Современный урок русского языка в современной школе

Мне, как учителю, необходимо активнее и быстрее уходить от авторитарного стиля преподнесения материала и становиться учителем-координатором деятельности учащихся, учителем-консультантом, помогающим им в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания высказывать своё мнения, не боясь ошибиться. Обучение в рамках традиционной системы подходит к рассмотрению личности ученика, достаточно, однобоко, не позволяя ему продемонстрировать все грани своих талантов. Многие дети класса, помимо школы-гимназии, обучаются в художественных и музыкальных школах, поэтому им нравится возможность продемонстрировать свои способности и выступить в роли спикера, защищая то, что создала совместными усилиями группа. В то время, как на традиционных уроках они, зная, что их одноклассники красноречивее, имеют бол...  Я пытаюсь  давать ученикам возможность самостоятельно принимать решения о том, какую информацию, почерпнутую во время урока из всевозможных источников, в том числе,  от своих одноклассников, им необходимо знать и помнить; я даю возможность почувствовать детям, что они всегда могут надеяться на мою помощь при оценке, отборе и хранении информации; я предлагаю детям всегда самостоятельно определять, какими источниками информации им пользоваться и, конечно же, на уроке дети имели возможность обменя... Это не совсем привычно, но  позволяет сделать вывод о необходимости продолжать работать по-новому.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок русского языка в современной школе.


Учитель русского языка и литературы

общеобразовательной средней

школы - гимназии № 2 г.Актобе

Ли Л.М.

Именно посредством русского языка уже напротяжении не одного столетия

казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют кругозор и

круг общения как внутри страны, так и за её пределами.

Н.А. Назарбаев

(из Послания Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050»)

Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.

Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это хорошо, потому, что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно - ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей.

Одной из главных стратегических задач, отмеченных в Концепции развития образования до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки РК, является задача «через обучение языкам воспитывать высококультурную языковую личность», которая выдвигает на первое место развитие личности посредством образования. Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». А решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры.

В образовательном пространстве Казахстана происходят фундаментальные изменения. В Государственном стандарте среднего образования нашли отражение новое содержание обучения, новые подходы к обучению. Создаются новые программы и учебники, отражающие требования времени, ориентированные на развитие личности учащегося, его творческих способностей. Длительное время главная цель школьного образования состояла в формировании у учащихся знаний основ наук. Но сегодня всё чаще и чаще мы говорим о личностно-ориентированном обучении и задачу школы вижу прежде всего в том, чтобы научить школьника учиться, развивая его познавательные и созидательные возможности.

При всех новых тенденциях, подходах, принципах неизменной остаётся основная организационная форма обучения русскому языку в школе - урок. Именно урок, являясь наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания, обеспечивает прочное и осознанное усвоение учебного материала.

Современный урок - это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме образования.

Изменяются цели, содержание учебного процесса - изменяется и урок. Неизменным остаётся требование прочного и осознанного усвоения учебного материала; неизменна и основная организационная форма обучения - урок.

Современный урок русского языка - это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность учащегося, формируется гуманистическое мировоззрение школьника на основе овладения им оптимальным объёмом знаний науки о языке, развития всего комплекса умений (учебно-языковых, нормативных, коммуникативных и правописных) и творческого применения приобретённых знаний и умений.Как же добиться максимальной эффективности урока?На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями.

Главное в уроке - его содержание. Только чёткая структура урока позволяет реализовать содержание за счёт рационального использования времени и оптимального сочетания различных методов и приёмов обучения.Структура урока характеризуется его составом, последовательностью и взаимообусловленностью составных частей, их внутренней и внешней связью.

Каждый урок должен иметь свою чётко определённую структуру, отличаться целостностью, внутренней связью, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся,но в то же время структура урока не есть что-то застывшее, неизменное: возможны различные комбинации его частей и способы их развёртывания.Так, например, на уроках формирования умений и навыков, повторения, обобщения и систематизации изученного такой структурный элемент, как объяснение нового материала, отсутствует, а урок объяснения нового материала, если с него начинается новый раздел, может не включать проверку домашнего задания. Проверка домашнего задания может проводиться и после закрепления изученного материала, конечно же, в том случае, если изучаемый материал органично не связан с предыдущей темой и т. д

Современный урок представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик - не пассивный объект, которому учитель должен передать определённую сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся - активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму».

