- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Словосочетание. Обобщение знаний
Словосочетание. Обобщение знаний
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасова О.Н. |
Дата | 05.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку для 8 класса «Словосочетание. Обобщение знаний»
Цель:
обучающая: закрепление знаний о словосочетании, о типах и видах связи
развивающая: формирование умения производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний, формирование навыка вычленения словосочетания из предложения; формирование умения работать с языковым материалом на примере словосочетания
воспитывающая: развитие умения правильно употреблять словосочетания в речи; соблюдение языковых норм при работе со словосочетанием (морфологические, синтаксические и лексические нормы)
Метод: наблюдение над языковыми явлениями, грамматический разбор
Прием: анализ, синтез, создание проблемной ситуации
Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний
Оборудование: перфокарты, индивидуальные карточки
Класс: 8
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели урока.
- Наш урок по теме «Словосочетание» мы посвящаем закреплению полученных знаний. Самостоятельная работа в конце урока позволит проверить ваши умения различать словосочетания по видам связи, навыки вычленять словосочетания из предложения.
3. Проверка домашнего задания.
4. Синтаксическая «пятиминутка» (3 человека у доски)
- Запишите четверостишье:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
- Выделите грамматическую основу.
- Чем осложнено предложение? Нарисуйте схему однородности.
- Найдите слово, в котором есть корень с чередованием гласной. Графически обоснуйте свой выбор. Какие корни с чередованием вы знаете?
- Выполните морфемный разбор сложного слова.
5. Повторение изученного материала, корректировка опорных знаний и практического опыта учащихся.
- Выполните синтаксический разбор словосочетаний из данного предложения. (У доски работает 2 человека.)
Дополнительные вопросы:
- Что такое словосочетание?
- Что не является словосочетанием?
- Приведите примеры глагольного (именного, наречного) словосочетания.
- Какие части речи выступают в роли зависимого слова при примыкании?
- На какие вопросы отвечает зависимое слово при управлении?
- Как согласуется зависимое слово с главным в словосочетании яркой звездой?
6. Тренировочные упражнения.
6.1 Работа по карточке у доски (1 чел.).
Задание: Из данных групп слов, изменяя их форму, составьте словосочетания, укажите вид связи.
Интересный, развлечения; быть, врач; люблю, учиться; над, приближающийся, горизонт; слушать, сосредоточиться; ветви, яблоня.
6.2 Индивидуальные карточки (4 чел.)
Задание: спишите, выполните синтаксический разбор словосочетаний.
1. Ш…л по алле…; из ш…лковой ткани; с кем(то) говорил; медле(нн, н)о опускаться; первый директор.
2. Подли(нн, н)ый героизм; произнести реч(?); идти (не)торопясь; беседа наедине; кому(либо) отдам.
6.3 Перфокарты (4 чел.)
каждый ученик
именное,согласование
работа над проектом
учиться петь
гулять беседуя
развевающиеся флаги
поздно ночью
отчаянно храбрый
левый поворот
льется с вышины
думать о будущем
возле зеленеющей поляны
Динамическая пауза.
6.4 Запись текста под диктовку (класс).
Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.
- Объясните графически орфограммы и знаки препинания.
- Выпишите самостоятельно 3 словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор.
6.5 Распределительный диктант (у доски 3 чел.).
- В тетрадях распределите словосочетания на три группы: согласование, управление, примыкание.
Мой бинокль, ножка стула, хитро улыбаться, сыро и холодно, верное решение, растут грибы, жарко по-летнему, две тарелки, между сосен, сотая часть, приехать к нам, у кровати больного, третий слева, в течение дня, раскрытые ворота, очень веселый.
Вопросы классу:
- Какие сочетания слов остались незаписанными? Почему?
- Назовите среди записанных словосочетаний глагольное, наречное, именное.
6.6 Игра «Найди пятый лишний»
Стол из дуба, корзина из прутьев, папка из бумаги, посылка из города, платье из шелка;
хорошая девочка, синего платка, прибиваю к доске, большого медведя, теплая погода.
- Выполните синтаксический разбор лишнего словосочетания (1 человек работает около доски)
6.7 Составьте по 1 словосочетанию на каждую схему, выполните синтаксический разбор. С одним из них придумайте простое предложение, а с другим - сложное.
глагол + существительное
причастие + существительное
(Фронтальный опрос. Ученики, выполнившие работу первыми, подают тетради на проверку.)
7. Работа с таблицей «Виды словосочетаний».
Именное
Глагольное
Наречное
- Заполните таблицу своими примерами.
- Устно укажите тип связи в словосочетаниях.
- Каким образом вы определяете тип связи и вид словосочетаний?
8. Самостоятельная работа.
-Из предложения выписать все словосочетания, выполнить синтаксический разбор.
1 вариант: Солнце, не видимое за горизонтом, справа освещает кусочек неба.
2 вариант: Проезжая мимо пруда, Андрей заметил слева часть лодки.
1 вариант: замените словосочетание «солнечный свет», построенное на основе подчинительной связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Составьте с получившимся словосочетанием сложное предложение, осложненное причастным оборотом. Определите вид словосочетания.
2 вариант: замените словосочетание «внимательно смотрю», построенное на основе подчинительной связи примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Составьте с получившимся словосочетанием сложное предложение, осложненное деепричастным оборотом. Определите вид словосочетания.
9. Домашнее задание.
Параграф 6, упражнение № 41.
Для любознательных: составьте слова по данным схемам:
существительное ¬ ^□
глагол ¬ ^^□
причастие ¬ ^^□
Составьте с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; выполните синтаксический разбор получившихся словосочетаний.