Конспект урока по теме «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Книги, прочитанные в детстве и юности, часто остаются с человеком на всю жизнь. «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона - это именно та книга, которую любят не только дети, но и взрослые. С ее помощью можно пробудить любовь к чтению, можно развивать творческие способности.

Дети знакомятся с героями отважными, благородными, сильными духом, что так важно в подростковом возрасте.

Цель урока:

- Познакомить учащихся с биографией писателя; раскрыть особенности сюжета романа «Остров сокровищ»; развивать навыки выразительного чтения, заинтересовать учащихся творчеством Стивенсона.

Задачи:

1. Приобщать детей к богатству мировой культуры.

2. Привлечь внимание учащихся к книге и чтению приключенческих романов.

3. Воспитывать уважение к книге, библиотеке, библиотекарю.

4. Формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; побуждать детей к расширению своего кругозора.

5. Способствовать изучению географии, приобщать к путешествиям.

Форма проведения: урок - игра.

Подготовительная работа: прочитать приключенческий роман «Остров сокровищ» Стивенсона Р.Л, распределить выступления учащихся.

Оформление: нарисовать карту «Острова сокровищ», сделать сундук, приготовить призы.

План урока:

1.Вступительное слово библиотекаря.

2 Рассказ о жизни писателя Р. Л.Стивенсона

3.Рассказ о создании романа «Остров сокровищ».

4 Игра «Найди клад».

5 Итоги , награждения.



Ход урока:

Вступительное слово библиотекаря - Невозможно перечислить все книжные богатства, окружающие нас. Мы открываем книгу, перелистываем страницы книги и происходит что - то удивительное. Книга начинает говорить с нами своим, особым языком. Она переносит нас за тридевять земель, рассказывая о событиях тысячелетней давности, заставляет нас переживать, сочувствовать, смеяться и страдать. Умение читать вдумчиво и с пользой приходит не сразу, его надо развивать. Великие писатели, ученые писали о роли книги в их жизни. Какую роль сыграют книги в вашей жизни , а ведь это похоже на то , как если бы мы спросили: какую роль играет в вашей жизни воздух? Я желаю вам стать хорошими читателями, а книга была нужна вам ,как воздух. Рассказ Библиотекаря - Роберт Льюис Стивенсон ( настоящая фамилия Белфур), родился 16 ноября 1850 года, а в 2015 году ему исполняется 160 лат со дня рождения. Мировая слава пришла к писателю после выхода романа «Остров сокровищ».

Стивенсон - романтик и идеалист, превращавший в своих книгах серый и скучный мир викторианской Англии в мир смелых и сильных людей, борющихся с опасностями и всегда побеждающих.

Сам писатель так сформулировал свое литературное кредо - принцип «мужественного оптимизма»: «Будем по мере сил учить народ радости. И будем помнить, что уроки должны звучать бодро и воодушевленно, должны укреплять в людях мужество».

Стивенсон - основоположник, теоретик и ведущая фигура английского неоромантизма, важнейшие принципы которого он изложил в статье «замечания о реализме». Писатель считал, что любое художественное произведение должно соединять в себе реальное и «Возвышенное». Он видел три разновидности в жанре романа - приключенческий, драматический и роман характеров, и сам создавал романы приключенческого направления, умело вплетая в них элементы других направлений. Однако история для него - всего лишь фон, на котором и происходит развитие сюжета. Он - мастер приключенческого жанра, лихо закрученной интриги и мгновенного развития сюжета. Главный герой романов - его величество случай.

Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии, в семье морского инженера, смотрителя маяков. С детства Роберт Льюис страдал болезнью бронхов, что, с одной стороны, заставляло его чувствовать себя инвалидом, а с другой - стремиться к наиболее полной и насыщенной жизни. Часто болезнь надолго приковывала его к постели . «Детство мое, по правде сказать, - писал он впоследствии, -было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Мечта стать спасателем кораблей, бороться со стихией, путешествовать привела его к письменному столу. После окончания школы будущий писатель поступил в Эдинбурский университет, но адвокатом так и не стал, а полностью отдал силы любимому делу. Страстный жизнелюб, Стивенсон был и неутомимым путешественником. Многие его приключения описаны в книгах путевых заметок. Это и путешествия на байдарке , и пешком с навьюченным осликом , и на торговом судне по атлантическому океану, и поездка по Америке.

