Конспект урока по русскому языку на тему Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения

Конспект занятия. Тематический раздел«Синтаксис и пунктуация». Тема: «Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения. Роль сложноподчиненных предложений в создании афоризмов». Цели и задачи: Дать практическое обоснование коммуникативной функции сложноподчиненного предложения как единицы литературного языка. Обобщить и систематизировать ранее изученные приемы характеристики сложноподчиненного предложения на примере общеизвестных афоризмов.Выяснить, как структура предложения влияет н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия.

Тематический раздел «Синтаксис и пунктуация».

Тема: «Коммуникативные функции сложноподчиненного предложения. Роль сложноподчиненных предложений в создании афоризмов».

Цели и задачи:

  1. Дать практическое обоснование коммуникативной функции сложноподчиненного предложения как единицы литературного языка.

  2. Обобщить и систематизировать ранее изученные приемы характеристики сложноподчиненного предложения на примере общеизвестных афоризмов.

  3. Выяснить, как структура предложения влияет на его семантику.

  4. Продолжить работу по развитию умений анализировать в комплексе структуру и смысл сложного предложения.

  5. Способствовать формированию универсальных учебных действий, как то: вычленять главную мысль, формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, применяя навыки рассуждения.

  6. Показать ценность, глубину мысли и человеческой мудрости высказываний, отлитых в краткую языковую форму, на примере конкретных афоризмов.

Методы: репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (или эвристический).

Ход урока.

  1. Огрмомент. (Для реализации поставленных целей необходимо: установить связь с предыдущими уроками, поставить перед учащимися задачу , которую необходимо решить на данном уроке, объяснить, с какой целью осуществляется данная деятельность, т.е. дать установку на будущее)

Продолжаем работать над обобщением знаний о сложноподчиненном предложении.

Учитель говорит о коммуникативных функциях речи.

Вопрос:

- Как вы понимаете термин «коммуникативная функция речи»?

Мы изучаем теорию сложного предложения не ради ее самой, а для орпеделенных практических целей, чтобы использовать полученные знания в различных речевых ситуациях.

Иными словами: «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но только для того, чтоб научиться делать»

Эти слова М.Горького записаны на доске, являются эпиграфом к уроку.

Производится запись в тетради, обращается внимание учащихся, что данное предложение так же является сложноподчиненным.

Мы уже говорили о том, что, используя такую синтаксическую единицу, как сложноподчиненное предложение, можно не только нести определенную информацию, но и передавать уточнение, смысловые оттенки и т.д.

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с еще одной функцией сложноподчиненного предложения. Эта синтаксическая форма часто и довольно эффективно используется для создания афоризмов.

2. Повторение, проверка домашнего задания.

(Прежде чем перейти на новый уровень восприятия, необходимо вспомнить и повторить план синтаксического разбора предложения, проверить, усвоили ли учащиеся, что такое афоризм, признаки афоризма)

Предлагается работа учащихся по следующим вопросам:

- Давайте вспомним, что такое афоризм, в каких фольклорных жанрах используются афоризмы?

- Каждое ли изречение знаменитого человека можно считать афоризмом?

- Что характерно для крылатого выражения? (глубина и законченность мысли, обобщенность, краткость, лаконичность).

Далее учащиеся самостоятельно дают определение понятию «афоризм». Наиболее удачный вариант записывают в тетрадь.

Афоризмы - жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму.

Задание(все в тетради, один человек у доски):

- Найти и объяснить знаки препинания, дать характеристику предложения:

Меткие, мудрые афоризмы поражают, восхищают силой и тонкостью ума, гармонично сочетают в себе логическую доказательность науки и художественную образность словесного искусства.

(на следующем этапе учитель выясняет, понятен ли учащимся смысл предложенных афоризмов, владеют ли они навыками формулирования собственных мыслей, могут ли аргументировано рассуждать, приводить аргументы, делать выводы)

- А теперь обратим внимание на конкретные афоризмы. На дом у вас было задание написать небольшое сочинение-рассуждение по одному из трех предложенных высказываний.

Зачитываются выдержки из работ учащихся.

Афоризмы, предложенные учащимся для работы:

  1. «Человек создан для счастья, как птица для полета». (В.Короленко.)

  2. «Мы в ответе за тех, кого приручили». (Сент-Экзюпери.)

  3. «Бойтесь желаний своих, ибо они сбываются» (Пословица)

3. Подготовка к восприятию нового.

Учащиеся самостоятельно разбирают предложения, дают ему характеристику.

Если с определением смысла, глубины мысли данных афоризмов вы справились, то сегодня наша задача - разобраться, в какую же краткую языковую форму отлита эта мудрость. Для этого займемся синтаксическим разбором данных предложений.

4. Усвоение нового.

(Формулируется исследовательская задача, поэтапно решается вопрос, как структура предложения влияет на его семантику. Учащиеся выполняют различные виды заданий: самостоятельно разбирают предложения, дают ему характеристику, отвечают на вопросы. При подаче педагога формулируются выводы, которые фиксируются в тетрадь.)

Задача: разобраться, как структура предложений влияет на его смысл.

На доске (и в тетрадях) чертится таблица

Структура предложения

Выводы

Человек создан для счастья, как птица для полета.

[ ], (как… ).

(С/п с придаточным обстоятельственным сравнения 1)двусоставное, распространенное, полное 2) односоставное, распространенное, неполное - сказуемое)

1. Для создания афоризма используются сложноподчиненные предложения с различными типами связи.

