Обобщение материала по темеЛексика в 10-м классе (на материале романа И. С. Тургенева Отцы и дети)

Урок по теме "Лексика" проводится в 10-м классе после изучения романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".Роман И.С.Тургенева представляет благодатный материал по различным пластам лексики. Учащиеся находят архаизмы, заимствованные слова, просторечную лексику. Они делают выводы и обобщения о том, как лексика передаёт эпоху, взгляды героев романа, помогает определить их политические взгляды,мировоззрение. Лексика - это индикатор эпохи, настроений героев,их увлечений,занятий любимым делом.Таким образом, у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Лексика» ( по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

  1. б класс.

Цели и задачи: урока:

  1. Повторить теоретические сведения по лексике.

  2. Сформировать у учащихся навыки работы со справочным материалом.

  3. Расширить словарный запас учащихся.

  4. Выработать навыки грамотного письма.

Оборудование урока: 1) Портрет И. С. Тургенева.

2) Роман « Отцы и дети».

3) Лингвистические тренажёры (таблицы на листах перед каждым учеником).

4) Словари.

Работа с текстом главы 10-й «Спор о принципах»

Словарь Базарова .

Добрый малый, третьего дня, бросить ерунду, аристократишко, коли раздавят.

Словарь П. П. Кирсанова.

Аристократизм, либерализм, прогресс, принсипы, милостивый государь).

Выводы учащихся: речь Базарова разговорная ,а речь Кирсанова - речь литературная ,

грамотная.

Задание классу: найти контекстуальные антонимы.

Красная рука- подбородок аккуратно выбрит,

Висячие бакенбарды- ногти на выставку,

Балахон с кистями- розовые ногти, красивая рука,

Бакенбарды печного цвета- снежная белизна рукава,

Филантроп- мизантроп.

О чём же говорят эти контекстуальные антонимы?

Выводы учащихся: данные антонимы свидетельствуют о разных социальных слоях Евгения Базарова и П.П, Кирсанова.

Пассивный словарь.

Историзмы: постоялый двор, панталоны, адъютант, министерство уделов, тарантас, барин, барыня, оброк, вольноотпущенные, дворовые, камердинер, господа, заводчик, сановник, княжна, губернаторский, ливрея, треуголка, герцогиня, дворецкий, дрожки, горничная.

Архаизмы: флигель- пристройка, губерния- область, лекарь- врач, почивать- спать.

Иноязычные и специальные слова: нигилист, принцип, опыт, физика, материалист, аристократы, одеколон, нессесер, физиологи, романтизм, шлафрок, холера, виолончель, синьор, комфорт, байронизм, эмансипация, эмбриология, дизентерия, мазурка, полька, фреска, секундант, англоман, микроскоп, адский камень, инфузория.

Фразеологизмы.

Задумал гнездо свить, прошла огонь и воду, хлеба нашего покушала, каждый человек сам себя воспитать должен, шут гороховый.

Каждый фразеологизм связан с характеристикой определённого героя: Одинцовой, Базаровым, Аркадием.

Разговорная лексика.

Мешкать, дохтур, баба с мозгом, мужик, толстобородый, подсобляйте, братец, полноте, бедняга, бабёнка, посмотришь эдак сбоку, размазня, лекарская книга, кажись, кружовник.

Художественные средства.

В тексте встречаются эпитеты, сравнения.

Худые плотины, весенний красный день, грешное, бунтующее сердце, жизнь бесконечная, невинные глаза цветов, бесконечная зима( гипербола).

Итак, задача решена. Классом( по группам ) проведена поисковая работа.

Выводы учащихся.

Проведённая работа воссоздала картину жизни различных слоёв общества 2-й половины 19- го века. Учащиеся полностью представили людей, род их занятий, взгляды на жизнь.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Речевая характеристика литературного героя»(по выбору учащихся).


© 2010-2022