- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)
Конспект урока на тему Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожина М.С. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные". 5-й класс
-
Кожина Марина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Цель урока: формирование представлений учащихся об именах существительных и нарицательных.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
- познакомить учеников с понятиями "собственное" и "нарицательное";
- формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать внимание учащихся;
- развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные:
- воспитывать речевую культуру;
- воспитывать любовь к малой родине.
Оборудование: рабочие листы с материалами к уроку, памятка по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные", стихотворение (запись).
План.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Девиз нашего класса на каждом уроке: Мы пришли сюда учится, не лениться, а трудится!
2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.
- Какую часть речи вы сейчас изучаете?
- Что такое существительное?
- А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, 2 группы имен сущ-х.
3. Оформление тетрадей.
Запишите в тетрадях дату .
Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний. На доске записаны слова:
Космос, Гагарин, Москва, столица, Россия, страна, Обь, река, собака, Стрелка.
- Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?
- Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.
(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой слова с безударной проверяемо гласной в корне слова: стихи-стих, река-реки, страна-страны, город- словарное слово с непроверяемой гл в корне, и город-города ( Обь-Оби ).
- По какому принципу вы распределяли данные слова?
- Давайте дополним каждую колонку своими примерами. (2 ученика у доски; ученик - Иванов, столица - Москва)
2. Работа над новым материалом.
1. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.
Слова, написанные в первой колонке, называют… (Ответы учеников). Однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют … (Ответы учеников) Единичные предметы и являются именами собственными.
Сами формулируют тему и цель урока!!!!
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему урока и используя опорные слова на доске:
1) Углубить и расширить знания о …;
2) Учиться правильно … .
Цель нашего урока: углубить и расширить знания об имени существительном, о правописании собственных и нарицательных существительных; учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.
- Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?
Прописная буква.
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- Какие важные дела у большой буквы? Одному будет сложно назвать роли большой буквы, поработаем в группах. Записываем роли и по 1 примеру.
- имена, отчества, фамилии людей;- географические названия;- названия литературных произведений;- названия исторических событий;- названия картин, кинофильмов, спектаклей;
- названия предприятий;- клички животных. Все роли запечатлены на слайдах в презентации.
Закрепление изученного материала.
1. Лингвистическая разминка:
Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:
1 ряд: названия улиц города Новосибирска;
2 ряд: имена и фамилии известных поэтов и писателей;
3 ряд: географические названия (города, реки).
Проверка работ учащихся учителем (устно).
2. Выполнение упражнений:
-
Работа с текстом:
Город Новосибирск был основан в 1893 на месте строительства железнодорожного моста через реку Обь. Вначале поселок назвали Александровским, в честь царя Александра III. С 1895 переименовали в посёлок Новониколаевский. В 1903 году получает статус города, в 1925 Новониколаевск был переименован в Новосибирск. На территории будущего Новосибирска располагались 3 села и 22 деревни: Большое и Малое Кривощеково, Перово, Вертково, Бугры и другие. Через 70 лет после основания число жителей Новосибирска превысило миллион. С 2000 года Новосибирск является центром Сибирского Федерального округа.
- Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.
- Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?
Физминутка.
- А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физминутка , связана с мультфильмом «Фиксики» . Все слова взяты из этого мультфильма.
Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь вперед; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, прогнитесь назад, подняв руки вверх.
Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных я назову.
Фиксики, мальчик, Симка, Нолик, профессор, Папус, Дедус.
- Сколько имен собственных было названо и сколько нарицательных? (8 собственных и 6 нарицательных).
-
Решение проблемной задачи:
На доске записаны слова:
Писатель - писатели
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Повесть-повести
«Детство Тёмы»
Город - …
Черепаново
Имя - …
Вопросы и задания:
- Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)
- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?
(К нарицательным существительным)
- Измените по числам остальные слова.
- Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?
- К какой группе существительных относятся эти слова?
- Какой вывод можно сделать? ( Имена существительные собственные не изменяются по числам).
-
Работа с текстом №2.
Выберите нужную букву: заглавную или строчную. Запишите все имена собственнные на пустые строчки.
-
. 1)В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Л, л) енина. 2) (Н, н) овосибирская область, расположенная в самом центре (З, з) ападной Сибири. 3) (А, а) лександр (С, с) ергеевич (Ч, ч)ернобровцев - известный живописец-монументалист города (Н,н) овосибирска. 4) Заказник «(Ч, ч) ановский» расположен в (З. з)двинском районе и славится наличием краснокнижных птиц, таких как савка.
__________________________________________________________________
-
Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Новосибирской области:
Бердск, Москва, Курск, Искитим , Сочи, Куйбышев, Владивосток, Татарск, Новосибирск, Псков.
- Уберите карточки с названиями городов, не входящих в состав Новосибирской области.
Творческая работа. Составим адрес нашей школы по плану:
-
Государство. (Россия)
-
Город. (Новосибирск)
-
Область. (Новосибирская )
-
Район. (Центральный)
-
Улица. (Достоевского)
-
Дом. (77)
-
Гимназия (№13)
Промежуточный контроль:
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с маленькой буквы
б) с большой буквы
3. Имена нарицательные называют:
а) единичные предметы
б) однородные предметы
4.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
5.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. а 3.б 4.б 5. а
Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что для вас было легко, что трудно?
- Что показалось на уроке самым интересным?
Сообщение домашнего задания: Параграф 91 , подготовить сообщение по теме: "Тайна моего имени".
Выставление оценок с комментарием за урок.
Рабочий лист для учащихся с материалами к уроку по теме:
"Имена существительные собственные и нарицательные"
1. Прописная буква
(Веселые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
2. Текст №1
Город Новосибирск был основан в 1893 на месте строительства железнодорожного моста через реку Обь. Вначале поселок назвали Александровским, в честь царя Александра III. С 1895 переименовали в посёлок Новониколаевский. В 1903 году получает статус города, в 1925 Новониколаевск был переименован в Новосибирск. На территории будущего Новосибирска располагались 3 села и 22 деревни: Большое и Малое Кривощеково, Перово, Вертково, Бугры и другие. Через 70 лет после основания число жителей Новосибирска превысило миллион. С 2000 года Новосибирск является центром Сибирского Федерального округа.
- Из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных .
3. Текст №2.
Выберите нужную букву: заглавную или строчную.
1. В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Л, л) енина. 2) (Н, н) овосибирская область, расположенная в самом центре (З, з) ападной Сибири. 3) (А, а) лександр (С, с) ергеевич (Ч, ч)ернобровцев - известный живописец-монументалист города (Н,н) овосибирска. 4) Заказник «(Ч, ч) ановский» расположен в (З, з)двинском районе и славится наличием краснокнижных птиц, таких как савка.
Выпишите из текста все имена существительные собственные:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Вам даны на карточках названия городов России. Ваша задача выбрать только города Новосибирской области:
-
Бердск, Москва, Курск, Искитим , Сочи, Куйбышев, Владивосток, Татарск, Новосибирск, Псков.
5. План нахождения школы.
-
государство ___________________________________
-
город.____________________________________________
-
область_______________________________________-
-
район____________________________________________
-
улица ____________________________________________
-
дом____________________________________________
-
гимназия №____.
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) однородные предметы
б) единичные предметы.
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с маленькой буквы
б) с большой буквы
3. Имена нарицательные называют:
а) единичные предметы
б) однородные предметы
4.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
5.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
№ задания
1
2
3
4
5
ответ
Оценка: ______