Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Зиновии В. Н. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»В наше время значение слов «нравственность, честь, достоинство, патриотизм» как бы теряют свое значение. Но как необходимы нашему обществу именно и нравственность, и честь, и достоинство, и патриотизм. Произведения Г.Г. Батца, одного из известнейших прозаиков Сибири посвящены именно этим темам. Как важно оказывается беречь свою честь как человека, как гражданина именно с молодости, чтобы не ... «Береги                                              честьсмолоду»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зиновии В. Н.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа № 2»

Описание урока. В наше время значение слов «нравственность, честь, достоинство, патриотизм» как бы теряют свое значение. Но как необходимы нашему обществу именно и нравственность, и честь, и достоинство, и патриотизм. Произведения Г.Г. Батца, одного из известнейших прозаиков Сибири посвящены именно этим темам. Как важно оказывается беречь свою честь как человека, как гражданина именно с молодости, чтобы не было мучительно стыдно в зрелом возрасте.

«Береги честь смолоду»

Цель:

1. Познакомить учащихся с творчеством Г.Г. Батца, одним из крупнейших

прозаиков Сибири.

2. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

  1. Привить любовь к родной природе, к месту, где родился.

Оборудование урока: Портрет Г.Г. Батца, слайд-фильм, текст, рассказ «Илькина борозда».

Как же велика твоя сила воздействия, родина.

Есть ли что-нибудь у человека священнее, чем неиссякаемая любовь
и преклонение перед тобой...

(Г.Г. Батц)




Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Г.Г. Батца «Илькина борозда»

Прежде, чем начинать знакомство с произведением, скажите, имя Г. Батц вам
знакомо? Предлагаю познакомиться с этим талантливым писателем, нашим земляком.

Генрих Генрихович Батц родился 22 января 1928 года в семье служащих в селе Привольном Саратовской области, по национальности немец. В 1941 году был вместе с семьей репрессирован, отправлен на жительство в Сибирь Туруханский район. В эти годы работал рыбаком, охотником, плотником, ямщиком, кассиром, лесозаготовителем, колхозником, звероводом, инкассатором, учителем, лесничим, инженером. В 1955 году был
реабилитирован и через 10 лет выехал на юг Красноярского края.

Г.Г. Батц - член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Республики Хакасия.

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»

Конспект урока на тему «Береги честь смолоду»



Первый рассказ Г. Батца был опубликован в альманахе «Жарки» Красноярск в 1967г. Спустя несколько десятилетий выходят в свет книги писателя: «Из века в век» (Абакан), 1994, «Торг Сивилы» (Абакан 1996), «Где Макар телят не пас» (Абакан, 1997г), «Большой Аргиш» (Абакан, 1997г, «Твой дом» (Абакан, 1998г.), «Водоворот» (Абакан, 199г.), «1418 ещё один день» (Абакан, 2003г.), которые принесли Г. Батцу широкую известность.

Писатель умело наблюдает за людьми в их обычной размеренной жизни. В нём так же как и у сельских жителей присутствует совестливость, природная сметка, любовь к родной земле. Он не оканчивал университета, на его жизненный университет - это труд, помноженный на самообразование.

Зрелое письмо незаурядного художника слова проявилось и в признании его работ в живописи. Более 150 полотен Генриха Батца украшают выставочные залы Саяногорска, Абакана, Красноярска. Главное в них - Природа и человек.

Умер в 2010 году.

Итак, «Илькина Борозда»

Словарная работа. Штурман -

Бобыле жить-

Кочагыры -

Дискуссия -

Ассамблея -

Вопросы к классу. Как вы считаете, о чем это произведение?

Выслушать ответы учащихся.

А теперь начнем читать этот рассказ. Читаем до слов «С чем вернусь?»

Вопрос к классу: Интересно, в чем проблема.

Кто такой Илья Никитич и что мы о нем узнаем?

С каким чувством он приближается к родной деревне?

  1. Кто такой Илья Никитич и что мы о нем узнаем?

  2. С каким чувством он приближается к родной деревне.

Автор, используя прием умалчивания, не говорит, почему герой столько не был дома. Но он рассказывает о том, чего он достиг, кем он стал?

С каждым годом щемящее чувство радости и мальчишеского нетерпения закипало и поднималось внутри подступало к горлу, подкрадывалось колючками к глазам.

Какой прием автор использует, говоря о чувстве героя - сложная метафора. Что же манит героя сюда, домой?

Как же велика твоя сила воздействия, родина. Есть ли что - нибудь у человека священнее перед тобой.



Почему Илья Никитич остановился поражённый?

- Вместо зеленотравного моря перед ним, ощетинивается голыми, застуженными |В

обезображенными нагромождениями илькиной борозды.

Он заблудился?

Найдите в рассказе текстовые синонимы к слову нагромождение, раздол,

обреченный.

Встреча со стариком.

Как ведет себя герой со старцем?

- Пристально разглядывает, стараясь вспомнить, кто он. Было что - то знакомое в грубоватых чертах его лица, но мысль «билась в догадках».

- Почему Илья Никитич не называет старику себя?

Новости о селе ему хочется услышать под родной крышей. Где, на ваш взгляд, и как её отзывается о нем в рассказе старик, зачитайте его.

- это Илькина Борозда

  • шельмец его проделка

  • Интересно, в чем проблема?

  • Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы?

  • есть ли какие - либо решения

Записываем на доске.

- А теперь сделаем выбор

- Любопытно, как это осуществляется на практике.

Дочитываем рассказ до конца.

Наши мнения не совсем совпадают, значит, сделаем следующим образом. Мы
используем шкалу нравственного выбора. Вспомните героев в соответствии со свойственной вам точкой зрения, и оцените поведение героев. Но свое мнение нужно аргументировано доказать (опираясь на текст).

Чтобы вы могли отстоять свою точку зрения, проведем дискуссию.

- А теперь, используя стратегию «Уголки» расходимся по углам, учитывая свою точку зрения. Рассаживаемся за разными столами: зеленый, красный, синий.

Каждая группа получает задание

А) Выберите выступающего от группы.

Б) Подготовьте его к защиты вашей точки зрения

(опираясь на сведения из текста)

В) Подготовьте вопросы другой группы.

  1. вспомните «Золотые правила дискуссии»







  1. Давайте выберем одного аналитика, который оценит выступление каждой группы
    по таким критериям.

  1. Обоснованность аргументов (ссылка на текст)

  2. Логика выступления (от общего )

  3. Оригинальность выступления

  4. Корректность

Чтобы облегчить вам работу по защите своей точки зрения, я Вам предлагаю
несколько пословиц и поговорок, которые помогут Вам отстоять Ваше мнение.

Честь ценят не по словам, а по делам.

Береги честь смолоду.

Честь честью, а дело делом.

Правды не скроешь.

Выступление групп. Подведение итогов.



© 2010-2022