группа, гравитация, ангел, выдра, солома, фабрика, курсант.

В-2

Найдите европейские заимствования, укажите их признаки:

Коалиция, коммивояжер, сустав, семена, софа, лебедь, лампа.

В-3

Найдите европейские заимствования, укажите их признаки:

конкурсант, авантюра, шпагат, полковник, сессия, инаугурация, капитан.

Задание 3

Внимательно прочитайте тексты и отразите их содержание в форме стать этимологического словарика.

В -1

Название рябина легко связывается в нашем языковом сознании с глаголом рябить - от ощущения ряба в глазах при виде спелых гроздьев рябиновых ягод. Однако связь слова рябина с глаголом рябить, существительным рябь и прилагательным рябой оказывается несколько более сложной, чем это может показаться с первого взгляда.

Общеславянское по своему происхождению название рябина было дано дереву по пёстрому облику его соцветий. Ведь древним значением слова рябой и было «пёстрый, пятнистый». Цветущая рябина выглядит пёстрым деревом в отличие, скажем, от белого цвета вишни или яблони.

Интересно отметить, что в этимологическом родстве со словом рябина находятся такие наименования, как рябчик и сказочная курочка-ряба. Лесная птица семейства тетеревиных рябчик получила своё название по пёстрому, «рябому» оперению. Что касается известной курочки-рябы, то буквально она значит «рябая курочка» - пёстрая по своему перу, пеструшка или пеструшечка.

Кудрявое и пёстрое цветение рябины, таким образом. Было выделено древними славянами как основное, оно и легло в основу названия самого растения, любимого в народе и воспетого во многих фольклорных произведениях.

В - 2

Доскональный. В современном русском языке это слово значит «очень подробный, основательный». Сходные с этим значения имеют однокоренные слова - наречие досконально и существительное доскональность. Мы говорим, например, «досконально изучить какой-либо вопрос» или « подвергнуть проект доскональному разбору», то есть тщательному, подробному, всестороннему анализу и оценке.

Если мы обратимся к памятникам письменности 17 столетия, то найдём это слово в форме доскональность. Что значило «совершенство, мудрость». Слово доскональность произошло от польского прилагательного doskonaly, что значит «превосходный, отличный, совершенный».

Исторически здесь тот же корень, что и в русских словах конец, доконать, то есть «кончить», дока и дошлый.

Не случайно В.И.Даль слово доскональный связывал со словом кон - «предел, конец». «Доскональный - подлинный. Истинный, точный, верный, - читаем в словаре В.И.Даля. - Досконально знаю, доконно, верно».

В - 3

Залихватский. Это имя прилагательное образовано с помощью суффикса

-ск- от исчезнувшего теперь диалектного слова залихват. В русских говорах прошлого века оно употреблялось в значении «молодец, удалец, молодчина».

Можно полагать, что существительное залихват возникло от сращения трёх слов: за, лихо (или лих) и хват - за лихо (лих) хват - что, может быть, означало « сверх меры», ср. современные просторечные глаголы перехватить или перехватить лишку.

В.И.Даль назвал прилагательное лихой «словом двусмысленным»: с одной стороны, «молодецкий, хваткий, бойкий, проворный… смелый и решительный», с другой - «злой, злобный, мстительный, лукавый…»

В.И.Даль указал также, что иногда лихо и лих означает «действие назло, наперекор».

Таким образом, в прилагательном залихватский соединились в сложном смысловом переплетении слова лихо от лихой и хват (хватить, хватать).

В современной русской речи слово залихватский значит «удалой, лихой, задорный, бесшабашный». Например, залихватская удаль, залихватский вид, залихватские манеры, залихватская подпись ( с лихим росчерком), играть на гармошке залихватски и т.п. В толковых словарях русского языка прилагательное залихватский и его производные сопровождаются стилистической пометкой «разговорное». С учётом этой окраски они и употребляются в речи.

Практическая работа №3

Задание 1

В каком значении употреблено слово глагол в следующем четверостишии Пушкина:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Задание 2

В каком значении употреблено слово правый в следующих словосочетаниях: «Мы идём правым путём», «правый поворот», «правая дорога»?

Задание 3

Приведите примеры перехода нарицательных существительных в собственные и наоборот. Какой из этих процессов является более регулярным?

Задание 4

В каких случаях обязательно употребление личного местоимения перед глаголом?

Задание 5

К каким местоимениям и когда прибавляется Н?

Задание 6

Почему местоимения каков и таков не склоняются?

Задание 7

Какой частью слова является -ий в словах медвежий, синий?

Задание 8

Почему краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия в современном языке, в отличие от древнерусского, не склоняются?

Задание 9

Почему при числительных от пяти и далее вместо существительного год употребляется существительное лет?

Задание 10

Каков состав слов двумястами, тремястами?

Задание 11

Какие числительные при склонении имеют только два окончания?

Задание 12

Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

Задание 13

Какие глаголы могут иметь только неопределённую форму и формы прошедшего времени единственного числа среднего рода и 3-го лица единственного числа настоящего - будущего времени?

Задание 14

Чем можно объяснить, что числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят в современном языке оканчиваются на твёрдый Т, несмотря на то что в слове десять - Т мягкий?

Практическая работа №4

Задание 1

Как называются жители Томска, Тулы, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля?

Задание 2

Какие окончания являются общими для всех имён существительных независимо от склонения?

Задание 3

Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:

а) домов, столов, коров, ковров, голов, основ;

б) степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

Задание 4

Образуйте форму род. пад. множ. числа от слов апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат.

Задание 5

Какого происхождения слова копейка и рубль?

Задание 6

Докажите, что слова конец и начало исторически однокоренные.