Он не только великолепный прозаик, но и прекрасный поэт. Первый сборник его стихов - «Детский цветник стихов» - вышел вскоре после его первого романа и имел большой успех. Самым же известным поэтическим творением Стивенсона является, без сомнения, его баллада «Вересковый мед», построенная на фольклорных мотивах и переведена на русский язык С.Я.Маршаком. Любовь к преданиям древней Шотландии, к ее истории, ее народу , ярко выражено в балладе.

(Чтение учащимся баллады)

«Вересковый мед»

Шотландская баллада.

Из вереска напиток

Забыт давным - давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки - медовары

В пещерах под землей.

Пришел король шотландский ,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.

На вересковом поле,

На поле боевом,

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

Вересковый мед.

В своих могилах тесных,

В горах родной земли,

Малютки - медовары

Приют себе нашли.

Король по склону едет

Над морем на коне.

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо

И думает: «Кругом

Цветет медвяный вереск,

А меда мы не пьем!»

Но вот его вассалы

Приметили двоих

Последних медоваров,

Оставшихся в живых.

Вышли они из - под камня,

Щурясь на белый свет,-

Старый горбатый карлик

И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнес.

Сидел король шотландский,

Не шевелясь , в седле,

А маленькие люди

Стояли на земле.

Гневно король промолвил:

- Пытка обоих ждет,

Если не скажите , черти,

Как вы готовили мед!

Сын и отец молчали,

Стоя у края скалы.

Вереск звенел над ними,

В море катились валы.

И вдруг голосок раздался:

- слушай, шотландский король,

Поговорить с тобою

С глазу на глаз позволь!

Старость боится смерти.

Жизнь я изменой куплю,

Выдам заветную тайну! -

Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный

Резко и четко звучал:

- Тайну давно бы я выдал,

Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,

Гибель ему нипочем.

Мне продавать свою совесть

Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут

И бросят в пучину вод -

А я научу шотландцев

Готовить старинный мед!

Ильный шотландский воин

Мальчика крепко связал

И бросил в открытое море

С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись,

Замер последний крик.

И эхом ему ответил

С обрыва отец - старик:

- Правду сказал я, шотландцы,

От сына я ждал беды.

Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.

Пускай со мной умрет

Моя святая тайна -

Мой вересковый мед!

Вопросы и задания.

  1. О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мед»?

  2. Понравилась ли она вам?

  3. О чем заставила вас задуматься?

  4. Какие черты характера героя прославляются автором?

-Библиотекарь : - Во всех своих произведениях Стивенсон утверждает романтическую мечту о торжестве человеческого достоинства и высоких идеалах

История создания романа «Остров сокровищ» (Можно подготовит учащегося) .

1 Учащийся : - История создания романа многим известна. Однажды вместе со своим пасынком , Стивенсон нарисовал карту острова сокровищ, который скрывал сокровища капитана Флинта. На ней было написано многочисленные странные названия: остров скелетов, Подзорная труба, Корабельный повар и тд. Завязалась игра , а уж потом написан рома. В течение дня писатель сочинял и записывал главы, а вечером читал в кругу семьи и друзей. Роман еще был не завершен , когда владелец детского журнала «Янг Флокс», ознакомившись с первыми главами и общим содержанием произведения, начал печатать под псевдонимом Джордж Нот ( Стивенсон опасался за свою репутацию серьезного писателя). Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже в отдельном издании1883 года стояла настоящее имя писателя. Роман принес автору мировую известность и сразу же стал классикой приключенческого жанра. Им восхищались все: и взрослые и дети.

2 Учащийся : - Самый интересный приключенческий роман, и написан он так убедительно, что тысячи читателей поверив автору, отправлялись в путешествия за сокровищами капитана Флинта. И хотя координаты острова не указаны, искатели сокровищ обнаружили похожий остров недалеко от Кубы. Это остров Хувентуд (Молодежный), который раньше назывался остров Пинос. Почему именно на Пинос отправлялись искатели кладов? Да потому, что в 17 веке пираты часто посещали этот остров, чинили здесь корабли , пополняли запасы воды и продовольствия. И наверно закапывали свои сокровища.

