«О преподавании осетинской литературы в курсе русской литературы»

Районный семинар: «Проблемы преподавания национально-регионального компонента».             «О преподавании осетинской литературы в курсе русской литературы»                                               (из опыта работы)    Чтобы человеку остаться человеком, личностью, необходимо помнить свои корни. Войти в общечеловеческую культуру,  минуя национальное, невозможно.            В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании.Проблема приоб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное методическое объединение учителей русского языка и литературы



Районный семинар: «Проблемы преподавания национально-регионального компонента».


«О преподавании осетинской литературы в курсе русской литературы»

(из опыта работы)







Марзоева Анна Николаевна

МКОУ СОШ №6 г. Беслана












г. Беслан, 2014 го

Чтобы человеку остаться человеком,

личностью, необходимо помнить свои корни.

Войти в общечеловеческую культуру,

минуя национальное, невозможно.


В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.

Цель проведения таких уроков - изучение осетинской литературы в сопоставительном плане с произведениями русской литературы на основе диалога культур; ознакомление учащихся с образцами осетинской литературы для возрождения национальной культуры. Современный учитель лишен возможности в полной мере использовать национальный подход к литературному образованию, т.к. методической и учебной литературы очень мало, да и та, которая имеется, издана ограниченным количеством. Готовясь к таким урокам, учитель остается один на один с текстом, зачастую единственным. Неоценимую роль в решении этой проблемы оказывает журнал «Дарьял», учебная серия «НРК».Здесь можно найти и произведения осетинских писателей и поэтов , а также биографические сведения о писателях, критические статьи.

Хотелось бы подробнее остановиться на реализации национально-регионального компонента на уроках литературы 8-11 классов. Изучение литературы в 8 классе начинается со знакомства с «Историческимии лирическими песнями». Целесообразно после этого урока познакомить учащихся с осетинскими народными песнями. После знакомства с баснями И.А. Крылова я провожу урок на тему : « Осетинские баснописцы», где обучающиеся знакомятся с баснями С. Гадиева и К. Хетагурова, весьма примечательно было появление жанра басни в осетинской поэзии. А зачинателем этого жанра стал. К.Л. Хетагуров. Будучи гимназистом, Коста заинтересовался русской басней, и именно под воздействием басен Крылова возник и развивался басенный жанр в осетинской литературе. ( С. Гадиев «Король лягушек Казар», «Козел и Серна», Коста «Постник», «Волк и журавль»). Также в 8 классе изучается рассказ Арсена Коцоева «Пятнадцать лет». События рассказа связаны с суровыми обычаями горцев, в частности, с кровной местью.

При изучении произведений о Великой Отечественной войне я также обращаюсь к произведениям осетинской литературы. Если это «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, то после него проводится урок по произведению Гриса Плиева «Семь черкесок». Обучающимся интересно не только произведение, но и история его создания, а также информация о братьях Газдановых. Если военная поэзия (11 класс), то провожу урок по творчеству осетинских поэтов-фронтовиков М. Кочисова «Письмо к моей матери», «Коль пасть в атаке мне придется» и Хазби Калоева «Не пожалею жизни, ибо знаю..» , «Метель деревья рослые сломила». Стихотворения о родной природе занимают особое место в творчестве не только русских, но и осетинских поэтов, поэтому в 6 классе объединены русская литература и осетинская в одну тему: «Родная природа в произведениях»русских и осетинских поэтов (Кочисов Мухарбек «Осень», стихотворения К. Хетагурова и А. Царукаева «осень в Урсдоне», «Летом», С. Гадиев «Ненастье»).

Повесть Георгия Тедеева «Черная жемчужина» предлагается к обсуждению после изучения «Слова о полку Игореве». В данном случае в диалог вступают произведения об одной эпохе разных писателей разных эпох. На уроке обсуждается проблема отсутствия единения перед лицом сильнейшего врага. «Черная жемчужина» относится к произведениям, которые беспокоят совесть. Девятиклассники приходят к выводу о том, что для автора и для нашей действительности важен именно этот Ростом, растерявший духовные ценности, что тайна черной жемчужины в повести не разгадана. Читателю предстоит узнать ее самому.

Так, в 10 классе, изучаю творчество К.Хетагурова, следует обратиться к этнографическому очерку «Особа» и рассмотреть в нем особенности жанра публицистики. Стоит также уделить внимание и современной осетинской поэзии (Владислав Уртаев журнал «Дарьял»№2 1997 год и Георгий Бестауты «Дарьял» 3 1995год ). Так, в 10 классе изучается произведение Н. Джусоева «Возвращение Урузмага» - это раздумья о смысле жизни, о цели труда и творчества.

В 11 классе был проведен литературный вечер, посвященный Гайто Газданову (пояснить). (презентация). Изучая тему «Современная осетинская проза», я беру для анализа романы Г. Черчесова «Заповедь» и В. Гаглоева «Пробуждение»

Проблему диалога культур необязательно решать на отдельных уроках. Это могут быть и фрагменты уроков. Так, рассуждая о проблемах долга и чести в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», сравним выбор Татьяны Лариной и Фатимы из поэмы К. Хетагурова;

Татьяна:

Я другому отдана

И буду век ему верна…

Фатима:

Уймись, глупец.

Я не отдам

Честь матери на поруганье.

Проследив за тем, как перекликаются эти два монолога, обучающиеся пришли к выводу о том, что Татьяна - не единственный образ женщины в литературе,, сохранивший верность долгу и чести. Воспитанные в разных условиях, принадлежащие к людям разных национальностей, они одинаково решают нравственные проблемы.

Также, изучая тему «Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина» , можно сопоставить произведения Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Хетагурова «да, я люблю её».

У Хетагурова:

Нет, я люблю её как символ воплощенья

Доступных на земле возвышенных начал, -

Добра и истины, любви и всепрощенья.

Люблю её, как жизнь, люблю, как идеал …

В этих строках ощущается пушкинская традиция чистоты нравственного чувства в создании образа «любимой», как «гения чистой красоты».

Работая над биографией М.Горького, необходимо обратить внимание детей на то, что М. Горький импонировал К. Хетагурову и страстностью обличений свинцовых мерзостей жизни, и возвышенной верой в человека. В 1901 году при непосредственном участии К. Л. Хетагурова в газете «Северный Кавказ» были напечатаны «Песнь о буревестнике», «История одного преступления» . несколько лет спустя , уже в советское время, М. Горький в беседе с Васо Абаевым так высказал свое отношение к великому осетинскому поэту: «Я знаком, главным образом, с поэтическим творчеством Коста Хетагурова. Это замечательный поэт, творчество которого глубоко трогает человека социальной правдивостью и душевными , четко оформленными стихами» и тд.

5


© 2010-2022