Рабочая программа литература 11 класс

II. Пояснительная записка   Настоящая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне  (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).  Рабочая программа составлена по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX век» на основе программы литератур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа литература 11 класс

II. Пояснительная записка


Настоящая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263). Рабочая программа составлена по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX век» на основе программы литературного образования, автор - составитель: В. Я. Коровина, издательство: «Просвещение», 2010г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

2.Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012г.

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г.

6. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, С. И. Збарский,. П. Полухина; под ред.В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 11-е издание.)

7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.

8. Закон об образовании Курской области.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета 3 часа в неделю, 102 часа в год (при 34 учебных неделях).

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно- методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи изучения литературы в старшей школе:

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

- совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10-11 классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В 11 классе предусмотрено изучение художест­венной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков рус­ской литературы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Объектом изучения литературы являются произведе­ния искусства слова, в первую очередь тексты произведе­ний русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В программе соблюдена системная на­правленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчест­ва отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа 11 класса включает в себя произведения русской литературы, под­нимающие вечные проблемы, причём она представляет собой линейный курс на ис­торико-литературной основе.



















III. Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века.

1

2

Литература начала 20 века. Писатели- реалисты начала 20 века. И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан- Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки»

6

3

А. И. Куприн . «Гранатовый браслет»

2

4

М. Горький

6

5

Зарубежная драматургия начала ХХ века.Б. Шоу. «Пигмалион»

1

6

Серебряный век русской литературы: Символизм. В. Я. Брюсов. , К. Д. Бальмонт. , А. Белый (Стихотворения). Акмеизм. Н. С. Гумилёв. Футуризм. И. Севериянин.(Стихотворения)

8

7

А. А. Блок

8

8

Н. Клюев

1

9

С. Есенин.

5

10

В. В. Маяковский

5

11

Обзор литературы 30-х годов ХХ века.

2

12

Е. И. Замятин. Роман «Мы»

1

13

А. П. Платонов. «Котлован»

1

14

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

6

15

Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого. Роман «Пётр Первый».

3

16

А. А. Ахматова.

4

17

М. И. Цветаева.

4

18

Н. Заболоцкий

1

19

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

6

20

Поэзия и проза Великой Отечественной войны.

1

21

Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда»

1

22

Лейтенантская проза (обзор)

1

23

В. Кондратьев. Повесть «Сашка»

1

24

А. Т. Твардовский. «По праву памяти», «Василий Тёркин»

2

25

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»

5

26

Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Литература «оттепели»


27

А. И. Солженицын.

3

28

В. М. Шукшин

1

29

В. Г. Распутин

1

30

Н. Рубцов

2

31

И. А. Бродский

2

32

Б. Ш. Окуджава

1

33

А. В. Вампилов

2

34

Обзор литературы последнего десятилетия.

2

35

Новейшая литература. Обзор.

1

36

Итоговый урок

1


Итого:

102 часа













































IV. Содержание курса «Литература. 11 класс» (102 часа)

1.Вводный урок. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры.(1 час)

Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного произведения. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм. Трансформация жанров, «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников.

2.Русская литература конца 19 - начала 20 века. Обзор. (6 часов) Русская литература конца XIX - начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу.

Творчество И.А. Бунина . Жизнь и творчество.

Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.

Рассказы «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие стиля Бунина. Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя.

3. Творчество А.И. Куприна (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.

Теория литературы. Психологизм. Эпиграф. Развитие речи.

4. М. Горький (6 часов). Жизнь и судьба Максима Горького. Романтический идеал М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль». «Свинцовые мерзости» в русской жизни в пьесе М. Горького «На дне». Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне». Новаторство Горького- драматурга

5. Зарубежная драматургия начала ХХ века. Парадоксальное преобразование античного мира в пьесе Б. Шоу «Пигмалион»

6. Литературное творчество поэтов- символистов. Поэзия французского символизма. Жизнь и творчество А. Рембо и П. Верлена. Художественный мир В. Брюсова

7. Западно- европейские и отечественные истоки акмеизма. «Я конквистадор в панцире железном…»: романтический герой лирики Н. Гумилёва

8. Поэтические эксперименты русских футуристов. «Король поэтов» Игорь Северянин

9. А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». Тема Родины в творчестве А. Блока. Поэма А.Блока «Двенадцать». Символическое и конкретно- реалистическое в поэме А. Блока «Двенадцать». Обобщающий урок по творчеству А. Блока.