Школьный библиотекарь : - Лучшими произведениями Стивенсона считают «Остров сокровищ» (существует несколько продолжений этого романа, написанных другими авторами), «Похищенный», «Черная стрела» и «Катриона». (Показать эти книги)

«Будем учить народ радости

и будем помнить, что уроки

Эти должны звучать бодро и

Воодушевленно.

Должны укреплять в людях

Стойкость и мужество».

Р.Л.Стивенсон.

Свою любовь к жизни Стивенсон страстно желал передать подрастающему поколению, вселить в него радость новых открытий и стремление преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. Увлекательные приключения о морских странствиях, о коварных пиратах, о благородных рыцарях, о бесстрашных героях, бойцах за справедливость.

Самый известный роман писателя - «Остров сокровищ» напоминает игру в пиратов, однако приключения, описываемые в нем, - вовсе не игра. Писатель призывает своих юных читателей на примере Джима Хокинса найти в себе силы преодолеть любые невзгоды и постараться обрести духовные сокровища, воспитать в себе силу воли и храбрость, мужество и целеустремленность, доброту и отзывчивость, преданность дружбе и чувство долга. Стивенсон не старается живописать все возможные происшествия и приключения, а обращает внимание, прежде всего на нравственную сторону описываемых событий, которые из-за этого ничуть не становятся менее увлекательными. Стивенсон утверждал, что надо научить людей радости, вырвать из круга будничных забот о материальном благосостоянии, что художественная литература должна поднять человека над обыденностью.

1 - Учащийся (рассказывает)

Начинается «Остров сокровищ» со скупого описания скучной жизни небольшой деревушки, где обитает главный герой - мальчик Джим Хокинс. Его будни лишены радости: мальчик обслуживает посетителей трактира «Адмирал Бенбоу», который содержит отец, и подсчитывает выручку. Нарушает это однообразие прибытие странного моряка, перевернувшего размеренную жизнь обывателей и круто изменившего судьбу Джима. С этого момента начинаются необыкновенные события: гибель моряка - бывшего пирата, охота его сообщников за картой капитана Флинта, хранящейся в сундучке моряка, и наконец, случайность, позволившая Джиму стать обладателем карты острова сокровищ, на которой обозначено, где хранятся награбленные пиратами клады

2 -Учащийся (рассказывает)

Джим, доктор Ливси и сквайр (землевладелец ) Трелони - вполне добропорядочные люди - оказываются владельцами карты и решают ехать на поиски сокровищ. При всем презрении к пиратам , которое высказывает сквайр(«Что им нужно , кроме денег? Ради чего, кроме денег, они стали бы рисковать своей шкурой?») , он сам немедленно покупает шхуну «Испаньолу» и снаряжает экспедицию за чужими богатствами.

3 -Учащийся (рассказывает)

«Дух нашего века, его стремительность, смешение всех племен и классов в погоне за деньгами, яростная и по- своему романтическая борьба за существование, с вечной сменой профессий и стран…»- вот так характеризует Стивенсон время, в которое он живет. Пол мира бросается в Африку, Америку, Австралию на поиски золота, алмазов, слоновой кости. Эти поиски привлекают не только авантюристов , но и «добропорядочных» буржуа, купцов, которые в свою очередь становятся участниками «романтических» приключений в неизведанных странах. Так Стивенсон ставит почти знак равенства между пиратами и «добропорядочными» буржуа. Ведь цель у них оказывается одна - деньги, дающие право не только на «веселую жизнь», но и на положение в обществе.

4 - Учащийся (рассказывает)

Сильвер - второй герой романа , считает, что после того как будут найдены сокровища, нужно убить капитана, доктора, сквайра и Джима. И он говорит : «Я вовсе не желаю, чтобы ко мне, когда я стану членом парламента и буду разъезжать в золоченой карете, ввалился, как черт к монаху, один из этих тонконогих стрекулистов». Желание Сильвера стать членом парламента совсем не так утопично. Кому какое дело, как добыты деньги,- важно, что ими обладают. А это открывает в обществе неисчерпаемые возможности стать почитаемым человеком. О прошлом не говорят. За деньги можно купить и дворянский титул. Но в этой реплике Сильвера заключена и скрытая ирония, выражающая отношение Стивенсона к тем, кто управляет страной.

