Словосочетание. Обобщение знаний

Урок по русскому языку для 8 класса по теме «Словосочетание. Обобщение знаний». Цели урока: обучающая: закрепление знаний о словосочетании, о типах и видах связи; развивающая: формирование умения производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний, формирование навыка вычленения словосочетания из предложения; формирование умения работать с языковым материалом на примере словосочетания; воспитывающая: развитие умения правильно употреблять словосочетания в речи; соблюдение языковых норм при работе со словосочетанием (морфологические, синтаксические и лексические нормы).  Урок имеет выраженную структуру урока закрепления и обобщения знаний и соответствует целям. Сообщение темы и цели урока, объявление о предстоящей  самостоятельной работе мотивирует учащихся на конечный результат деятельности. Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. Конкретные вопросы учителя помогают актуализировать и корректировать опорные понятия темы. Вопросы должны быть не репродуктивного характера, а поисковые и проблемные. Синтаксическая «пятиминутка» позволяет  включить весь класс в работу и на примере одного стихотворения повторить следующие темы: грамматическая основа, однородные члены предложения, составление схемы однородности, корни с чередованием, морфемный разбор, сложные слова. На примере этого же четверостишья продолжается работа по закреплению изученного материала (экономится время на записи): синтаксический разбор словосочетаний, повторение теории. Обязательное условие ответа - собственные примеры учащ... Тренировочные упражнения носят разноплановый характер: работа по карточке, индивидуальные карточки, работа с перфокартой, с текстом. Такая работа позволяет оперативно проконтролировать знания 9 учащихся. Запись текста под диктовку сопровождается повторением правила на правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. Кроме того, повторяется пунктуация при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастном обороте. Учащиеся графически объясняют выбор орфограмм и пунктогр... На уроке важна самостоятельная работа. Степень сложности заданий направлена на умение учащимися обобщать, систематизировать, наблюдать и делать выводы. Упражнения и вопросы учителя требуют постоянной мыслительной деятельности учащихся. Нестандартные задания активизируют школьников, разные виды упражнений, смена деятельности, физминутка поддерживают их физическую форму и эмоциональное состояние. Работа с таблицей позволяет  обобщить материал и теоретически, и практически.Самостоятельная работа но...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 8 класса «Словосочетание. Обобщение знаний»

Цель:

обучающая: закрепление знаний о словосочетании, о типах и видах связи

развивающая: формирование умения производить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний, формирование навыка вычленения словосочетания из предложения; формирование умения работать с языковым материалом на примере словосочетания

воспитывающая: развитие умения правильно употреблять словосочетания в речи; соблюдение языковых норм при работе со словосочетанием (морфологические, синтаксические и лексические нормы)

Метод: наблюдение над языковыми явлениями, грамматический разбор

Прием: анализ, синтез, создание проблемной ситуации

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний

Оборудование: перфокарты, индивидуальные карточки

Класс: 8

Ход урока


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели урока.

- Наш урок по теме «Словосочетание» мы посвящаем закреплению полученных знаний. Самостоятельная работа в конце урока позволит проверить ваши умения различать словосочетания по видам связи, навыки вычленять словосочетания из предложения.

3. Проверка домашнего задания.

4. Синтаксическая «пятиминутка» (3 человека у доски)

- Запишите четверостишье:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным ковром.

- Выделите грамматическую основу.

- Чем осложнено предложение? Нарисуйте схему однородности.

- Найдите слово, в котором есть корень с чередованием гласной. Графически обоснуйте свой выбор. Какие корни с чередованием вы знаете?

- Выполните морфемный разбор сложного слова.

5. Повторение изученного материала, корректировка опорных знаний и практического опыта учащихся.

- Выполните синтаксический разбор словосочетаний из данного предложения. (У доски работает 2 человека.)

Дополнительные вопросы:

- Что такое словосочетание?

- Что не является словосочетанием?