10. «Словесным опалён огнём…». Жизнь и творчество н. А. Клюева.

11. Анализ лирического стихотворения. Выполнение заданий с3-с4 ЕГЭ по литературе.

12. С.Есенин как национальный поэт. Основные темы лирики С.Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.

Жанр письма в лирике Есенина. Любовная лирика С.Есенина. Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

13.В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.Поэма Маяковского «Облако в штанах».Пафос революционного переустройства мира в лирике В. Маяковского

14. «Мы рождено, чтоб сказку сделать былью» (П. Герман): обзор литературы 30-х годов ХХ века.

15. Антиутопия. Роман Е.Замятина «Мы»

16.Повесть А.Платонова «Котлован»

17.М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». 18. Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Петр I». Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

19. А. Ахматова «Голос своего поколения» . Тема Родины в лирике Ахматовой. Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». Развитие речи. Анализ стихотворения Ахматовой

20. Поэтический мир М. Цветаевой. Развитие речи. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость».

21. Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого

22. М.А.Шолохов. Жизнь, личность, творчество. Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. Судьба Григория Мелехова. Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

23. Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор). Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда». Лейтенантская проза (обзор)

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. «По праву памяти». Народный характер поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

24. Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго». Обобщающий урок по творчеству Б.Л.Пастернака.

25. Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Литература «оттепели».

А.И.Солженицын.Судьба и творчество писателя. Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор».

26. «Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина.

27. В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой».

28. Поэзия Н.Рубцова.

29. И. А. Бродский. Стихотворения

30. Б. Ш. Окуджава Стихотворения.

31. А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

32. Русская литература последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Теория литературы. Литературный процесс. Авангардизм. 33. Новейшая литература. Обзор.

34.Обобщение и систематизация изученного





















V. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе.

Наименование разделов и темы урока.

Кол-во час

Элементы содержания

Осваиваемые учебные действия

Домашнее задание

Дата план.

Дата факт.

1

Русская литература в контексте мировой культуры ХХ столетия

1

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы.

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Выписать из словаря понятие «реализм», знать основные черты



2-3

Художественные особенности реализма ХХ века в русской литературе

«И серебряный месяц ярко над серебряным веком слыл» (А. Ахматова): мир русской культуры начала ХХ столетия.

1




1

Основные темы и проблемы литературы. Многообразие литературных течений и направлений.

Знать: общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.

Материал лекции

Прочитать ст-е И. А. Бунина «У птицы есть гнездо…», «Родина»



4

Природа и Родина в поэзии И. А. Бунина



1

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм, изысканность.

Стихотворения:«Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать рассказ «Антоновские яблоки»



5

Тема исторического прошлого в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

1

«Антоновские яблоки». Своеобразие стиля Бунина.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать рассказ «Чистый понедельник»



6

«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (И. А. Бунин): анализ рассказов «Чистый понедельник» и «Лёгкое дыхание»

1

Тема любви в творчестве Бунина. Психологизм бунинской прозы. Поэтичность женских образов. Принципы создания характеров. Художественная деталь в рассказе как средство создания эмоционального и символического фона. Смысл названий.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Прочитать рассказ «Чистый понедельник»



7

Истинные и ложные ценности в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан- Франциско»

1

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Мини- сочинение «Современен ли рассказ сегодня?»



8

«Компас его чувств указывал стрелкой на добро» (Н. А. Тэффи): жизнь и творчество А. И. Куприна.


1

Жизнь и творчество писателя в сопоставлении с творчеством Бунина.


Знать: творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, работать с литературными источниками.

