Урок литературы. К. Г. Паустовский Телеграмма

Тема урока "Очень трудно матерью быть" по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма". Учащиеся самостоятельно выделяют нравственные проблемы, поднимаемые автором, раскрывают мысль писателя о величии материнства. Оформление: тема урока, эпиграф (слова Н.А.Островского), рисунок "Скорбящая мать". Класс делится на группы (пары). Каждая группа (пара) получает задание. После обсуждения учащиеся выполняют письменную работу. После прослушивания ответов, возвращаются к эпиграфу урока. Идет обсуждение. Подгот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская литература.

«Очень трудно матерью быть»

(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)


Цель: Продолжить работу над формированием умения самостоятельно выделять нравственные проблемы, поднимаемые автором. Раскрыть мысль писателя о величии материнства. Материалом урока содействовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Эпиграф. Есть прекраснейшее существо, у которого мы

всегда в долгу - это мать.

Н.А.Островский.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

«Ассоциация»

Урок литературы. К.Г.Паустовский ТелеграммаУрок литературы. К.Г.Паустовский ТелеграммаУрок литературы. К.Г.Паустовский ТелеграммаУрок литературы. К.Г.Паустовский Телеграмма ТЕЛЕГРАММА


  1. Операц.- познавательный этап.

1. Сообщение темы урока, цели. Прочитать эпиграф урока.

2. Работа в паре (группе):

1 пара: Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?

2 пара: Что называется композицией? Какова композиция рассказа «Телеграмма»?

3 пара: Подумайте, какую роль в рассказе играют Манюшка, Тихон, молоденькая

учительница.

4 пара: К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл включен в данных выражениях:

а) Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота.

б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

в) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Попробуйте найти какие-то ещё предметы, выполняющие в рассказе важную роль.

3.Беседа с классом:

- Ребята. Какую роль выполняет пейзаж в начале произведения? (ответ)

- О чём говорит описание комнаты? (ответ)

- Почему Тихон солгал Катерине Петровне? (ответ)

- Каково значение «ленинградских страниц» в рассказе? Как могло случиться, что Настя, заботящаяся о скульпторе Тимофееве, проявляла такое невнимание к матери? (ответ)


4. Письменная работа:

- О чём заставляет задуматься рассказ «Телеграмма»? О чём предостерегает?

5. А сейчас вернёмся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете?

6. Слово учителя

Сегодня мы говорим о матери. Легко ли ею быть? Что мы знаем о наших мамах - усталых, раздражённых, занятых работой?

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Но как часто порой то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме. Когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.

Возвращаясь из школы вы говорите маме: «Привет», а уходя «Пока!» А может стоит поискать добрые и тёплые слова. Ведь мама ждёт их. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

Испокон веков люди поклоняются образу матери, написаны и пишутся стихи и песни.

7. Чтение учащихся стихотворения Евгения Евтушенко «Уходят матери» и

Олега Шестинского «Памяти матери».

- Какова основная мысль стихотворений?

Они являются предостережением для нас, что мамы не вечны и надо их беречь, любить, как можно больше оказывать знаки внимания. На досуге, в тишине и одиночестве, давайте ещё раз подумаем, вспомним, перечитаем всё лучшее, что написано о матери. А придя домой, заглянем маме в глаза, до конца верные нам глаза.

Когда в цветенье яблоневом завязь

Нам предвещает торжество плода,

Войди, добро,

Умри, слепая зависть,

Воскресни, материнства красота!

И сгиньте, все напасти и наветы,

Когда, как полдень, знойная, она

Проходит по окраинам планеты,

Той нашей счастья обременена.

Анатолий Поперечный.

-Вы пробовали описать свою маму?

8. Подведение итога

- Какой теме посвящён наш урок?

- Какие «зарубки на сердце» вы сделали?

9. Д/З: написать сочинение:1) «Я люблю свою маму…» 2) «Моя мама…»


© 2010-2022