Задание 7

Каково происхождение слова палка, и имеет ли это слово какое-нибудь отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?

Задание 8

Каково происхождение слова трава, и имеет ли оно какое-нибудь отношение к глаголу травить?

Задание 9

Являются ли однокоренными в современном языке слова побывать, забывать, добывать?

Задание 10

Каков состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

Задание 11

В современном русском языке есть прилагательное белобрысый - «с очень светлыми, белесыми волосами, бровями, ресницами», например белобрысый мальчик. Вторая часть этого сложного слова - брысый - образована от др.-русск. Существительного бры, которое в вин. пад. един. числа имело форму бровь. Следовательно, белобрысый буквально обозначает «белобровый».

В современном языке есть ещё слова подобной структуры: кровь, любовь, морковь, свекровь, церковь. Какова первоначальная форма этих слов?

Задание 12

Глагол зябнуть означает «испытывать чувство холода». От этого глагола образовано бессуфиксальное существительное зябь - «поле, вспаханное с осени для посева весной».

Подумайте, как образовалось слово зяблик и почему эта птичка так названа?

Задание13

Какой суффикс исторически выделяется в словах костыль и ковыль? Докажите, что вы правы.

Задание 14

Определите, связаны ли исторически слова напёрсток, перчатка, наперсник. Сделайте выводы о написании слов.

Задание 15

Выделите исторические морфемы в слове сметана. Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 16

Используя материалы этимологического словаря, докажите справедливость следующих высказываний.

  1. Орфография слова есть биография слова. ( В. Шереметевский.)

  2. Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. (М. Рыбникова.)

Задание 17

Одинаковое ли значение имеет этимологически выделяющийся суффикс

-ник- в данных словах? Докажите, что вы правы.

Питомник, племянник, подлинник, сверстник, ровесник, соперник, соратник.

Задание 18

Объясните написание слов с помощью этимологического анализа.

  1. Макр..космос, мет..галактика, мег..полис, мете..рит, мон..графия, мон..рхия, микр..фильм;

  2. п..леография, п..лиглот, п..лизтилен, некроп..ль, п..леолит, п..лиграфия, п..леозоология, п..лигон;

  3. п..риметр, п..ротехника, п..риодический, п..ригей, п..роскаф;

  4. п..ртфель, п..рафраза, п..ртмоне, п..ртативный, п..рапсихология, трансп..рт, рап..рт, п..радокс;

  5. ф..нтазия, ф..нетика, ф..нтом, ф..нетический, стереоф..нический, ф..нтасмагория, ф..нтастика.

Задание 19

Установите, в чём общность в происхождении данных имён собственных:

Николай, Никон, Вероника, Никанор, Никодим.

Задание 20

Установите, откуда в русский язык пришли слова аллергия - алогизм, акклиматизация - акустика, баланс - балласт.





Темы творческих работ

  1. Историческое чередование гласных в современном русском языке.

  2. Историческое чередование согласных в древнерусском языке.

  3. Последствия неодинаковой судьбы древнерусских редуцированных гласных Ъ и Ь в сильных и слабых позициях.

  4. Старославянизмы в русском языке.

  5. Язык - это развивающееся явление.

  6. Собственные и нарицательные существительные. Антропонимика.

  7. Собственные и нарицательные существительные. Топонимика.

  8. Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?

  9. История названий дней недели.

  10. Истортя названий месяцев года.

  11. Причины чередования гласных в морфемах русского языка.

  12. Формирование фонетической системы согласных русского языка.

  13. Кириллица и глаголица.

  14. Становление орфографической нормы. Реформы русской орфографии.

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература:

а) основная:

Василенко, И. А. Историческая грамматика русского языка : сборник упражнений / И. А. Василенко. - изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с.

Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. - М. : Высшая школа, 1981. - 359 с.

Иванов, В. В. , Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя / В. В. Иванов, З. А. Потиха. - М. : Просвещение, 1985. - 160 с.

Ольгович, С. И. Этимология и орфография / С. И. Ольгович. - Ч. 1-3. - Томск : Пеленг, 1996-2008.

б) дополнительная:

Климовская, Г. И. Русская орфография - быстро и надежно / Г. И. Климовская. - Томск : изд-во научно-технической литературы, 1997. - 80 с.

Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка / Е. Г. Ковалевская. - М. : Просвещение, 1978. - 384 с.

Костомаров, В. Г. Жизнь языка от вятичей до Московичей / В. Г. Костомаров. - М. : Педагогика - Пресс, 1994. - 240 с.

Осипов, Б. И. История русской орфографии и пунктуации / Б. И. Осипов. - Новосибирск : изд-во НГУ, 1992. - 251 с.

Откупщиков, Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии : книга для учащихся / Ю. В. Откупщиков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1973. - 256 с.

Суперанская, А. В. Имя через века и страны / А. В. Суперанская. - М. : Наука, 1990. - 192 с.

Успенский, Л. В. Слово о словах. Имя дома твоего / Л.В. Успенский. - Л. : Лениздат, 1974. - 719 с.

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. - В 4-х т. - Изд. 3-е. - СПб. :Терра Азбука, 1996.

Черных, П. Я. Очерк русской исторической лексикологии : древнерусский период / П. Я. Черных. - М. : изд-во Московского ун-та, 1956. - 243 с.

Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка / П. Я. Черных. - Т.1-2. - М. : Русский язык, 1999.

Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. - М. : Просвещение, 1971. - 542 с.

Шанский, Н. М. В мире слов : пособие для учителей / Н. М. Шанский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1978. - 319 с.

Штрекер, Н. Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование / Н. Ю. Штрекер. - М. : Академия, 2005. - 240 с.

Языкознание : большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. - Изд. 2-е. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.



© 2010-2022