Статья на тему Подготовка к ГИА по русскому языку

Каждого выпускника школы ожидает ГИА. Девятиклассники будут сдавать ОГЭ, одиннадцатиклассники – ЕГЭ. Учащиеся могут испытывать затруднения при выполнении всех видов экзаменационных заданий. Оптимальной формой контроля становится тест, сочинение на лингвистическую тему. В данной статье я поделюсь своим опытом подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации как девятиклассников, так и одиннадцатиклассников. Для успешного выполнения  всех заданий ГИА необходимы глубокие и прочные знани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к ГИА по русскому языку

Каждого выпускника школы ожидает ГИА. Девятиклассники будут сдавать ОГЭ, одиннадцатиклассники - ЕГЭ. Как показал мой пока еще небольшой опыт работы в школе, учащиеся могут испытывать затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля становится тест, сочинение на лингвистическую тему. При подготовке в ГИА по русскому языку охватываются все разделы языкознания: фонетика, орфоэпия, лексика, фразеология, морфемика, морфология, орфография, пунктуация, культура речи, развитие речи. Я считаю, что подготавливать детей к ГИА нужно с 5-го класса. Усиленную работу надо проводить в 8-9 классах. Ведь для успешного выполнения всех заданий ГИА необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, т.е. все полученные знания за курс 5-9 классов. В учебно-методическом обеспечении по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку мы, к счастью, нужды не имеем. Начиная с 5-го класса, ученики решают КИМы.

Как было сказано выше, девятиклассники сдают ОГЭ. Вначале я знакомлю их со структурой КИМа. Из пятнадцати заданий тринадцать - тестовые. Поэтому для успешной сдачи экзамена необходимо овладеть навыками решения тестовых заданий. Я рассказываю о специфике каждого из них. Попутно даю необходимый теоретический материал, без знания которого невозможно правильно выполнить эти задания. Часто я даю материал в виде схем, таблиц. В такой форме информация для понимания и запоминания дается детям наиболее легко. Решаем типовые тестовые задания на протяжении всего учебного года.

После того, как учащиеся узнали структуру КИМ, целесообразно ознакомить их с демоверсией ОГЭ по русскому языку. Изучаем критерии оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста. Знакомимся с инструкцией по написанию сжатого изложения. Девятиклассники учатся активно прослушивать текст изложения, понимать и анализировать его содержание, структурировать информацию, выделять микротемы. Отрабатываем приемы сжатия исходного текста, разбираем тексты изложений. Пишем изложение. Некоторые из них школьники проверяют сами друг у друга.

При работе над сочинением важны упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с принципами синонимической замены, расширение словарного запаса учеников. Школьники учатся находить в тексте средства художественной выразительности, аргументировать, используя в качестве доказательств примеры из прочитанного текста. На каждом уроке мы повторяем орфографические и пунктуационные правила, также учимся заполнять бланки. В конце программного курса я провожу в классе репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Что касается подготовки выпускников к ЕГЭ, то принцип примерно такой же. Изучение нормативной базы ЕГЭ, демонстрационного варианта и структуры КИМ, интернет-ресурсов, кодификатора и спецификации. На уроках мы систематизируем теоретический материал, оформляем его в опорные конспекты, схемы, таблицы. Создается папка. Большая работа проводится по отработке тестовых заданий (№1-24). При выборе ответов учащиеся анализируют, размышляют, применяют правила. Много работают самостоятельно. Тестовые задания предполагают прочные знания в области орфографии, пунктуации, которые необходимы и для грамотного написания сочинения.

Проводится большая лексическая работа с текстом, словом. Анализируем художественный текст, находим средства выразительности речи, проводим лексический разбор слов. Задание №25 - сочинение-рассуждение с опорой на предложенный в варианте ЕГЭ текст. Школьники учатся находить проблему текста, давать свой комментарий, правильно аргументировать, приводя в пример литературные произведения, а также опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся много читают.

Также одиннадцатиклассники тренируются заполнять бланки. В конце программного курса я провожу в классе репетиционный экзамен в формате ЕГЭ.



© 2010-2022