Урок по литературе на тему Л. Н. Толстой. Отрывок из повести Детство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Районный конкурс

на лучшую методическую разработку урока,

посвященного жизни и творчеству Л.Н.Толстого

«Гениальный мастер слова»

Тема: Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство".



Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 Брежнева Н.А., 1 кат.

Возраст учащихся : 12-14 лет







Цели:

- Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа "Четыре эпохи развития", с содержание отрывка из повести.

- Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

- На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги для выставки;

  • рисунки учащихся с 1 по 7 класс;

  • аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;

  • фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького;

  • презентация

  • магнитофон

  • компьютер

Выставка

  • книг с произведениями Л.Н.Толстого;

  • рисунков и творческих работ учащихся.

На доске: тема урока, эпиграф

"Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…" М.Горький

Звучит песня о Маме (Ассоль)

ХОД УРОКА.

I. Организация начала урока

Определение эмоционального настроя учащихся. Каждый ученик выбирает себе Ладошку и приклеивает в тетради, напротив даты.

- Ребята, Цвет ладошки - это ваше настроение. Давай те посмотрим, какое оно у вас?

II. Вступительная часть

На доске - высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…"

- С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его - Лев Николаевич Толстой.

Кадр1

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести. (Во время знакомства с биографией, звучит тихая музыка.)

III. Знакомство с биографией

Учитель:

- Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.

Кадр 2,3

По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, - в 1837 году.

Кадр 4

Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. Большим увлечением для Толстого было чтение.

Кадр 5,6

С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

Кадр 7

В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть "Детство". Под названием "История моего детства" повесть была напечатана в журнале "Современник" и по желанию автора была подписана только его инициалами: "Л.Н.

Кадр 8,9

В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.

Кадр 10

Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж, а затем в Лондон.

Кадр 11,12

В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал "Азбуку" и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

Кадр 13,14

IV. Проверка домашнего задания

1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.

- С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты? Подберите к ним рисунки.

Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:

Отрывок из рассказа "Филиппок".

Отрывок из басни "Отец и сыновья".

Отрывок из рассказа "Прыжок".

Отрывок из басни "Муравей и Голубка".

Отрывок из рассказа "Акула".

2. Выставка книг, рисунков, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.

- Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.

V. Знакомство с биографией (продолжение)

- На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.

Кадр 15

28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.

Кадр 16

Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.

Кадр 17

В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.

Кадр 18

Много времени с тех пор прошло. Но люди помнят, чтят имя нашего земляка, пишут о нем книги. Давайте послушаем стихотворение, написанное учениками 8 класса нашей школы, посвященное Л.Толстому.

Чтец. Его имя в мире стало легендой.

И как сказал один поэт:

«Толстой, как Бог, под золотою липой

На кленовом престоле любил посидеть»

Кадр 19

Был дом в Москве, на окраине.

Усадьба под Тулой была.

Милее Ясной Поляны

Усадьбы найти нельзя.



Съезжались к нему миллионы.

Пред ним преклонялся весь мир.

Но вместо великого гения,

Простой к ним старик выходил.



Пронзительный взгляд, и добрые

Сквозь брови виднелись глаза.

Блузон, сапоги высокие,

Седая совсем борода.

Кадр 20

Пронзительный, как бы колющий,

Взгляд серых глаз удивлял.

И сразу судью и мыслителя

Взгляд этот напоминал.



Любил он гулять вдоль флигеля,

Одевшись в скромный наряд:

И «шапонька» светло-коричневая,

И самодельный башмак.



Любил он Пушкина, Фета.

Шопена и Глинку любил.

Крестьян и их ребятишек

Читать и писать научил.



Открыл он для бедных школу.

И «Азбуку» он написал.

А для больных и страждущих

Все, что можно он отдавал.



Любил становиться невидимым

Для всех часов до пяти.

И сидя в комнате темной,

Писал он романы свои.

Кадр 21

Писал о «Войне и мире»,

Судьбу страны показал.

И девушку Анну Каренину

В романе он описал.



А в шесть выходил на террасу,

Пил кофе, с детьми он играл.

И музыку слушал прекрасную,

И молодость он вспоминал.



В то время, не очень легкое,

Пришлось на Кавказе служить.

И очень любил по - осени

Он на охоту ходить.



Любил поиграть он в теннис.

Народ от души веселил.

И до конца своей жизни

Верхом прокатиться любил.



Внезапно случилось несчастье.

Как гром среди белого дня,

Толстого болезнь поразила.

И всех она потрясла!



Ушел он из дома надолго.

И не вернулся туда.

Мы все потеряли Толстого,

Любимого земляка!

Кадр 22

Мы чтим до сих пор его имя.

Гордимся своим земляком.

И счастливы тем, в мире

На Тульской земле мы живем!



VI. Знакомство с новым произведением

1. История появления повести "Детство"

- В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести "Детство". Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни - он стал писателем. Он задумал роман "Четыре эпохи развития", в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, "резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе". На Кавказе написана первая часть задуманного романа - "Детство"; позднее были созданы две другие - "Отрочество" и "Юность", а четвёртая часть "Молодость" осталась так и не написанной.

- Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

2. Первичное восприятие текста.

Комбинированное чтение: учитель - хорошо читающие учащиеся.

- Какими чувствами переполнен этот отрывок?

3. Речевая разминка.

- Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, - "Детство" М.Яснова.

выразительное чтение учителем;

чтение выделенных слов, объяснение их образования;

чтение про себя учащимися;

хоровое чтение в умеренном темпе.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки -

СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,

Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,

И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.

А где-то по дальним дорогам

Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…

Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём -

Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,

Зовёт нас глядеть - заглядеться:

Что там за окошком?

Чу!.. Детство!

4. Словарная работа.

Maman - читается "маман" на французский манер.

5. Чтение учащимися с заданием:

- Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

6. Анализ отрывка с выборочным чтением.

- Как мама называет своего сына?

- О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

- Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

7. Выделение основной мысли текста.

- Это произведение Л.Н.Толстого называется "Детство". Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

- Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

VII. Подведение итогов урока

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отрывком из замечательного произведения Л.Толстого «Детство», узнали, как Николенька обращается к маме. А вы ребята, любите свою маму? Расскажите, как вы обращаетесь к ней, какая она у вас?

- Давайте послушаем песню о самом лучшем друге на земле? Вы догадались о ком?

(Звучит песня о маме)

- Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: "Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро". Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

Кадр 23

VIII. Домашнее задание

- Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

- Попробовать написать четверостишие о писателе, герое.

IX. Рефлексия учащихся

1. «Автопортрет»

Учащиеся снова выбирают Ладошки и прикрепляют их в тетрадь. Делается вывод о состоянии учащихся на конец урока.

2. Высказывания учащихся о том, что им понравилось и что они для себя взяли.

© 2010-2022