Урок должен быть эмоциональным. Учитель не может оставаться равнодушным к тому, о чём он говорит на уроке. Основное качество учителя - любовь - любовь к своим ученикам, к своему предмету. Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошо учить, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если он соединил в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Урок должен доставлять удовольствие и учителю, и ученику. Эффективный урок - это урок, на котором интересно и учителю, и ученику. Задача учителя - формировать устойчивые познавательные интересы учащихся. Эта задача на уроке может быть решена путём использования индуктивного способа овладения новыми знаниями, выделения в языковом материале интересных (занимательных) фактов, использования проблемных и игровых заданий, иллюстративного материала: рисунков, схем, иллюстраций, таблиц.

Этому способствует Программа курсов третьего Базового уровня, которая предложила нам апробировать новые методики. Программа дала понять, что «знания, приобретённые посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение». Я стараюсь дать возможность учащимся при совместной работе в парах и группах в процессе диалога, исследовательской беседы, прийти к истине самостоятельно. Не всё получается, но желание продолжать работать по-новому, было высказано во время обратной связи подавляющим большинством учеников.Свои уроки начинаю с создания атмосферы оптимального комфорта, то есть, с создания колаборативной среды. Надо сказать, что психологическому микроклимату в классе на каждом уроке я не придавала огромного значения. Теперь я знаю, какие физические и интеллектуальные разминки существуют для настроя детей на работу и психологической готовности решать задачи любой сложности. Работа в группе требует, прежде всего, толерантности, а, значит, высокого уровня саморегуляции всех участников процесса, а так же выработки чётких критериев совместной работы. Не все дети уже сейчас способны работать так, но, главное, они этого хотят. И я, как учитель, тоже. Неудачи в этом вопросе связаны с отсутствием системы применения данного вида работы. Следовательно, если использовать его регулярно, то в скором будущем можно добиться успеха.

Мне, как учителю, необходимо активнее и быстрее уходить от авторитарного стиля преподнесения материала и становиться учителем-координатором деятельности учащихся, учителем-консультантом, помогающим им в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания высказывать своё мнения, не боясь ошибиться.

Обучение в рамках традиционной системы подходит к рассмотрению личности ученика, достаточно, однобоко, не позволяя ему продемонстрировать все грани своих талантов. Многие дети класса, помимо школы-гимназии, обучаются в художественных и музыкальных школах, поэтому им нравится возможность продемонстрировать свои способности и выступить в роли спикера, защищая то, что создала совместными усилиями группа. В то время, как на традиционных уроках они, зная, что их одноклассники красноречивее, имеют более высокую успеваемость, активнее и быстрее справляются с работой, просто иногда отсиживались. Введение практики групповой и парной работы в систему преподавания именно в нашей школе необходимо не только для оптимизации, повышения эффективности процесса обучения, а даже для оздоровления морально-психологического климата в каждом отдельном классе, в частности, и в школе, вообще. Ведь, на школе процесс получения образования не заканчивается, после ее окончания, нашим выпускникам поступать в ВУЗы, там будут новые коллективы, следовательно, ещё в школьные годы им важно вырабатывать в себе толерантность, уважение к мнению других людей, умение их слушать и слышать и давать объективную, правдивую и аргументированную оценку действий другого человека.

Я пытаюсь давать ученикам возможность самостоятельно принимать решения о том, какую информацию, почерпнутую во время урока из всевозможных источников, в том числе, от своих одноклассников, им необходимо знать и помнить; я даю возможность почувствовать детям, что они всегда могут надеяться на мою помощь при оценке, отборе и хранении информации; я предлагаю детям всегда самостоятельно определять, какими источниками информации им пользоваться и, конечно же, на уроке дети имели возможность обменяться мнениями в процессе редактирования и проверки своих работ.

Это не совсем привычно, но позволяет сделать вывод о необходимости продолжать работать по-новому.

© 2010-2022