Авторская программа спецкурса по русскому языку Искусство публичного выступления

Спецкурс "Искусство публичного выступления" - филологическая дисциплина, объектом которой является красноречие, ораторское искусство, культура речи.Главной идеей программы "Искусство публичного выступления" является изучение основ риторического мастерства как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть  ораторского мастерстваПринцип построения программы, ее содержание имеют цель обучить эффективным методикам, стратегиям и приемам работы с аудиторией, развивать умение строить выступле...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Топанова Г.Т.

учитель русского языка и литературы

школы-лицея № 20 г. Павлодара





Программа

дополнительного курса

Искусство публичного выступления

для школ с русским языком обучения



11кл.

Павлодар 2014

Пояснительная записка

Красноречие - это дар, позволяющий

овладеть умом и сердцем собеседника,

способность втолковать или внушить ему

все, что Вам угодно…


Ж. Ламбрюбер

Спецкурс «Искусство публичного выступления» - филологическая дисциплина, объектом которой является красноречие, ораторское искусство; близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи.

Главной идеей программы «Искусство публичного выступления» является изучение основ риторического мастерства как самоценного явления, представляющего неотъемлемую часть ораторского мастерства.

Принцип построения программы, ее содержание имеют цель обучить эффективным методикам, стратегиям и приемам работы с аудиторией (на уроке, презентациях, экзаменах, переговорах и других ситуациях деловой жизни), развить умение строить выступление в соответствии с потребностями аудитории, познакомиться с технологиями ораторского мастерства. Также целью программы является развитие навыков устной речи, ориентированных на достижение успеха, позволяющих проникнуться верой в себя.

Задачи преподавания курса «Искусство публичного выступления» состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, соприкоснуть их с такими филологическими дисциплинами как поэтика, стилистика и культура речи; развивать способность быть слушателем, зрителем, читателем. С этой целью дать сумму знаний, формировать навыки и умения и раскрыть наиболее важные закономерности процесса общения. В результате учащиеся смогут самостоятельно грамотно строить речь, разрабатывать сценарии выступлений, учитывая потребности аудитории, управлять аудиторией с помощью языковых средств, убеждая и влияя на нее, овладеть разнообразием нюансов речи, формировать собственный имидж.

Важнейшим аспектом программы является воспитание понимания необходимости правильности речи как фундамента языковой культуры, что является обязательным элементом во всех изучаемых предметах в школе, начиная с русского языка, литературы, истории, химии, математики до труда и физкультуры.

Программа имеет модульное строение.

Первый модуль - понятийно-теоретический обеспечивает раскрытие понимания ораторского искусства как социального явления, публичной речи и ее особенностей; знакомит с историей риторики, с основными навыками и умениями оратора.

Второй модуль - практический, представлен в форме самостоятельной работы учащихся, а для подведения итогов этой работы предполагается проводить свободные дискуссии, деловые игры, речевые упражнения.

Программа поможет учителю сориентироваться в содержании, в ее тематических блоках и выявить ее роль в языковом воспитании современной молодежи, поднять на более высокий уровень культуру общения, сформировать потребность в активной творческой деятельности.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.


Тематический план



п\п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Ораторское искусство как социальное явление.

2

2.

Публичная речь и ее особенности.

3

3.

Оратор, его знания, умения и навыки.

3

4.

Культура полемической речи.

2

5.

Культура речи выступающего.

3

6.

Аудитория как социально-психологическая общность людей.

2

7.

Подготовка к выступлению.

3

8.

Источники подбора материала для выступления.

2

9.

Логико-композиционное построение ораторской речи.

2

10.

Разработка плана выступления.

2

11.

Вступление.

1

12.

Главная часть.

1

13.

Заключение.

1

14.

Словесное оформление публичного выступления.

2

15.

Контакт в публичном выступлении.

2

16.

Приемы управления аудиторией.

3


Всего:

34








Структура программы:


  1. «Пояснительная записка» (содержание курса и его особенности);

  2. «Содержание программы» (основные элементы программы, с которыми должны познакомиться старшеклассники);

  3. «Тематический план» (название тем курса, количество часов);

  4. «Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса»;

  5. «Список литературы».

Задачи курса:

- формировать навыки и умения процесса общения;

- развить способность быть слушателем, зрителем, читателем;

- развить способность грамотно строить речь, разрабатывать сценарии выступлений;

- развить способность управлять аудиторией с помощью языковых средств;

- формировать собственный имидж.



































Список литературы


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Ростов-н/Д.,1999.

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! М., 2000.


  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.


  1. Зарецкая Е.П. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.


  1. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.


  1. Паневчик В.В. Деловое письмо. М., 1999.

© 2010-2022