- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект заседания кружка Юный журналист
План-конспект заседания кружка Юный журналист
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капова И.Б. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект открытого заседания кружка
«Юный журналист».
Тема: «Интервью».
Цели занятия: расширение знаний учащихся об особенностях публицистического жанра "интервью" и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи.
Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к русскому языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Ход занятия.
-
Вступительное слово руководителя кружка.
- Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на очередном занятии кружка «Юный журналист». Тема нашего занятия - «Интервью». Любой труд имеет конечный результат, готовый продукт. Продукт работы нашего кружка - школьная газета «Большая перемена», поэтому мы хотим предложить вам презентацию газеты, подготовленную девочками старшей группы. (Презентация газеты.)-Кадыкоева М. и Карова А. ( 6 минут)
- Спасибо, девочки! В прошлый раз мы с вами говорили о публицистических жанрах, в том числе и об интервью. Сегодня мы подробнее разберём этот жанр и его особенности, чтобы создать потом творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете «Большая перемена». А начнём мы с вами занятие, как обычно, с небольшой дыхательной гимнастики, что обеспечит нам хороший настрой на работу. Индийская пословица гласит: «Дыхание правит всем». Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Встаньте, пожалуйста, ребята. Правильное дыхание нужно нам не только для поддержания здоровья, но и для красивой речи. По 5 раз вдыхаем воздух, только через нос, и оставляем его внутри в спокойном, тихом состоянии до очищения отдаленнейших уголков легких. Полезно представление о вдыхании аромата цветов.
-Молодцы! Мы хотим научиться красиво, выразительно говорить. В этом нам помогут скороговорки. Ребята, какие скороговорки вы знаете? А я приготовила вам новые. Произносите четко, выразительно, внятно (слайды 4, 5).
-Логическое ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Например. «Я еду сегодня в Берлин». Это предложение может получать различное смысловое значение в зависимости от того, какое слово я выделю.
Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);
Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);
Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);
Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург).
-Молодцы, здорово! Теперь под весёлую песенку о журналисте разомнём косточки. В здоровом теле-здоровый дух. Сегодня мальчики младшей группы вызвались возглавить гимнастическую разминку. Прошу выйти на середину площадки, а остальные повторяют за ними или импровизируют свои движения. (Слайд 7.) Спасибо, садитесь.
3.Орфоэпическая минутка. (Слайд 8.)
4.Упражнения по культуре речи. (Слайд 9)
5. На прошлом занятии мы говорили с вами о публицистических жанрах. Давайте вспомним эти понятия. (Слайд10)
Интервью. 1. Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (беседа, диалог). 2. Подберите однокоренные слова к слову «интервью». (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)
Интервью - жанр публицистического стиля, в центре которого предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
Интервьюер - человек, берущий интервью.
Интервьюируемый - человек, у которого берут интервью.
Интервьюировать - получить - получать интервью от кого-либо, взять - брать у кого-либо интервью.
3. Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два). Слайд 15
Виды интервью:
1. Интервью - сообщение - информационная цель (например, интервью с представителем властей, который рассказывает о крупном пожаре или теракте).
2. Интервью - мнение - комментарий известных фактов и событий ( например, отношение интервьюируемого к выборам Президента). (Слайд 14.)
Формы интервью:
1.Диалог - корреспондент задаёт вопросы, а собеседник отвечает на них.
2. Полилог - в беседе участвует несколько человек, каждый из которых высказывает свою (иногда не совпадающую с мнением других участников беседы) точку зрения на проблемы, затронутые в вопросах корреспондента. Такая форма интервью особенно интересна для читателей. (Слайд 15 )
Особенности:
1. Содержание интервью составляют ответы собеседника (или собеседников) на вопросы журналиста.
2. Изложение фактов ведётся от имени лица, мнение которого интересно окружающим (интервьюируемый либо сам являлся участником события, либо в силу опыта и знаний может интересно ответить на вопросы).
3. Роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки корреспондента к беседе, и от умения расположить собеседника к разговору, и от умения руководить беседой.