Ответить на вопросы, прочитать «Гранатовый браслет»



9

Трагедия любви «маленького человека» в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

Утверждение любви как высшей ценности в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Трагизм решения любовной темы в рассказе. Романтическое поклонение женщине и рыцарское служение ей.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Подготовить сообщение «Жизнь и судьба М. Горького»



10

Жизнь и судьба Максима Горького.

1

Жизнь и творчество Максима Горького. Новый тип писателя, рождённый эпохой.

Знать: основные этапы творческого пути Максима Горького.

Уметь: отбирать из разных источников материал для презентации.

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль»



11

Романтический идеал М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»

1

Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции М. Горького. Проблема героя и тема поиска смысла жизни в прозе писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Знать, в чём заключается своеобразие романтизма ранних рассказов М. Горького.

Уметь сравнивать героев-антагонистов, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте произведения.

Прочитать пьесу «На дне»



12

«Свинцовые мерзости» в русской жизни в пьесе М. Горького «На дне»

1

История создания пьесы «На дне». Социальный конфликт в пьесе. Критика обездушенного, антигуманного мира. Образы хозяев жизни и ночлежников. Трагические судьбы «Бывших людей»

Знать: содержание пьесы, историю её создания; причины социального конфликта, приведшие героев драмы на «дно» жизни.

Уметь выступать с сообщением на заданную тему; отбирать материал для краткого пересказа; осуществлять устное словесное рисование; проводить сравнительный анализ образов героев.

Выписать фразы, принадлежащие Луке и Сатину, чтение по ролям.



13

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне»


1

Философский спор о человеке. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Равнодушие и сострадание как противоположные жизненные мироотношения.

Знать причины философского спора о человеке.

Уметь выразительно читать монологи героев; сравнивать героев.

Подготовить устный ответ на вопрос»В чём заключается новаторство драматурга»?



14

Новаторство Горького- драматурга

1

Новаторство Горького- драматурга . Своеобразие жанра социально- философской драмы, символическая образность, семантика фамилий персонажей пьесы. Особая роль авторских ремарок. Афористичность языка.

Знать, в чём заключается новаторство Горького- драматурга.

Уметь сравнивать различные сценические интерпретации пьесы «На дне»

Подготовиться к написанию сочинения.



15-16

Сочинение- рассуждение №1 по творчеству М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина

2

Создание художественной, критико- публицистической или литературоведческой версии сочинения- рассуждения на заданную тему.

Знать особенности рассуждения как типа речи.

Уметь определить основную мысль сочинения- рассуждения в соответствии с заданной темой; составить тезисный план сочинения и следовать логике данного плана.

Работа с черновиком. Задание на перспективу: читать пьесу Б. Шоу «Пигмалион»



17

Парадоксальное преобразование античного мира в пьесе Б. Шоу «Пигмалион»

1

Зарубежная драматургия начала ХХ века. Жизнь и творчество Б. Шоу. Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал.

Знать, в чём заключается идейно- художественное своеобразие пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Уметь анализировать драматическое произведение, обращая внимание на способы выражения авторской позиции и их роль в контексте пьесы.

Сообщение о Б. Шоу, содержание пьесы «Пигмалион знать»



18

Литературное творчество поэтов- символистов

1

Символизм как новый способ постижения мира. Истоки русского символизма. Манифесты символистов.

Знать истоки русского символизма и основные черты данного направления.

Уметь конспектировать лекционный материал, находить нужную информацию, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему.

Материал лекции. Инд. Зад.: сообщение об А. Рембо и П. Верлене



19-20

Поэзия французского символизма.

Жизнь и творчество А. Рембо и П. Верлена.

2

Основные эстетические принципы и поэтическое новаторство французских символистов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.

Знать, в чём заключается поэтическое новаторство П. Верлена и А. Рембо; каковы основные эстетические принципы французского символизма.

Уметь анализировать стихотворения, приводя конкретные примеры использования символов в стихотворениях Верлена и Рембо.

