- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему Л. Н. Толстой. Отрывок из повести Детство
Урок по литературе на тему Л. Н. Толстой. Отрывок из повести Детство
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брежнева Н.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Районный конкурс
на лучшую методическую разработку урока,
посвященного жизни и творчеству Л.Н.Толстого
«Гениальный мастер слова»
Тема: Л.Н.Толстой. Отрывок из повести "Детство".
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 Брежнева Н.А., 1 кат.
Возраст учащихся : 12-14 лет
Цели:
- Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа "Четыре эпохи развития", с содержание отрывка из повести.
- Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
- На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.
Оборудование:
-
книги для выставки;
-
рисунки учащихся с 1 по 7 класс;
-
аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;
-
фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького;
-
презентация
-
магнитофон
-
компьютер
Выставка
-
книг с произведениями Л.Н.Толстого;
-
рисунков и творческих работ учащихся.
На доске: тема урока, эпиграф
"Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…" М.Горький
Звучит песня о Маме (Ассоль)
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока
Определение эмоционального настроя учащихся. Каждый ученик выбирает себе Ладошку и приклеивает в тетради, напротив даты.
- Ребята, Цвет ладошки - это ваше настроение. Давай те посмотрим, какое оно у вас?
II. Вступительная часть
На доске - высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…"
- С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его - Лев Николаевич Толстой.
Кадр1
Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из его повести. (Во время знакомства с биографией, звучит тихая музыка.)
III. Знакомство с биографией
Учитель:
- Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни провёл писатель в этом местечке.
Кадр 2,3
По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830 году, Николай Ильич, их отец, - в 1837 году.
Кадр 4
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. Большим увлечением для Толстого было чтение.
Кадр 5,6
С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки-опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа слушателей.
Кадр 7
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером-артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть "Детство". Под названием "История моего детства" повесть была напечатана в журнале "Современник" и по желанию автора была подписана только его инициалами: "Л.Н.
Кадр 8,9
В период реформ 1860-х годов Толстой много сил отдавал практической деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать поры между помещиками и крестьянами.
Кадр 10
Настойчивые советы Тургенева оставить военную службу все-таки имели действие на Толстого: он подал прошение об отставке и в ноябре 1856 года получил увольнение от военной службы, а в начале 1857 года отправился в свое первое заграничное путешествие через Варшаву в Париж, а затем в Лондон.
Кадр 11,12
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал "Азбуку" и первоначальные книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
Кадр 13,14
IV. Проверка домашнего задания
1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.
- С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из каких произведений они взяты? Подберите к ним рисунки.
Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:
Отрывок из рассказа "Филиппок".
Отрывок из басни "Отец и сыновья".
Отрывок из рассказа "Прыжок".
Отрывок из басни "Муравей и Голубка".
Отрывок из рассказа "Акула".
2. Выставка книг, рисунков, подобранных учащимися, с краткими аннотациями.
- Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о своих находках.
V. Знакомство с биографией (продолжение)
- На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900-е годы он опять занимался с крестьянскими ребятишками, как в молодости.
Кадр 15
28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.
7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.
Кадр 16
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.
Кадр 17
В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель.
Кадр 18
Много времени с тех пор прошло. Но люди помнят, чтят имя нашего земляка, пишут о нем книги. Давайте послушаем стихотворение, написанное учениками 8 класса нашей школы, посвященное Л.Толстому.
Чтец. Его имя в мире стало легендой.
И как сказал один поэт:
«Толстой, как Бог, под золотою липой
На кленовом престоле любил посидеть»
Кадр 19
Был дом в Москве, на окраине.
Усадьба под Тулой была.
Милее Ясной Поляны
Усадьбы найти нельзя.
Съезжались к нему миллионы.
Пред ним преклонялся весь мир.
Но вместо великого гения,
Простой к ним старик выходил.
Пронзительный взгляд, и добрые
Сквозь брови виднелись глаза.
Блузон, сапоги высокие,
Седая совсем борода.
Кадр 20
Пронзительный, как бы колющий,
Взгляд серых глаз удивлял.
И сразу судью и мыслителя
Взгляд этот напоминал.
Любил он гулять вдоль флигеля,
Одевшись в скромный наряд:
И «шапонька» светло-коричневая,
И самодельный башмак.
Любил он Пушкина, Фета.
Шопена и Глинку любил.
Крестьян и их ребятишек
Читать и писать научил.
Открыл он для бедных школу.
И «Азбуку» он написал.
А для больных и страждущих
Все, что можно он отдавал.
Любил становиться невидимым
Для всех часов до пяти.
И сидя в комнате темной,
Писал он романы свои.
Кадр 21
Писал о «Войне и мире»,
Судьбу страны показал.
И девушку Анну Каренину
В романе он описал.
А в шесть выходил на террасу,
Пил кофе, с детьми он играл.
И музыку слушал прекрасную,
И молодость он вспоминал.
В то время, не очень легкое,
Пришлось на Кавказе служить.
И очень любил по - осени
Он на охоту ходить.
Любил поиграть он в теннис.
Народ от души веселил.
И до конца своей жизни
Верхом прокатиться любил.
Внезапно случилось несчастье.
Как гром среди белого дня,
Толстого болезнь поразила.
И всех она потрясла!
Ушел он из дома надолго.
И не вернулся туда.
Мы все потеряли Толстого,
Любимого земляка!
Кадр 22
Мы чтим до сих пор его имя.
Гордимся своим земляком.
И счастливы тем, в мире
На Тульской земле мы живем!
VI. Знакомство с новым произведением
1. История появления повести "Детство"
- В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести "Детство". Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни - он стал писателем. Он задумал роман "Четыре эпохи развития", в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, "резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе". На Кавказе написана первая часть задуманного романа - "Детство"; позднее были созданы две другие - "Отрочество" и "Юность", а четвёртая часть "Молодость" осталась так и не написанной.
- Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.
2. Первичное восприятие текста.
Комбинированное чтение: учитель - хорошо читающие учащиеся.
- Какими чувствами переполнен этот отрывок?
3. Речевая разминка.
- Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, - "Детство" М.Яснова.
выразительное чтение учителем;
чтение выделенных слов, объяснение их образования;
чтение про себя учащимися;
хоровое чтение в умеренном темпе.
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки -
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём -
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть - заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
4. Словарная работа.
Maman - читается "маман" на французский манер.
5. Чтение учащимися с заданием:
- Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.
6. Анализ отрывка с выборочным чтением.
- Как мама называет своего сына?
- О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?
- Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.
7. Выделение основной мысли текста.
- Это произведение Л.Н.Толстого называется "Детство". Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?
- Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.
VII. Подведение итогов урока
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отрывком из замечательного произведения Л.Толстого «Детство», узнали, как Николенька обращается к маме. А вы ребята, любите свою маму? Расскажите, как вы обращаетесь к ней, какая она у вас?
- Давайте послушаем песню о самом лучшем друге на земле? Вы догадались о ком?
(Звучит песня о маме)
- Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: "Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро". Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
Кадр 23
VIII. Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.
- Попробовать написать четверостишие о писателе, герое.
IX. Рефлексия учащихся
1. «Автопортрет»
Учащиеся снова выбирают Ладошки и прикрепляют их в тетрадь. Делается вывод о состоянии учащихся на конец урока.
2. Высказывания учащихся о том, что им понравилось и что они для себя взяли.