Вывод: Итак, интервью - это техника сбора информации, которая может быть передана в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий.
- Самое трудное, но и самое интересное в работе журналиста - интервью. Чтобы оно получилось интересным и любая редакция оторвала его с руками, нужно тщательно подобрать кандидатуру интервьюируемого, добиться его согласия на интервью, и подготовить такие вопросы (можно с неожиданностями), на которые бы он ответил легко и охотно. Хороший способ научиться брать интервью - это задавать вопросы своему любимому литературному герою, например, Винни-Пуху. (Гергов А. и Мазихова А.)
6. Работа с текстом
- А сейчас обратимся к юмористическому рассказу А.П.Чехова «Моя беседа с Эдисоном». Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя, так как он был прекрасным стилистом, умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Изречение «Краткость-сестра таланта» как раз и принадлежит Чехову. Его рассказ «Моя беседа с Эдисоном» - это своеобразное интервью героя с известным учёным.
А) Чтение рассказа. (Слайды 17, 18)
Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 19)
-
1 группа. Удалось ли интервью? Почему?
- Мне кажется, не совсем. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений он мог почерпнуть в энциклопедическом словаре, например: Эдисон Томас Алва (1847-1931) - американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники. Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.
2 группа. С каким чувством расстались люди?
Они не удовлетворены друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения "не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных "смесях", где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3 группа. Почему и над кем мы смеемся?
4 группа. Какие ошибки допустил журналист?
Прежде всего, над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.
Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.
7. Составление правил для начинающего журналиста.
Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.
Работа по группам: (слайды 20, 21, 22, 23)
Хорошо, молодцы! Наверно, нет ни одного журналиста, которому не была бы близка поэзия, ведь по природе своей журналист - лирик. А у нас с вами - «Поэтическая находка недели». Кто хочет поделиться сегодня неожиданной для себя находкой, неожиданным открытием? (Стихи читают Карова Алина.и Сопбеков Артур)
8. Ребята, вот мы составили правила для журналиста, который готовится к интервью. А каким человеком должен быть сам журналист, как вы думаете?
Прежде всего, порядочным человеком.
- Я думаю, должен любить свою работу и все. Остальное придет с опытом, сразу никто хорошим журналистом не становится.
- На мой взгляд, он должен быть общительным, инициативным, предприимчивым, находчивым, неглупым, интересоваться жизнью, быть немножко исследователем, стараться искать истину. И стараться, чтобы вся его информация была достоверной.
- А мне кажется, что для журналиста главное все-таки - умение писать грамотно и интересно.
- Несомненно, журналист должен быть образованным, начитанным человеком. Многие говорят, что журналист должен быть болтлив, легкомыслен, но я с этим не могу согласиться. Легкомысленному человеку в этой профессии делать нечего.
- Интеллектуально образованным, внимательным, точным, с хорошей реакцией, выдержанным, выразительным.
- Журналист должен обладать аналитическим умом, обязательно быть грамотным, должен уметь быстро сориентироваться в определённой ситуации, иметь нюх на новости и всякие интересности, быть объективным и любить людей.
Руководитель. Я уверена, что настоящий журналист должен иметь свои четкие понятия о морали, нравственности, личной и профессиональной этике! Должен уметь работать оперативно, мыслить быстро по теме и четко! Должен иметь острый глаз, должен быть психологом... много всего...
- А профессия журналиста - мирная профессия? К сожалению, считавшаяся до некоторых пор мирной профессия журналиста сегодня числится в списке самых опасных, экстремальных. За последние 19 лет у нас в стране погибло 300 журналистов. Многие из них были всенародными любимцами. Ребята, кого вы можете назвать? (Слайд 26)
Домашнее задание каждый из вас получит на отдельном листочке. А завершить сегодняшнее занятие я предлагаю ставшей гимном нашего кружка песней о журналистах Дмитрия Гордона и посвятить её памяти настоящих журналистов, погибших за правду в горячих точках или убитых подлым выстрелом из-за угла. (Слайд 27)