Уроки литературы по петербургским повестям Н. В. Гоголя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока № 1 по повести Н.В. Гоголя «Нос»

Дата: 10 «А» _____________________

Тема: «Реальное и фантастическое в петербургских повестях Н.В. Гоголя. Соединение трагического и комического в судьбе героя. Ирония и гротеск».

Цели урока:

  1. Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы;

  2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся при работе с художественным текстом;

  3. Формирование положительных нравственных ориентиров.

Эпиграф к уроку:

Страшно не то, что извне, а то, что изнутри.

Н.В. Гоголь

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

Прочтение ответов на вопрос по поэме «Демон».

  1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

  2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

  1. Актуализация знаний

  1. Проверка знаний фактов биографии Н.В. Гоголя.

Викторина и презентация

За каждый правильный ответ ученики получают балл, отметки выставляются тем, у кого наибольшее колич-во баллов

2. Подготовка к восприятию нового

- Какие темы рассматривает Гоголь в цикле Петербургские повести?

- Какие повести входят в цикл?

- Как соотносится в повестях романтизм и реализм?

- Какое место в цикле занимает повесть «Нос»?


  1. Проверка знания текста повести «Нос»

Задание: расставьте отрывки из повести в хронологическом порядке


  1. Аналитическая беседа.

Дома вы прочли текст. Давайте вместе поразмышляем над этим творением Н.В. Гоголя.

Учитель.В центре произведения - образ майора Ковалева. Каков его сюжет?

(Сюжет прост: злоключения майора Ковалева, у которого пропал нос.)

Учитель. К какому жанру можно отнести «Нос»? На каком приёме она построена?

(Это фантастическая повесть, это сатирический гротеск, в котором писатель, используя фантастику, создал блистательные художественные обобщения.)

Главной целью писателя было стремление в фантастическом ключе воплотить живые человеческие характеры, отразить социальные взаимоотношения.

Главная идея повести: обличить чин, показать, что человек - главная ценность на земле.

Учитель.Что же мы узнали о Ковалеве? Кто он такой? Как и зачем оказался в Петербурге?


  1. Работа с текстом.

Учащиеся цитируют текст:

- «Ковалев был кавказский коллежский асессор»

- «Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то - экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев не прочь и женится, но только в том случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу».

Учитель. Верно! Ковалеву не нужны семья, дети, любимая. Это не его жизненные ориентиры. Зачитать: «Он принадлежит к тем, - по мнению В.Г. Белинского, - кто с головы до ног ушел в делание карьеры, к числу тех, кто посвятил ей все помыслы. Без особых трудов Ковалеву даются его служебные успехи. Чин коллежского асессора он получил на Кавказе, где продвижение по службе, повышение в чинах во время николаевской монархии, производилось быстрее и легче, чем в других местах российского государства».

Он жаждет побыстрее продвинуться вперед, заранее называя себя майором. Звание, чин - для Ковалева главное.

Учитель. Какое необычное происшествие описывает Гоголь?

( Пропал нос и разгуливает по Петербургу.)

Учитель. Да! Вдруг пропал нос… Неожиданное несчастие! Оно обостряет поведение Ковалева, точно выворачивает героя наизнанку, показывает все то, что скрыто от посторонних глаз.

Учитель.Что означает для Ковалева потеря носа, как вы думаете?

(ответы учащихся)

Потеря носа - это

Ответы учащихся:

обобщаются и записываются

1) Крушение надежд на карьеру;

2) потеря чина;

3) утеря веса в обществе;

4) его «пасквильный вид» - препятствие на всем жизненном пути (лучше без руки или ноги).

Учитель. Почему Ковалеву никак нельзя без носа? Как герой это объясняет?

Цитируется текст: Разговор Ковалева со своим Носом.

«Я … впрочем, я майор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить … притом, будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие … Вы посудите сами … Я не знаю, милостивый государь.»

Учитель. Обратите внимание, вначале Гоголь ввел в повесть мотив сна, Ковалеву все приснилось, но затем мотив сна автор убрал и ввел фантастику. С какой целью? (Оказывается фантастика - это «лакмусовая бумажка»», которая выявляет реальные стремления Ковалева, спрятанные под маской благонравия и приличия.)

Исчезновение носа мгновенно привело героя к утрате всех его достоинств: Ковалев потерял облик важной персоны. Сдулся, как мыльный пузырь. Но одно осталось - высокое самомнение и презрение к простым людям. Гоголь подсказывает читателю: Внешний облик раскрывает внутреннее содержание; Нет носа - и ты никто, если в твоей душе нет ничего человеческого.

Учитель. Чтоб раскрыть идейное содержание повести Гоголь использует еще один художественный прием - гротеск.

Учитель.Что такое гротеск?