Прочитать стихотворения В. Брюсова, ответить на вопросы



21

Художественный мир В. Брюсова

1

Жизнь и творчество В. Я. Брюсова. Брюсов как один из основоположников символизма в русской литературе. Основные темы и мотивы лирики Брюсова.

Знать основные вехи жизненного и творческого пути В. Я. Брюсова, мотивы и темы его творчества.

Уметь анализировать стихотворения.

Составить тезисный план статьи.



22

Западно- европейские и отечественные истоки акмеизма

1

Акмеизм, основные черты его поэтики. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; утверждение акмеистами красоты земной жизни.

Знать: основные черты поэтики; истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Стр. 137-143



23

«Я конквистадор в панцире железном…»: романтический герой лирики Н. Гумилёва

1

Жизнь и творчество

Н. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Знать: о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Прочитать манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу»



24

Поэтические эксперименты русских футуристов

1

Футуризм. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике футуристов.

Знать: понятие «футуризм»; творчество поэтов-футуристов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Прочитать стихотворения И. Северянина, иллюстрация к одному из них.



25

«Король поэтов» Игорь Северянин

1

Творчество Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Знать: истоки и значение творчества Северянина.

Уметь: конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Выучить стихотворение И. Северянина.

Сообщение об А. Блоке



26

А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

1

Жизнь и творчество Блока. Особенность поэтики. «Стихи о прекрасной даме»

Знать: факты личной биографии, особенности поэтики первой книги - «Стихи о Прекрасной Даме», музыкальность его стихотворений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Знать особенности поэтики первой книги - «Стихи о Прекрасной Даме», материал лекции



27

Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка».

1

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка». Настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов

Знать: особенности стихотворения «Незнакомка», соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ стихотворения «Незнакомка». Найти изобразительно- выразительные средства в стихотворении



28

Тема Родины в творчестве А. Блока.

1

Анализ стихотворений А.Блока «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы».

Знать: тему Родины, исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы".

Уметь: анализировать текст.

Подготовить ответна вопрос «Особенности изображения темы Родины в творчестве А. Блока»



29

Поэма А.Блока «Двенадцать».

1

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции, своеобразие композиции, образ Христа и многозначности финала поэмы.

Знать: полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности,

Средства художественной выразительности в тексте, композиция произведения.



30

Символическое и конкретно- реалистическое в поэме А. Блока «Двенадцать»

1

Соотношение конкретно- исторического и условно- символического планов в поэме. Образ Христа, многозначность финала поэмы. Полемика вокруг поэмы.

Знать, как взаимодействуют реальный и символический миры в поэме «Двенадцать.»

Уметь самостоятельно комментировать финальную главу поэмы и отвечать на проблемные вопросы.

Написать домашнее сочинение по творчеству А. Блока. Прочитать стхотворения Н. А. Клюева «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа»



31

Обобщающий урок по творчеству А. Блока.

1

Контроль знаний по теме

Знать: творчество поэта, особенности творчества.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Сообщение о Н. А. Клюеве



32

«Словесным опалён огнём…». Жизнь и творчество н. А. Клюева.

1

Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Интерес к славянскому фольклору.

Знать, в чём заключается своеобразие новокрестьянской поэзии: какое отражение получили в творчестве Н. А. Клюева традиции фольклора и русской классики.

Уметь анализировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы.

Написать сочинение- миниатюру на тему «Моя первая встреча с творчеством Н. А. Клюева»



33-34

Анализ лирического стихотворения. Выполнение заданий с3-с4 ЕГЭ по литературе.

1

План анализа лирического стихотворения. Критерии оценки заданий с3-с4 ЕГЭ по литературе.

Уметь давать письменный краткий ответ на вопрос, учитывая критерии оценки заданийс3-с4 ЕГЭ по литературе.

Сделать самостоятельно анализ предложенного стихотворения.



34

С.Есенин как национальный поэт.


1

Жизнь и творчество Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

Знать: обзор жизни и творчества С.Есенина; особенности творческого метода поэта;

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Материал лекции, Познакомиться со стихотворениями С. Есенина, Выделить темы, к которым обращался поэт, приводя примеры.



