Урок русского языка по теме Собирательные числительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова » Болотвина Галина Васильевна

Урок русского языка по теме «Собирательные числительные».

Цель урока русского языка в школе:

  • дать понятие о собирательных числительных;

  • сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;

  • закрепить знания учащихся о количественных числительных.

Задачи урока русского языка в 6 классе:

  • показать особенности разряда «Собирательные числительные» в сравнении с другими разрядами количественных числительных;

  • раскрыть правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи;

  • развивать логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность учащихся.

Тип урока русского языка в 6 классе:

изучение нового материала.

Используется технология «Обучение в сотрудничестве»

Оборудование: компьютер, экран, презентация, 4 ноутбука, учебник, раздаточный материал (тесты, карточки с дополнительной информацией о собирательных числительных, карточки с практическим заданием, листы оценивания ), фломастеры, ватманы, стикеры, игрушечные ружья, ободки с заячьими ушками (для инсценировки).

Ход урока.

Психологический настрой

-Как живёте?
-Вот так! (Показать большой палец)
-Как идёте?
-Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)
-Как бежите?
-Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)
-Ночью спите?
-Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову)
-Как берёте?
-Вот так!
-А даёте?
-Вот так!
-Как шалите?
-Вот так! (Произвольные движения)
-А грозите?
-Вот так! (Погрозить пальчиком)
-Как сидите?
-Вот так! (Руки на стол)
-А русский язык как знаете?
-Вот так! (Показать большой палец)

Слово учителя:

- Запишите число в тетради (слайд №1). Сегодня мы продолжим говорить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом, о котором мы познакомимся немного позже. А сейчас мы проверим домашнее задание, а именно, знание правила прошлого урока. И я соберу пару тетрадей на проверку.

2. Проверка домашнего задания (слайд №2). (5 мин)

Тест по теме «А учил ли ты дома правило?»

1. Дробное числительное …

А) обозначает целое число.

В) обозначает число, состоящее из частей единицы.

С) обозначает некоторое количество предметов как одно целое.

D) обозначает порядок предметов при счете.

Е) Нет правильного варианта.

2. Определите вариант с дробным числительным.
A) Двое студентов.
B) Шестнадцать тетрадей.
C) Одна вторая километра.
D) Пятьдесят два ученика.
E) Пятеро друзей.

3. В каком падеже ставится существительное, сочетающееся с дробным числительным?

А) В родительном.

В) В дательном.

С) В винительном.

D) В творительном.

Е) В предложном.

4. При склонении дробных числительных изменяются …

А) первая часть (числитель).

В) вторая часть (знаменатель).

С) все части: первая часть (числитель) склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая (знаменатель) - как прилагательное во множественном числе.

D) все части: первая часть (знаменатель) склоняется как прилагательное во множественном числе, вторая (числитель) - как числительное, обозначающее целое число.

Е) Нет правильного варианта.

5. Какую форму имеет дробное числительное семь восьмых в творительном падеже?

А) Пяти восьмых.

В) Пяти восьмым.

С) О пяти восьмых.

D) Пятью восьмыми.

С) Пять восьмых.

Ответы: 1 -В, 2-С, 3-А, 4-С, 5- D.

Критерии:

0 ошибок - 5 баллов;

1 ошибка - 4 балла;

2 ошибки - 3 балла;

Более 2 ошибок - 0 баллов.

Взаимопроверка (слайд №3).

- У кого 5 баллов, погладьте себя по голове.

3.Активизирующий этап (слайд №4).

А теперь нам предстоит знакомство с новой темой, и мы начнем с пословиц, потому что в каждой пословице заложен поучительный смысл, каждая пословица-это кладезь народной мудрости.

- Прочитайте и объясните смысл каждой пословицы.

- Какая тема объединяет эти пословицы? (Взаимовыручка, товарищество).

- Какая из пословиц не подходит по смыслу к остальным? Почему? (Двое пашут- семеро руками машут).

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

Рука руку моет, и обе белы бывают.

В полплеча работа тяжела, а оба подставишь - легче справишь. Двое пашут, а семеро руками машут.

Давайте назовем в последней пословице все части речи.

Двое пашут, а семеро руками машут.

- Есть ли в пословице числительное? На какой вопрос оно отвечает? (Сколько?)

