Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мультимедийная доска и технология РКМЧП

С моей точки зрения именно на старшей ступени обучения легко объединить технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» с информационно-коммуникационными технологиями. Основанием для объединения двух технологий в единую цепочку последовательных действий стала общность некоторых принципов организации деятельности учащихся. ИКТ и «РКМЧП» меняют роль учителя с традиционной «транслятор знаний» на востребованную современностью «дирижерскую», когда главная задача - настроить ученический коллектив на самостоятельное присвоение знания. Ключевое понятие обеих технологий - «информация»: «РКМЧП» обучает критическому осмыслению информации, ИКТ - способам подготовки передачи информации посредством компьютера. Урок в «РКМЧП» имеет четкую структуру, состоящую из трех этапов деятельности ученика; на каждом этапе сложился круг целесообразных приемов. Использование в качестве основных технических (мультимедийных) средств компьютера и интерактивной доски значительно обогащает дидактические возможности каждого из приемов. Мною в системе отработаны некоторые приемы «РКМЧП», трансформированные под возможность использования мультимедийных средств, описание данных приемов может представлять интерес для преподавателя любого предмета. Условиями их применения являются наличие интерактивной доски, компьютера, сформированность у педагога и учеников начальных навыков пользования компьютером.

Особое место в технологии РКМЧП занимают приемы, которые позволяют переводить изучаемый текст в схемы. Знаково-символическая среда является подчас неосознаваемой, но необходимой средой, обеспечивающей взаимодействие людей друг с другом, познание окружающей нас и преобразуемой нами действительности, равно как и само преобразовательное действие. Именно поэтому освоение приемов схематизации учащимися в старшей школе считается исключительно важной задачей: ведь именно знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; замысливать, организовывать и реализовать индивидуальное и коллективное действие; включаться в коллективы, осуществляющие мышление и деятельность; устанавливать историческую преемственность с мышлением и деятельностью предшествующих поколений и т.д. Один из самых популярных приемов графической организации текста технологии РКМЧП является «Кластер». Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в общую схему, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста, таким образом составляется целостная картина изучаемого текста


Рисунок 1. Схема кластера Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

В процессе регулярной работы над составлением схем-кластеров легко увидеть, как ученики, применяя кластеры на уроках словесности, начинают привлекать данные из совершенно других областей знаний, свой личный опыт. Познакомившись с текстом, учащиеся определяют его тему, идею, составляют цепь ассоциаций, гроздь совпадений. Кластер предлагает неограниченные возможности для работы с учениками и с информацией. Когда дети предлагают внести что-то в кластер, они должны сформулировать мысль достаточно чётко, нестандартно, ясно. Коллективно составляя кластер, дети обмениваются информацией, обогащая свои представления по этой теме, кластер помогает упорядочить мысли и выстроить их в логической последовательности. Эффективное обучение сегодня - это целенаправленное включение в учебный процесс новых информационных технологий: видеоконференций, телефорумов, интернетмарафонов, при помощи которых готовится инновационная образовательная среда и инновационный образовательный процесс, субъектами которого являются ученик и учитель. Сегодня любой компьютер, находящийся в распоряжении учителя и ученика позволяет: работать с текстом, готовить мультимедийные сочинения, представлять эти сочинения на большом экране перед всем классом с собственным сопровождением, дарить свои тексты всему человечеству.

Мультимедийные технологии легко соединяются с технологией РКМЧП, так как интерактивность - это тот самый объединяющий фактор обеих технологий. Интерактивная доска - уникальное средство, которое работу над схематизацией текстов делает еще более интересной и эффективной. Использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием интерактивной доски позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.

1. Интерактивная доска позволяет на этапе объяснения нового материала предложить ученикам заполнить кластер. Каждая группа представит свой вариант, который сохранится в архиве, и в конце урока мы можем проанализировать новую тему с разных позиций, ведь каждая группа может разрабатывать новый материал со своей точки зрения, что, кстати, может быть заложено в самих заданиях группам. Я работаю в кабинете, где есть только один компьютер, но если ученики владеют технологией, то после обсуждения в группах, в порядке очереди они быстро фиксируют свои работы на интерактивной доске.


Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)



Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)




Рисунок 2

2. Каждая группа может разрабатывать часть новой темы, и затем представить кластер, который будет отражать эту часть, поскольку интерактивная доска позволяет сохранить все изображения в нужной последовательности, в целом, схематическим образом тема будет отражена во всей полноте или более полно, чем в любом другом случае. Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)




Рисунок 3

3. Все представленные на интерактивной доске кластеры, в любой момент могут обновляться, модернизироваться и обогащаться за счет дальнейшего изучения материала, таким образом, они представляют собой постоянно действующее современное наглядное пособие, которое легко изменяется в зависимости от того, насколько глубоко изучается материал.

4. Все файлы сохраняются и служить могут долгое время, в частности при подготовке к ЕГЭ материал, организованный в кластеры, поможет вспомнить пройденное.

5. Такие файлы представляют собой уникальные, совершенные авторские наглядные пособия, которые прослужат не один год, и которые будут являться гордостью тех ребят, которые его создали. Учителю легко показать ранее разработанные кластеры и сравнить их с теми, которые создали нынешние ученики, в процессе совместного обсуждения можно еще более углубиться в тему и понять ее на новом уровне.

Рисунок 4Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)Мультимедийная доска и технология Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

6. Работать с интерактивной доской детям очень интересно, ведь для создания нового кластера они могут выполнять изображения с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использовать готовые графические объекты, геометрические и стилевые преобразования, примитивы и шаблоны.



© 2010-2022