35

Основные темы лирики С.Есенина.

1

Стихотворения «Мы теперь уходим понемногу, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Знать: традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, основные темы лирики.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Материал лекции.

Выбрать стихотворение, выразить своё восприятие поэтического текста, отметить особенности языка поэта



36

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина

1

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.

Знать, почему в творчестве Есенина возникает тема обретений и утрат на дороге жизни.

Уметь анализировать философские стихотворения С. Есенина, соотнося их с пушкинскими и лермонтовскими.

Подготовить инд. сообщение на тему «Жанр письма в лирике Есенина», прочитать стихотворения в жанре письма.



37

Жанр письма в лирике Есенина

1

Жанр письма в лирике Есенина. Особенности отражения жанра письма. Адресаты лирики Есенина.

Знать, как в творчестве Есенина находит отражение жанра письма, адресатов лирики Есенина.

Уметь анализировать стихотворения С. Есенина («Письмо женщине», «Письмо матери»)

Прочитать стихотворения «Шаганэ ты моя Шаганэ», «Письмо женщине». Подготовить сообщение «Адресаты любовной лирики Есенина»



38

Любовная лирика С.Есенина.

1

Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», « «Письмо к женщине».

Знать: особенности любовной лирики поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Подготовиться к проверочной работе по лирике Есенина: повторить план анализа лирического стихотворения



39

Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

1

«Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений литературы.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Ответить письменно на вопросы.

Инд. сообщение о жизни и творчестве В. Маяковского



40

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество.


1

Жизнь и творчество.

Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Материал лекции, читать стихотворения В. Маяковского. Ответить на вопрос «Какую особенность лирики Маяковского удалось проследить в ходе чтения стихотворений»?



41

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.

1

Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Прочитать поэму «Облако в штанах», устно ответить на вопрос «Можно ли назвать поэтическое произведение поэтическим манифестом «раннего Маяковского?»



42

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

1

Логика развития идеи произведения «Облако в штанах»

Знать: логику развития идеи произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Прочитать стихотворения В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся», «Левый марш», «Небоскрёб в разрезе»

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.



43

Пафос революционного переустройства мира в лирике В. Маяковского

1

Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Попытки Маяковского выйти за предел человеческих возможностей, разорвать путы будней.

Знать, каким предстаёт в произведениях Маяковского образ «страны- подростка», почему он считал необходимым прибегнуть к оружию сатиры для утверждения социалистического идеала.

Уметь: анализировать и интерпретировать стихотворения Маяковского, обращая внимание на сатирические приёмы образов- символов; выразительно читать стихотворения.

Прочитать стихотворение «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии». Ответить на вопрос «Какое развитие в стихотворениях В. Маяковского получила традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии»?



44

Сочинение № 4. Блок, Есенин, Маяковский.

1

Урок развития речи

Знать: творчество Есенина, Блока, Маяковского.

Уметь: писать сочинение.

Выписать из словаря литературоведческих терминов определение понятия «социалистический реализм»



45-46

«Мы рождено, чтоб сказку сделать былью» (П. Герман): обзор литературы 30-х годов ХХ века.

2

Литературные объединения и группировки 20-х годов ХХ века (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, «ПЕРЕВАЛ», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья»)

Знать основные темы и проблемы 30-х годов

Уметь составлять конспект лекции учителя, определять, какое отражение получили каноны соцреализма в произведениях различных видов искусства.

Используя Булгаковскую энциклопедию, комментарий к роману «Мастер и Маргарита» подготовить сообщение о прототипах главных героев.

Прочитать роман- антиутопию «Мы»



47

Антиутопия. Роман Е.Замятина «Мы»

1

Развитие жанра антиутопии. Судьба личности в тоталитарном государстве.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст, давать характеристики героев.

Материал лекции. Ответить на вопрос «Можно ли назвать эту сказку антиутопией и почему?»