- К какой группе оно относятся? (Количественные) .Как вы определили? (По вопросу)

- А какие вы знаете разряды количественных числительных? (Целые, дробные, собирательные)

- Что обозначает числительное из пословицы? ( Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).

- Как вы думаете, к какому разряду относится числительное? ( К собирательным)

- Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные) (Слайд №5).

- Сформулируйте цель (познакомиться с разрядом "собирательные числительные", учиться правильно отличать их от других числительных) (Слайд №6).

Запись в тетрадь темы урока "Собирательные числительные"

4.Изучение нового материала в группах.

Капитаны выбирают лист, не зная, что там нарисовано. На листах рисунки: двое медвежат, трое зайчат, четверо щенят, пятеро котят. Таким образом, они подберут название своей группе. (Слайды 7-10)

Слово учителя:

- У вас на столах есть бейджи с ролями, которые вы должны распределить между собой в группе (Слайд №11):

  • Организатор (лидер) - организует работу группы.

  • Секретарь - оформляет решение группы.

  • Спикер - представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера - следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени - следит за соблюдением регламента работы группы.

- А теперь я попрошу вас приступить к групповой работе. Перед вами на столах требования к оформлению постера, правила работы в группе, ватманы, фломастеры. Вам предстоит самостоятельно изучить тему в учебнике на стр. 179-180, обсудить и готовый продукт предоставить остальным группам.

Требования к оформлению постера.

Постер должен удовлетворять следующим требованиям:

1)Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Цвета:

  • слишком много цветов раздражают читателя;

  • используйте цвета разумно;

  • выделяйте цветом название и заголовки.

  1. Не должно быть свободной площади в создаваемом постере.

Задания группам (Слайд №12):

1 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

2 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими лиц общего рода.

3 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими тетей и детёнышей животных.

4 группа - Собирательные существительные с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Выступление групп (8 мин).

Оценивание группами (5,4,3,2 баллов)

Физминутка (2 мин)

5. Закрепление нового материала (Слайд №13).

- Теперь мы закрепим полученную информацию.

Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.

(Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц).

Слайд №13 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).

  • Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.

  • Рисунок с книгами. Подписан: три книги.

  • Рисунок с девочками. Подписан: три девочки.

  • Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов.

  • Рисунок с детьми. Подписан: два ребенка, двое детей.

Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой - одна?

( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).

6. Работа у доски. Капитаны выходят к доске и склоняют по падежам.

И.п. семеро смелых ребят

Р.п. семерых смелых ребят

Д.п. семерым смелым ребятам

В.п. семерых смелых ребят

Т.п. семерыми смелыми ребятами

П.п. о семерых смелых ребят

И.п. оба

Р.п. обоих

Д.п. обоим

В.п. оба дома, обоих братьев

Т.п. обоими

П.п. обоих

И.п. обе

Р.п. обеих

Д.п. обеим

В.п. обе улицы, обеих сестер

Т.п. обеими

П.п. обеих

Проверка (слайды 14-15)

Слайд № 16 (данное задание выполняется учащимся 1 группы на ПК).

Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по …. (двое)

  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)

  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)

  • … сына были похожи на папу. (оба)

Слайд № 17 (задание выполняется одним учащимся из 2 группы на ПК).

Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:

  • Р.п. семер* конькобежц*,

  • Тв.п. семер* конькобежц*;

  • Д.п. пятер* товарищ*,

  • Пр. п. о пятер* товарищ*;

  • Р.п. четвер* велосипедист*,

  • Д.п. четвер* велосипедист*;

  • Тв.п. тро* лисят*,

  • Пр.п. о тро* лисят*.

Слайд № 18. Задание выполняется одним учащимся на ПК от 3 группы:

Поставьте слова, данные в скобках, в нужном падеже.

Держать обеими руками;

прикрепить к обоим ботинкам;

держаться за оба конца ;

приложить к обоим ушам.

Слайд № 19. Тест выполняется одним учащимся на ПК от 4 группы.

1.Найди строчку, в которой все числительные собирательные.

А) Пятнадцать, три вторых, семеро.

В) Двое, три, четверо.

С) Трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку.

А) Семеро козлят.

В) Пятеро девчат.

С) Четверо друзей.

3.Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным.

А) Двое подруг.

В) Двое котят.

С)Двое манекенщиц.

4) Найди ошибку в употреблении числительных оба/обе.