(Гротеск - это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического - для более впечатляющего выражения творческого замысла.)

Учитель. Итак, куда же делся Нос? Кем он стал?

(Нос стал статским советником, у него есть мундир с позолотой и чин выше, чем у Ковалева, а человека нет. Носитель мундира нос, пустышка. Но это не важно, если есть чин, этого достаточно, чтоб занять место в обществе.)

Учитель. Верно. Нос - это двойник Ковалева. Гоголь показывает, что в современном ему обществе человек - ничто, а чин - все!

Фантастическое событие - пропажа носа и его самостоятельная жизнь - позволяет Гоголю показать все слои общества, общественную среду.


  1. Обобщение.

Используя жанр сатирического гротеска, писатель показал пустых, ничтожных людей, объятых жаждой «возвышения». Писатель развенчивает культ чина. Гоголь призывает задуматься читателей над вопросом: Кто важнее: чин или человек?

- Счастлив ли майор Ковалев, когда ему вернули нос? Изменился ли он? Изменилось ли что-либо в мире?

(Нет. Происшествие ничего не изменило в их мирке. Все «сыты», довольны, примитивны.)

Учитель. Обратимся к последним строкам повести:

(Учитель читает текст)

«Но что страшнее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Во-первых, пользы отечеству никакой; во-вторых … но и во-вторых тоже нет пользы …

… А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то».

- Что в этом есть, как вы думаете?

  1. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: о чем заставляет читателя задуматься повесть «Нос»?. Прочитать повесть «Невский проспект»


Конспект урока №2 по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Дата: _________________


Тема: «Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе»

Цели урока:

  1. Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы;

  2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся при работе с художественным текстом;

  3. Формирование положительных нравственных ориентиров.

Эпиграф к уроку:

Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...

Н.В. Гоголь

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Зачитывание ответов -размышлений вслух, несколько тетрадей собрать.

  2. Проверка знания текста (по слайдам презентации) слайды 27-33

Задание: озаглавьте слайд, чтобы было раскрыто его содержание.


  1. Введение в тему урока (обзорное повторение по повести «Шинель»)

- Вспомните историю Аккакия Аккакиевича Башмачкина.

- В чём особенность изображения Гоголем «маленького человека»?


  1. Анализ эпизода

  1. Прочтение вслух 1-3 страницы повести (описание Невского проспекта)

  2. Аналитическая беседа

  1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?

(Петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и Невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, обладающий своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами.

И люди, в течение дня сотнями проходящие по Невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте!».

Но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. Единственное, что объединяет их, - место встречи, Невский проспект. Как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе».)


  1. Какова функция этого эпизода во всей повести?

(Описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный "физиологический" очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, "он служит только средством". Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о "педагогическом" Невском проспекте с "гувернёрами всех наций" и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику и метонимию. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: "Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава".)

Метонимия (др.-греч. - «переименование») - вид тропа; употребление названия одного предмета (явления) вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними.

Классическое определение метонимии принадлежит древнеримскому ритору и мыслителю Марку Фабию Квинтилиану (ок. 35 - ок. 96 гг. н.э.): «Метонимия состоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего».


  1. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?


  1. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта (поиск оценочных выражений в 1-5 абзацах повести)

(Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это "всеобщая коммуникация2 Петербурга", место, где можно получить "верные известия" лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это "выставка всех лучших произведений человека". Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.)

Вывод (записать): Петербург - город без целостных лиц, которые заменяются их частями или частями тела и одежды. Действительность не такая. Какой мы ее видим и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить.


  1. Аналитическая беседа об образах главных героев - Пискарёве и Пирогове.

Вопросы и задания для беседы

Образ Пискарева

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

(Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это "тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко", человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе "маленького человека" в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему "Перуджинову Бианку". Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной "какой-то жалкой наглости", всё, что она говорила, было "глупо и пошло … как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека".

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: "...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом".

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство "раздирающей жалости", отмечает автор и объясняет: "В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях".

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: "Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка". Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. "Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою". Оценивая ситуацию, автор говорит: "В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата". И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: "...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину". За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, "вечный раздор мечты с существенностью". Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.Для художника встреча с Невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира - значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остается Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.)

Образ Пирогова

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют "в Петербурге какой-то средний класс общества", подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: "хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове", то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - "выслужиться до полковничьего чина", достичь обеспеченного положения. Они обычно "женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни".

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова - это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, "интрижка", которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что "любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание". Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась "секуция", которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: "с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров".

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. "Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!" - писал В.Г. Белинский.)


  1. Итог урока.

Вывод записать

Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно "демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде". Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.


  1. Домашнее задание:

  1. Написать домашнее сочинение по творчеству Гоголя

6


© 2010-2022