48

Повесть А.Платонова «Котлован»

1

Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст.

Сообщение о жизни и творчестве М. А. Булгакова (презентация)



49

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность.


1

Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.

История создания романа «Мастер и Маргарита»


Знать: биографию писателя, сложную судьбу его произведений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Подготовить заочную экскурсию по булгаковской Москве.



50

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция.

1

Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.

Знать: значение романа, его судьбу; особенности жанра и композиции.

Уметь: анализировать художественный текст.

Подготовить выборочный пересказ на тему «Судьба мастера на страницах романа»



51

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

1

Замысел писателя; перекличка линий романа.


Знать: замысел писателя; перекличку линий романа.

Уметь: анализировать художественный текст.

Подготовить характеристику миров в романе.



52

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

1

Нравственные уроки романа, главные ценности. Любовь и творчество в романе.

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Комментированное чтение эпизода, описывающего первую встречу Мастера и Маргариты, сравнить интерпретацию этого фрагмента в киноверсиях романа, снятых Ю. Каря и В. Бортко



53

Обобщение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок проверки знаний

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать эпизод романа.

Подготовиться к сочинению по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»



54

Сочинение № 5 по творчеству М.А.Булгакова.

1

Урок развития речи

Знать: роман Булгакова «Мастер и Маргарита»

Уметь: письменно выражать мысли

Подготовить сообщение о б А. Н. Толстом



55

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

3

1

Биография писателя. Причины, побудившие написать роман

о Петре Первом.

Знать: биографию писателя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Материал лекции, статья учебника

Прочитать роман «Пётр Первый»



56

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Петр I».

1

Реальное время и пространство России первой четверти 18 века. Главная проблема романа - изображении творческого труда народа. Патриотический пафос.

Знать: содержание романа

Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением, выявлять и анализировать проблемы.

Прочитать роман «Пётр Первый», образ героев



57

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

1

Петр I как государственный деятель, вызванный к жизни исторической необходимостью. Метод писателя.

Знать: идейно-художественную задачу Толстого. Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением.

Дать ответ на вопрос «Как изображён образ Петра Первого в романе»



58

А. Ахматова «Голос своего поколения»

4

1

Жизнь и творчество Анны Ахматовой.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».

Знать: биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви и искусства.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Материал лекции. Инд. Зад.: сообщение на тему «»Тема Родины в лирике Ахматовой



59

Тема Родины в лирике Ахматовой

1

Стихотворения А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

Знать: поэзию Ахматовой, неразрывно связанную с Россией, русской культурой.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Анализ предложенного стихотворения.

Прочитать поэму «Реквием»



60

Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

1

Гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой. Истории создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, библейские мотивы и образы в поэме.

Знать: историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Материал учебника о поэме прочитать. Содержание поэмы, анализ.



61

Развитие речи. Анализ стихотворения Ахматовой

1

Урок контроля

Знать: творчество А.Ахматовой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Произвести анализ стихотворения А. Ахматовой.

Инд. зад.: сообщение о М. Цветаевой.



62

Поэтический мир М. Цветаевой.


1

Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»

Знать: основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Конспект статьи учебника.

Стихотворения Цветаевой прочитать. Выделить особенности языка.



63

Развитие речи. Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость».

1

Урок контроля знаний

Знать: особенности поэтического текста Цветаевой.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Произвести анализ стихотворения.

Подготовиться к обобщающему уроку.



64

Анна Ахматова и Марина Цветаева.

1

Обобщающий урок по творчеству Ахматовой и Цветаевой.

Знать: творчество Ахматовой и Цветаевой (через сопоставление их поэтических систем).

Уметь: проводить сопоставительный анализ творчества поэтических систем.

Подготовить проект (презентация)

Подготовиться к сочинению.



65

Классное сочинение № 6 по творчеству Ахматовой и Цветаевой.

1

Урок развития речи

Знать: творчество Ахматовой и Цветаевой.

Уметь: письменно выражать мысли

Сообщение о Н. Заболоцком подготовить.