А) На обоих журналах.

В) На обоих берегах.

С) Обоим подругам.

Ответы: 1 -С, 2-В, 3 - В,4-С.

Критерии оценивания:

0 ошибок -4балла

1 ошибка-3 балла

2 ошибки - 2 балла

Более 2 ошибок - 0 баллов

6. Творческое задание.

Под столами приклеены роли участников сценки (об этом никто не знает). По команде учителя они находят стикеры с ролями, объединяются в одну группу и показывают сценку.

Действующие лица: двое охотников, трое зайчат, собака и автор.

Охота

Отправились как-то на охоту за зайцами двое мужчин. Через час их собака нашла в лесу трех зайчат и погнала.

Гоняет зайчат собака по лесной вырубке, а зайчата всё не выбегают. Куда же они девались? Подождали, подождали и пошли на полянку посмотреть, в чём дело. Глядят: носится собака по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберется. Куда зайчатам на поляне спрятаться?

Вышли на середину полянки и сами ничего не поймут. Потом случайно глянули в сторону, да так и замерли. В пяти шагах от них, на верхушке высокого пня, притаились трое зайчат, глазёнки так и впились в охотников, будто просят: «Не выдавайте нас собаке!»

Стыдно им стало убивать зверьков. Опустили они ружья, отозвали гончую и решили, что больше никогда не поднимут ружья на беззащитных животных.

- Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

?- Запишите домашнее задание: (слайд №22) П. 65, упр. 463.

7. Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?














Лист самооценивания _______________________________________________

Вид работы


Тест «А учил ли ты дома правило?» (максимальное количество баллов - 5)


Склонение собирательного числительного по падежам (максимальное количество баллов - 6)


Оценка работы в группе


Итого


Оценка


Лист самооценивания _______________________________________________

Вид работы


Тест «А учил ли ты дома правило?» (максимальное количество баллов - 5)


Склонение собирательного числительного по падежам (максимальное количество баллов - 6)


Оценка работы в группе


Итого


Оценка



Лист самооценивания _______________________________________________

Вид работы


Тест «А учил ли ты дома правило?» (максимальное количество баллов - 5)


Склонение собирательного числительного по падежам (максимальное количество баллов - 6)


Оценка работы в группе


Итого


Оценка



Лист самооценивания _______________________________________________

Вид работы


Тест «А учил ли ты дома правило?» (максимальное количество баллов - 5)


Склонение собирательного числительного по падежам (максимальное количество баллов - 6)


Оценка работы в группе


Итого


Оценка


Лист самооценивания _______________________________________________

Вид работы


Тест «А учил ли ты дома правило?» (максимальное количество баллов - 5)


Склонение собирательного числительного по падежам (максимальное количество баллов - 6)


Оценка работы в группе


Итого


Оценка


Лист оценивания работы в группе

Вид работы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Составление постера





Работа у доски (выполняют капитаны)





Работа у ПК

(выполняют секретари)





Итого





Место






Лист оценивания работы в группе

Вид работы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Составление постера





Работа у доски (выполняют капитаны)





Работа у ПК

(выполняют секретари)





Итого





Место






Лист оценивания работы в группе

Вид работы

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Составление постера





Работа у доски (выполняют капитаны)





Работа у ПК

(выполняют секретари)





Итого





Место

















Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

- Большой - для меня было важным и интересным…

- Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец - для меня было недостаточно…






Охота

Отправились как-то на охоту за зайцами двое мужчин. Через час их собака нашла в лесу трех зайчат и погнала.

Гоняет зайчат собака по лесной вырубке, а зайчата всё не выбегают. Куда же они девались? Подождали, подождали и пошли на полянку посмотреть, в чём дело. Глядят: носится собака по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберется. Куда зайчатам на поляне спрятаться?

Вышли на середину полянки и сами ничего не поймут. Потом случайно глянули в сторону, да так и замерли. В пяти шагах от них, на верхушке высокого пня, притаились трое зайчат, глазёнки так и впились в охотников, будто просят: «Не выдавайте нас собаке!»

Стыдно им стало убивать зверьков. Опустили они ружья, отозвали гончую и решили, что больше никогда не поднимут ружья на беззащитных животных.



Охота

Отправились как-то на охоту за зайцами двое мужчин. Через час их собака нашла в лесу трех зайчат и погнала.

