Рабочая программа элективного курса «Композиционное построение сочинения по литературе и особенности сочинений различных типов» 10 класс

Рабочая программа элективного курса«Композиционное построение сочинения по литературе и особенности сочинений различных типов»  составленана основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.Вялковой.-Волгоград: Учитель, 2009    Рабочая программа рассчитана на 34 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.    Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником зан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Композиционное построение сочинения по литературе и особенности сочинений различных типов» составлена на основе программы элективных курсов по литературе для 10-11 классов автора-составителя Г.М.Вялковой.-Волгоград: Учитель, 2009

Рабочая программа рассчитана на 34 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

Цель данной программы:

помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Программа представляет собой систему занятий, направленных на изучение сочинения как вида творчества старшеклассника. Это позволяет подготовить учащихся к выполнению части С в итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.В программе изучается классификация школьного сочинения как жанра. Программа рассчитана на закрепление навыков при написании сочинения, полученных учащимися на уроках литературы.

Чтобы добиться желаемого результата, на занятиях необходимо обращаться к конкретным художественным произведениям небольшого объёма, анализируя их художественное своеобразие.

Ожидаемый результат: развитие творческих способностей учащихся при написании сочинений, формирование навыка написания сочинения- рассуждения с выделением проблемы текста, её комментированием, определением позиции автора, также своей точки зрения.

Формы обучения: урок-практикум, урок-лекция.

Для реализации рабочей программы используется следующая литература для учителя:

1.Айзерман,Л.С. Сочинение о сочинениях. -М.: Просвещение,1986

2.Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе: уроки повторения русской классики в11 классе.-М:Просвещение,2001

3. Русова,Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант.-Н.Новгород,1994

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997

Литература для учащихся:

1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 и 11 классах Ростов -на- Дону: Легион 2011.

2.Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки-Ростов н/Д: Легион, 2010

3. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». - СПб.: Паритет, 2000
4. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. -
М.: Школа-Пресс, 1995


урока

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Сочинение, как текст.

Основные признаки текста.

1

04.09

2- 4.

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

3

11-18-25.09

5- 6.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

2

02-09.10

7.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

1

16.10

8-11

Своеобразие жанров сочинений.

4

23-30.10

13-20.11

12-14.

Выбор темы сочинения. Структура сочинения.

3

27-04-11.12

15-20.

Сочинение-рассуждение.

6

18-25-15-22-29.01-05.02

21-22.

Сочинение-характеристика.

2

12-19.02

23-24.

Обобщающие сочинения. Принципы их построения.

2

26-05.03

25-27.

Анализ эпизода в школьном сочинении.

3

12-19-02.04

28-31.

Анализ стихотворения в школьном сочинении.

4

09-16-23-30.04

32-33.

Редактирование и рецензирование сочинений.

2

07-14.05

34.

Защита учащимися сочинений разных жанров.

1

21.05

35.

Резервный урок. Анализ прослушанных работ

1

28.05

Планируемые образовательные результаты учащихся

Учащиеся должны:

- знать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризировать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.



© 2010-2022