66

Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого

1

Биография Н. Заболоцкого, обзор его поэзии, основные темы творчества.

Знать: биографию поэта, основные темы творчества.

Уметь: анализировать стихотворения.

биографию поэта, основные темы творчества. Анализ предложенного стихотворения.



67

М.А.Шолохов. Жизнь, личность, творчество.


1

Представление о личности Шолохова и значение его произведений

Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Содержание романа «Тихий Дон»



68

Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон».

1

Закономерности эпохи, картины жизни донских казаков в романе. Изображение Шолоховым жизни казачьих семей.

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Обычаи и традиции казачьей жизни, изображённые в романе «Тихий Дон»



69

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

1

Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влиянии на человека.

Знать: содержание произведения, исторические факты гражданской войны.

Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений.

Содержание романа



70

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова.

1

Правда о гражданской войне как трагедии народа

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Гражданская война в изображении Шолохова. (связный ответ)



71

Судьба Григория Мелехова.

1

Трагичная судьба Мелехова. Характеристика литературного героя.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Подготовиться к семинарскому занятию



72

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».

1

Контроль знаний по теме

Знать: содержание и особенности романа.

Уметь: аналитически работать по тексту (в группах).

Подготовиться к проверочной работе.



73

Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор)

1

Истоки изображения войны в литературе военных лет. Обзор поэтических и прозаических произведений

Знать: авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны.

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Прочитать повесть Некрасова «В окопах Сталинграда»



74

Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда»

1

Значение повести Некрасова, представление о тенденциях послевоенной литературы

Знать: содержание повести.

Уметь: анализировать произведение.

Мини- сочинение «Влияние войны на судьбу человека»



75

Лейтенантская проза (обзор)

1

Обзор литературной ситуации периода «оттепели»

Знать: авторов и содержание произведений.

Уметь: анализировать произведения.

Прочитать повесть В. Кондратьева «Сашка»



76

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

Повесть Кондратьева «Сашка»

Знать: содержание повести.

Уметь: анализировать произведение

Охарактеризовать проблематику повести, дать оценку поступкам героев.



77

А.Т.Твардовский. Творчество и судьба.


1

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Знать: биографию писателя, основные темы творчества.

Уметь: анализировать произведения.

Материал лекции



78

А.Т.Твардовский «По праву памяти»

1

Поэма «По праву памяти». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы

Знать: содержание поэмы, жанровые особенности и художественное своеобразие.

Уметь: анализировать произведение.

Главы из поэмы «Василий Тёркин»



79

Народный характер поэмы Твардовского «Василий Тёркин»

1

Поэма Твардовского «Василий Тёркин»

Знать: содержание поэмы, жанровые особенности и художественное своеобразие.

Уметь: анализировать произведение.

Прочитать «Доктор Живаго»



80

Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.


1

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Знать: биографию поэта, разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Материал лекции учителя.

Составить вопросы по содержанию и проблематике романа.



81

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

Судьба романа, взгляды Пастернака на соотношение человека и истории, гуманизм и ценность этих взглядов

Знать: историю создания романа, его сюжет.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.



82

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».

1

Значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Знать: значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Подготовиться к проверочной работе.



83

Обобщающий урок по творчеству Б.Л.Пастернака.

1

Урок контроля знаний

Знать: творчество Б.Л.Пастернака.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Подготовиться к написанию сочинения.



84

Сочинение № 7 по творчеству Б.Л.Пастернака.

1

Урок развития речи.

Знать: творчество Пастернака

Уметь: письменно выражать мысли

Сообщение по теме следующего урока.



85

Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Литература «оттепели».

1

Общая характеристика литературного процесса конца 50-х годов, влияние «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы. «Лагерная» тема; «Деревенская» проза

Знать: общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Материал лекции, связный рассказ



86

А.И.Солженицын.

Судьба и творчество писателя.

1

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Знать: содержание произведения.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Материал лекции учителя, статья в учебнике



87

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор».

1

Феномен «простого человека», философский смысл рассказа.


Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Подготовиться к контрольной работе



88

Контрольная работа по произведениям А.И.Солженицына.

1

Урок контроля знаний

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст.

Сообщение о В. М.. Шукшине



89

«Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина.

1

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В.М. Шукшина в рассказах «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

Знать: творчество В.М.Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Прочитать рассказ «Прощание с матёрой»



90

В.Г.Распутин.

«Прощание с Матерой».

1

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы; тема памяти и преемственности поколений

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Написать мини- сочинение «Тема памяти и преемственности поколений»



91-92

Поэзия Н.Рубцова.

2

Поэзия Н.Рубцова.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Материал лекции.

Ответить на вопросы.



93-94

И. А. Бродский. Стихотворения

2

И. А. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»)

Знать: своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ стихотворения.

Инд. Зад.: подготовить презентацию о Б. Окуджаве



95

Б. Ш. Окуджава Стихотворения.

1

Б. Ш. Окуджава Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Знать: особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Уметь: анализировать поэтический текст .

Стихотворение наизусть



96-97

А. В. Вампилов.

Пьеса «Утиная охота».

2

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе; своеобразие ее композиции; образ Зилова.


Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Проблематика произведения.

Подготовиться к сочинению



98

Сочинение № 8 по литературе второй половины 20 века.

1

Урок развития речи.

Знать: творчество писателей 20 века

Уметь: письменно выражать мысли



99-100

Обзор литературы последнего десятилетия.

2

Основные тенденции современного литературного процесса; постмодернизм;


Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса;

Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме.

Материал лекции, подготовиться к проверочной работе.



101

Новейшая литература. Обзор.

1

Внеклассное чтение

Знать: содержание произведений новейшей литературы.

Уметь: анализировать произведения.

Материал лекции



102

Обобщение и систематизация изученного

1

Урок контроля знаний

Знать: содержание изученных произведений, темы и проблемы.



VI. Критерии оценивания обучающихся.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

• знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

• умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

• понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

• знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

• умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

• уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Критерии оценивания.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Количество сочинений и их объём

Класс классных домашних всего объем сочинений

XI 4 3 7 5 - 7 стр.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V-VIII и 10 дней в IX-XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

В V-XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Отметка Основные критерии отметки

Содержание и речь Грамотность

«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Порядок проверки письменных работ по литературе в 9-11 классах - не реже одного раза в месяц.













VII. Учебно-методическое обеспечение программы.

Методические и учебные пособия.

Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. - М.,: Просвещение, 2013.

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. - М.: Вако, 2011.

Методический журнал «Литература в школе» (2006 - 2013 г.г.).

Список литературы

Литература, рекомендованная для учащихся.

Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. - М., 1982.

Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Исследования и статьи.- М., 1996.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.

Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. - М., 1983.

М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. - Л., 1979.

Лермонтовская энциклопедия. -Л., 1981.

Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. - М., 2002.

Коровин В.И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. - М., 1973.

Коровине. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. - М., 2002.

Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. - М., 2002.

Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. - М., 1985.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - М., 1995.

Манн Ю. В. В поисках живой души. - М., 1987.

Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. - Л., 1989.

Николаев Д. П. Сатира Гоголя. - М., 1984.

Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется...». - М., 1980.

Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. - М., 1962.

Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И.Тютчева: поэтика жанра. - М., 2003.

Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1971.

Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. - М., 1984.

Бухштаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. - Л., 1990.

Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета//Дружинин А. В. Литературная критика. - М., 1983.

Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. - М., 1999.

Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. - М., 1996.

Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. - М., 1997.

Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н.Островского.- Л., 1982.

Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». -М., 1982.

Маркович В. М. Человек в романах И.С.Тургенева.-Л., 1975.

Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». - М., 1973.

Бойко М. Лирика Некрасова. - М., 1977.

Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880-1900-е годы. - М., 2000.

Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. - М., 1970.

Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. - М., 1971.

Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. - М., 1980.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. -Л., 1987.

Тихомиров. В. Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие. - М., 2002.





© 2010-2022