Гоняет зайчат собака по лесной вырубке, а зайчата всё не выбегают. Куда же они девались? Подождали, подождали и пошли на полянку посмотреть, в чём дело. Глядят: носится собака по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберется. Куда зайчатам на поляне спрятаться?

Вышли на середину полянки и сами ничего не поймут. Потом случайно глянули в сторону, да так и замерли. В пяти шагах от них, на верхушке высокого пня, притаились трое зайчат, глазёнки так и впились в охотников, будто просят: «Не выдавайте нас собаке!»

Стыдно им стало убивать зверьков. Опустили они ружья, отозвали гончую и решили, что больше никогда не поднимут ружья на беззащитных животных.



Охота

Отправились как-то на охоту за зайцами двое мужчин. Через час их собака нашла в лесу трех зайчат и погнала.

Гоняет зайчат собака по лесной вырубке, а зайчата всё не выбегают. Куда же они девались? Подождали, подождали и пошли на полянку посмотреть, в чём дело. Глядят: носится собака по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберется. Куда зайчатам на поляне спрятаться?

Вышли на середину полянки и сами ничего не поймут. Потом случайно глянули в сторону, да так и замерли. В пяти шагах от них, на верхушке высокого пня, притаились трое зайчат, глазёнки так и впились в охотников, будто просят: «Не выдавайте нас собаке!»

Стыдно им стало убивать зверьков. Опустили они ружья, отозвали гончую и решили, что больше никогда не поднимут ружья на беззащитных животных.




Роли, которые вы должны распределить между собой в группе:

  • Организатор (лидер) - организует работу группы.

  • Секретарь - оформляет решение группы.

  • Спикер - представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера - следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени - следит за соблюдением регламента работы группы.

Требования к оформлению постера.

Постер должен удовлетворять следующим требованиям:

1)Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Цвета:

  • слишком много цветов раздражают читателя;

  • используйте цвета разумно;

  • выделяйте цветом название и заголовки.

4)Не должно быть свободной площади в создаваемом постере.

Роли, которые вы должны распределить между собой в группе:

  • Организатор (лидер) - организует работу группы.

  • Секретарь - оформляет решение группы.

  • Спикер - представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера - следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени - следит за соблюдением регламента работы группы.

Требования к оформлению постера.

Постер должен удовлетворять следующим требованиям:

1)Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2) При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Цвета:

  • слишком много цветов раздражают читателя;

  • используйте цвета разумно;

  • выделяйте цветом название и заголовки.

4)Не должно быть свободной площади в создаваемом постере.

Роли, которые вы должны распределить между собой в группе:

  • Организатор (лидер) - организует работу группы.

  • Секретарь - оформляет решение группы.

  • Спикер - представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера - следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени - следит за соблюдением регламента работы группы.


Задания группам:

1 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

2 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими лиц общего рода.

3 группа - Собирательные существительные с именами существительными, обозначающими тетей и детёнышей животных.

4 группа - Собирательные существительные с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе.



Тест по теме «А учил ли ты дома правило?»

1. Дробное числительное …

А) обозначает целое число.

В) обозначает число, состоящее из частей единицы.

С) обозначает некоторое количество предметов как одно целое.

D) обозначает порядок предметов при счете.

Е) Нет правильного варианта.

2. Определите вариант с дробным числительным.
A) Двое студентов.
B) Шестнадцать тетрадей.
C) Одна вторая километра.
D) Пятьдесят два ученика.
E) Пятеро друзей.

3. В каком падеже ставится существительное, сочетающееся с дробным числительным?

А) В родительном.

В) В дательном.

С) В винительном.

D) В творительном.

Е) В предложном.

4. При склонении дробных числительных изменяются …

А) первая часть (числитель).

В) вторая часть (знаменатель).

С) все части: первая часть (числитель) склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая (знаменатель) - как прилагательное во множественном числе.

D) все части: первая часть (знаменатель) склоняется как прилагательное во множественном числе, вторая (числитель) - как числительное, обозначающее целое число.

Е) Нет правильного варианта.

5. Какую форму имеет дробное числительное семь восьмых в творительном падеже?

А) Пяти восьмых.

В) Пяти восьмым.

С) О пяти восьмых.

D) Пятью восьмыми.

С) Пять восьмых.




© 2010-2022