- Приведите примеры глагольного (именного, наречного) словосочетания.

- Какие части речи выступают в роли зависимого слова при примыкании?

- На какие вопросы отвечает зависимое слово при управлении?

- Как согласуется зависимое слово с главным в словосочетании яркой звездой?

6. Тренировочные упражнения.

6.1 Работа по карточке у доски (1 чел.).

Задание: Из данных групп слов, изменяя их форму, составьте словосочетания, укажите вид связи.

Интересный, развлечения; быть, врач; люблю, учиться; над, приближающийся, горизонт; слушать, сосредоточиться; ветви, яблоня.

6.2 Индивидуальные карточки (4 чел.)

Задание: спишите, выполните синтаксический разбор словосочетаний.

1. Ш…л по алле…; из ш…лковой ткани; с кем(то) говорил; медле(нн, н)о опускаться; первый директор.

2. Подли(нн, н)ый героизм; произнести реч(?); идти (не)торопясь; беседа наедине; кому(либо) отдам.

6.3 Перфокарты (4 чел.)

каждый ученик

именное,согласование

работа над проектом

учиться петь

гулять беседуя

развевающиеся флаги

поздно ночью

отчаянно храбрый

левый поворот

льется с вышины

думать о будущем

возле зеленеющей поляны

Динамическая пауза.

6.4 Запись текста под диктовку (класс).

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

- Объясните графически орфограммы и знаки препинания.

- Выпишите самостоятельно 3 словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор.

6.5 Распределительный диктант (у доски 3 чел.).

- В тетрадях распределите словосочетания на три группы: согласование, управление, примыкание.

Мой бинокль, ножка стула, хитро улыбаться, сыро и холодно, верное решение, растут грибы, жарко по-летнему, две тарелки, между сосен, сотая часть, приехать к нам, у кровати больного, третий слева, в течение дня, раскрытые ворота, очень веселый.

Вопросы классу:

- Какие сочетания слов остались незаписанными? Почему?

- Назовите среди записанных словосочетаний глагольное, наречное, именное.

6.6 Игра «Найди пятый лишний»

Стол из дуба, корзина из прутьев, папка из бумаги, посылка из города, платье из шелка;

хорошая девочка, синего платка, прибиваю к доске, большого медведя, теплая погода.

- Выполните синтаксический разбор лишнего словосочетания (1 человек работает около доски)

6.7 Составьте по 1 словосочетанию на каждую схему, выполните синтаксический разбор. С одним из них придумайте простое предложение, а с другим - сложное.

глагол + существительное

причастие + существительное

(Фронтальный опрос. Ученики, выполнившие работу первыми, подают тетради на проверку.)

7. Работа с таблицей «Виды словосочетаний».

Именное

Глагольное

Наречное


- Заполните таблицу своими примерами.

- Устно укажите тип связи в словосочетаниях.

- Каким образом вы определяете тип связи и вид словосочетаний?

8. Самостоятельная работа.

-Из предложения выписать все словосочетания, выполнить синтаксический разбор.

1 вариант: Солнце, не видимое за горизонтом, справа освещает кусочек неба.

2 вариант: Проезжая мимо пруда, Андрей заметил слева часть лодки.

1 вариант: замените словосочетание «солнечный свет», построенное на основе подчинительной связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Составьте с получившимся словосочетанием сложное предложение, осложненное причастным оборотом. Определите вид словосочетания.

2 вариант: замените словосочетание «внимательно смотрю», построенное на основе подчинительной связи примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Составьте с получившимся словосочетанием сложное предложение, осложненное деепричастным оборотом. Определите вид словосочетания.

9. Домашнее задание.

Параграф 6, упражнение № 41.

Для любознательных: составьте слова по данным схемам:

существительное ¬ ^□

глагол ¬ ^^□

причастие ¬ ^^□

Составьте с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; выполните синтаксический разбор получившихся словосочетаний.


© 2010-2022