5 -Учащийся (рассказывает)

Романтические приключения героев начинаются с первых минут их путешествия. Джим случайно подслушивает разговор Силивера с матросами и узнает об опасности, которая нарастает с каждой минутой. События на острове, борьба пиратов с горсткой преданных сквайру людей, исчезновение сокровищ - все это создает особую напряженность сюжета. И именно в этой, доведенной до предела ситуации вырисовываются характеры героев: недалекого, вспыльчивого и самоуверенного сквайра, рассудительно- трезвого доктора Ливси, разумного и решительного капитана, по- мальчишески импульсивного Джима и умного, коварного , прирожденного дипломата Сильвера. Каждый поступок их, каждое слово выражают внутреннюю сущность характера, обусловленную природными данными, воспитанием, положением в обществе, от которого они теперь оторваны.

Школьный библиотекарь: - Не менее захватывающе написана и повесть «Старинная история доктора Джекиля и мистера Хайда», созданная в жанре готического детектива. По сути дела, перед нами философские рассуждения автора о понятиях добра и зла, о привлекательности порока и неизбежности наказания за него.

В декабре 1889 года. Стивенсон с женой Финни прибыл на остров Самоа на борту шхуны «Экватор». Вскоре здесь была построена вилла Вайлима - грандиозная на то время для Самоа здание. На самом-же деле это был обычный европейский дом, но для туземцев, привыкших жить в пальмовых хижинах, он оказался на редкость роскошным. Новые поселенцы привезли все, что бы сделать жизнь в этом диковинном месте максимально комфортной, книги, и мебель, игрушки для детей, даже музыкальную шкатулку. Кстати, туземцы боялись ее, как огня, думая , что в ней живут злые приведения. Ведь кто еще мог издавать такие звуки. Туземцы были в ужасе . Но писатель подружился с местными жителями, изучил их язык. Туземцы уважительно звали его Туситала- Сказитель. Сказители приравнивались к вождям.

Последние годы жизни Стивенсона прошли здесь же, на островах Самоа - так как его здоровье требовало теплого климата, там и похоронен писатель. На надгробном камне , по желанию Стивенсона, выбиты его стихи, которые заканчиваются следующими строками:

«С моря вернулся, пришел моряк,

И охотник вернулся с холмов».

Игра «Найди клад» ( условия игры на доске карта на ней помечены цифрами клады , клад ваш , если вы отвечаете на вопрос)

Вопросы:

  1. Какой момент можно считать завязкой, началом романа?

  2. Расскажите об об этом человеке? Как он выглядит? О чем просит Джима?

  3. Какую песенку поет Билли Бонс? Почему эти слова пророческие?

  4. Что произошло в трактире, после появления слепого Пью?

  5. Кто спас Джима и его матушку?

  6. Что было в сундуке Билла?

7.Как называется корабль, на котором искатели приключений отправились в плаванье?

8. Какую ошибку совершил сквайр?

Вопросы (На острове):

1.Что произошло на острове?

2. Какое самое страшное испытание пришлось выдержать Джиму?

3. Почему доктор Ливси и другие покинули Фот?

4. Что произошло с главным героем, после того, как он попал к пиратам?

5. Что произошло с пиратами , когда они обнаружили , что сокровищ нет?

6.Как поступил капитан Смоллет с капитанами?

7. Как изменилось отношение Джима к Сильверу?

Итог: Подсчитываем баллы , у кого больше всех в волшебном сундуке лежит клад (конфеты).

Школьный библиотекарь делает обзор приключенческой литературы : Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», Д.Свифт «Путешествия Гулливера», Д.Дефо «Робинзон Крузо»

И тд. Рекомендует прочитать Стивенсона «Похищенный»

Конспект урока по теме «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Спасская общеобразовательная школа

391050 ул. Войкова, д.68, г. Спасск- Рязанский, Рязанская область

Районный конкурс: «Школьная библиотека в современном мире образования»

Номинация: Методическая разработка

«Открытый урок Чтения».

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»

Для 6 класса.

Автор урока: Никитина Галина Владимировна

Заведующая школьной библиотекой

МБОУ Спасской СОШ



© 2010-2022