Консультация Роль библиотекаря по привитию воспитанникам потребности в систематическом чтении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУДД «Хуры тын»


«Роль библиотекаря по привитию

воспитанникам потребности в систематическом чтении

литературы для развития творческого мышления,

познавательных интересов и способностей».



Консультация





Педагог-библиотекарь:

Кулаева И.А.












Владикавказ, 2015г.

«Человек, не испытавший увлечения литературой и, не прошедший через эмоциональную выучку навсегда останется душевным уродом, как бы не преуспел он в науке и технике.

При первом же знакомстве с такими людьми я, всегда замечаю их страшный изъян - убожество психики, их тупосердие».


К.И. Чуковский

«Если, не дай Бог, так случится, что исчезнут музеи, театры, школы, то останутся библиотеки - культуру и науку можно будет восстановить».

Д. Лихачев


















«Основной способ интеллигентного

развития - чтение».

Д.Лихачев


Чтение художественной литературы, если ребенок достаточно хорошо читает - творчество. Способностью творить в той или иной степени обладает каждый человек. Развивать в детстве творческое начало - задача всех руководителей детского чтения. В том числе и библиотекарей, в руках которых литература, специально отобранная для каждой категории читателей. В частности, для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Главный критерий отбора литературы для чтения - ее моральная ценность. Это в основном классическая детская литература русских, зарубежных авторов, фольклор и т.д.

В библиотеку дети приходят и по одному и группами. Соответственно, работа по руководству детским чтением ведется индивидуально и массово, то есть с отдельными группами читателей определенного возраста: младшего, среднего и старшего.

При подготовке и проведении библиотечных мероприятий с группами (обычно мероприятие длится 30 минут), стараюсь учитывать следующие общие требования:

1. Учет возрастных и психологических особенностей и читательского уровня детей.

2. Мероприятие должно создавать настроение. Чтение текста - переживание, не «щекотание нервов», а «потрясение», как пишет в своих трудах Тихомирова Л.

3. Стремлюсь к вовлечению в действие всех детей. Чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться и учился этому.

4. стараюсь предусмотреть перспективу развития.

5. Мероприятие не должно быть уроком, оно должно по возможности приводить детей к мысли: «Как хорошо уметь читать!», «Как хорошо умет читать!». Это является одновременно хорошей рекламой книги и чтения.

6. Чтобы мероприятие не было загружено.

7. Использую в работе музыку, видеоматериалы, аудиозаписи, эмоциональный рассказ и т.д.

Схема моего мероприятия обычно выглядит следующим образом (если это не конференция и не заключительное мероприятие):

1. Предварительная беседа (ввожу в тему).

2. Выразительное чтение (используя аудио- и видеотехнику).

3. Творческое рассказывание.

4. Свободный обмен мнениями.

5. сопоставление 2-х или нескольких прочитанных произведений по содержанию и форме.

Например: общее и различное в сказках…

6. Продолжение рассказа.

Или

7. Творческий пересказ, то есть пересказ от имени героя или читателя, от имени...

Или

8. Словесное рисование рассказа (- «Какой эпизод текста легче, по вашему мнению нарисовать?» - «Какими красками?» - «А что бы вы тут нарисовали?»).

9. Рассматриваем художественные иллюстрации. Сравниваем их. (Например: разные издания книг А.Толстого «Золотой ключик»…)

При этом пункты 1и 2 - обязательны, остальные - выборочно.

Направить мысль ребенка по пути к самому себе, отталкиваясь от персонажей, помогают вопросы типа:

- Кто из известных литературных героев вызывает твое восхищение? Чем они тебя покорили?

- Какими душевными качествами обладают?

- Что ты о них можешь сказать?

- Кому из них тебе хотелось бы помочь?

- С кем из них ты хотел бы дружить?

- Какие черты хотел бы иметь у себя?

- Кто не нравится? Каков он? Какие его характерные черты? Что ты не принимаешь в нем? Что вызывает у тебя антипатию? Почему он такой, как ты думаешь?

Стараюсь уделять внимание не только положительным героям. Побуждаю детей задуматься над характерами людей, открывать душевные качества, из которых и будут складываться, и развиваться зачатки собственного «Я».

«Учиться быть человеком на опыте человечества»

О.Кабачек

В работе с группами читателей по возрастам использую следующие формы подачи литературы: беседы, комментированные чтения. Обзоры, обсуждения прочитанного, путешествия по книгам, поэтические часы, литературно-музыкальные вечера, конференции, литературные диспуты.

Массовые формы работы дают возможность планировать знакомство с художественной литературой по различным направлениям воспитательной работы. К духовному развитию детей, обогащая их внутренний мир и создавая основу для развития творческой личности в целом, так как активность воображения, фантазии, способность самовыражения пригодятся человеку в любых видах деятельности.

Индивидуальные формы работы:

  1. Индивидуальные беседы. Изучение интересов читателей через беседу с конкретными детьми, последующим подбором литературы.

  2. Беседы - рекомендации, учитывая выявленный уровень читательского развития.

  3. Обмен читательским опытом.

Беседа - диалог, позволяющий выявить ту работу, которая является творческой, то есть отзывы, впечатления…

Прежде, чем поделиться впечатлениями, дети, естественно, пропускают художественные произведения через себя. Впускают героев его в свой мир, набираются при этом жизненного опыта, рассуждают, осуждают, восхищаются. Что-то их потрясает, удивляет и не оставляет равнодушными. Они переживают за любимых героев, желают им добра. Не это ли является читательским творчеством…

Некоторые из детей делают попытки писать стихи.

«Читательское творчество детей еще малоизученно. А этот важный пласт культуры, создаваемый ребенком в процессе чтения, остается непознанным, необъективным и по-настоящему неоцененным».


«Тот опыт, который наши дети почерпнут из детских книг сейчас, будет всплывать вместе с читательскими впечатлениями потом».

Тихомирова И.И.


Примеры приемов, используемых в работе:

  1. Осмысление заголовка.

  2. Стараюсь вывести детей на самостоятельное размышление над книгой (в меру их возможностей). Нельзя побудить читательский аппетит, растолковывая самой постоянно текст, то есть постоянно все «разжевывать».

  3. Прием разворачивания в честь детей своих читательских воспоминаний.

  4. Проецирование прочитанного текста на их собственную жизнь (задать эмоциональный тон). (Железников В. «Чучело», Куприн А.И. «Чудесный дом», Мало Г. «Без семьи», Гринвуд Дж. «Маленький оборвыш» и пр.)

  5. Столкновение в книгах с трудностями. Препятствие - это прививка (учимся на опыте жизни, отраженной в лучшей художественной литературе).



7


© 2010-2022