Таблица постепенно заполняется.

По ходу урока во вторую колонку записываются выводы

Задание.

В предложениях найти грамматические основы, расставить знаки препинания, выделить главную и придаточную части, поставить вопрос, определить средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

(Пока один ученик работает с предложением, второй у доски строит его схему, группа устно определяет тип придаточной части.) Формулируется и записывается первый вывод (см. в табл.)

Вопросы учащимся:

- Обратите внимание на первые два предложения. Что представляет собой в них придаточная часть? (Это неполные предложения. В них опущен главный член) .

- Что это дает нам? Как это отражается на смысле предложения? (Неполные предложения в качестве придаточного подчеркивает единство всего предложения. Причем, первостепенными - не только структурно, но и по смыслу - здесь являются главные части, а придаточные дополняют уже известную информацию.)

- Иная ситуация в третьем предложении. Здесь структурно неполным, односоставным является главное предложение. Определите его тип (определенно-личное). Что достигается использованием такой синтаксической формы? (Обобщенность значения, близкая к пословице: форма обращения, совета, предостережения.)

- Но ясен ли этот совет без придаточной части? Нет! для нас более значимой в смысловом плане оказывается причина, информация о которой заложена в придаточной части.

Второй вывод (формулируется коллективно):

при создании высказывания играет роль и главная, и придаточная части сложноподчиненного предложения.

(Рассматривается стилистическая принадлежность союза ИБО. Учащиеся самостоятельно формулируют вывод)

- А теперь посмотрим на союз ибо в последнем предложении. Какие союзы здесь были бы ему синонимичными (так как, потому что)

- Проведем стилистический эксперимент, чтобы ответить на вопрос, равнозначны ли эти союзы? Всегда ли они взаимозаменяемы?

- Союз так как. Что меняется? В каком стиле более уместно такое выражение? Уместен ли этот союз в обычной разговорной речи?

- Союз потому что. Если бы вы не знали первоначального варианта данного выражения, какой союз вы бы употребили скорее всего? (этот, как более привычный, употребляемый именно в разговорной речи).

- Тогда почему же используется непривычный для нас союз ибо? Значит, в этом есть какой-то смысл?

(Это устаревший союз. Вносит оттенок архаичности: древнее - значит мудрое, прошедшее проверку временем, имеющее право на то, чтобы поучать нас из глубины веков)

Третий вывод:

для более тонкого и точного выражения мысли важна и такая деталь, как союз, используемый в сложноподчиненном предложении.

(Это задание с эффектом неожиданности. Рассчитано на повышение внимания, заинтересованности в дальнейшей деятельности, так как учащиеся утомлены, это позволит восстановить внимание.)

- А сейчас я хочу познакомить вас с еще одним интересным афоризмом. Это строка из стихотворения Андрея Вознесенского. Она записана на доске. Расставьте в этом предложении знаки препинания.

Мне больно когда тебе больно Россия!

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

(Я люблю свою родину. Тревожусь за ее судьбу. Если ей плохо, то и я не могу быть счастлив…)

- Но все дело в том, что у Вознесенского запятая стоит не здесь! Не до, а после слова когда.

Мне больно когда, тебе больно, Россия!

- Произведем синтаксический анализ обоих вариантов. Посмотрим, что меняет эта запятая. Не только структуру предложения (меняет местами главное и придаточное), но и смысл. Во втором авторском варианте мысль более глубокая. Я - частица Родины. Страна не может называться счастливой, если в ней живется плохо хоть одному ее сыну. Не только я в ответе за Родину, говорит поэт, но и она в ответе за меня, тебя, каждого из нас).

- Эту мысль подтверждает и предшествующая строка стихотворения:

Россия, я твой капиллярный сосуд,

Мне больно когда, тебе больно, Россия!

Запишем эти строки вместе.

Четвертый вывод:

для точного выражения мысли важна и правильность постановки знаков препинания. Даже запятая может сыграть роль в создании нового предложения.

Подведение итогов урока.

(Подведение итогов - необходимый компонент в заключение каждого урока, цель: суммировать и систематизировать полученную за урок информацию)

Несколько учащихся самостоятельно формулируют выводы.

(Сложноподчиненное предложение часто используется для создания афоризмов. Но для того, чтобы мысль получила красивое и полное выражение, важно учитывать и синтаксическую форму изложения, и тип придаточной части, и форму главного и придаточного предложений, и предпочтительность определенного союза, и даже постановку знака препинания.)

Домашнее задание.

( В данном случае я отдаю предпочтение дифференцированным заданиям. Во-первых, каждый может выбрать задание по своему уровню, во-вторых, дается свобода выбора, что тоже является положительной мотивацией.)

Попробуйте применить выводы сегодняшнего урока при выполнении домашнего задания (по выбору):

  1. Придумать два-три своих высказывания, используя форму сложноподчиненного предложения (пользуясь материалом предыдущего урока, сформулировать выводы о структуре и семантике вашего высказывания).

  2. Закончить афоризм:

Льстят тем,… (кого боятся.) (А.П.Чехов)

Да, жалок тот,… (в ком совесть нечиста.) (А.С.Пушкин)

Если у тебя ничего нет, … (имей хотя бы совесть.)

(Пользуясь материалом предыдущего урока, сформулировать выводы о структуре и семантике вашего высказывания).

3. Найти и выписать из упражнений учебника афоризмы в форме сложноподчиненных предложений. Произвести разбор. (5-8 предложений)



© 2010-2022