- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку в 11 классе Стилистика и культура речи
Элективный курс по русскому языку в 11 классе Стилистика и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова С.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»
Кулундинского района Алтайского края
Рассмотрено
методическим советом школы
протокол ___ от_____201__г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора школы
от __________201__г. №___
Рабочая программа курса
«Стилистика и культура речи» 11 класс
основное общее образование)
на 2015 -2016 учебный год
Составитель: Петрова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Кулунда 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу для обучения в 11 классе «Стилистика и культура речи» разработана на основе Программы элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004
Культура речи - составная часть духовной культуры общества. Интерес к культуре речи, к вопросам, связанным с речевым общением не ослабевает, а, напротив, в настоящее время усиливается. Курс культуры речи и стилистики является интегративным и практико-ориентированным.
При составлении рабочей программы использовались:
1. Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку(2004г.)
2. Примерная министерская программа основного общего образования по русскому языку.
3. Программа элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004
Основная цель элективного курса «Стилистика и культура речи» в 11классе:
Формирование умений и навыков правильной и коммуникативно-целесообразной речи, т.е. преимущественное внимание предполагается уделять формированию коммуникативной компетентности.
Достижение указанной цели осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В соответствии с целью преподавания курса «Стилистика и культура речи» основные задачи по данной программе сводятся к следующему:
изучение теории культуры речи как одного из направлений в исследовании языка; определение места культуры речи в кругу дисциплин, изучающих функционирование языка;
определения предмета культуры речи, характеристика его составляющих;
детальное представление центрального понятия культуры речи - понятие нормы, которое включает в себя систему акцентологических, орфоэпических, лексических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических норм и их допустимых вариантов;
формирование умений и навыков произносительной культуры учащихся на основе знаний, полученных при изучении обязательных гуманитарных дисциплин, в первую очередь - русского языка и литературы;
формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме с использованием оптимальных языковых средств и в соответствии с целью, содержанием и условиями общения;
развитие языкового вкуса и чутья, критического отношения к ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля с позиций нормативности языка;
формирование умения оценивать речь других носителей языка, оценивать аргументировано и доказательно, ссылаясь на рекомендации словарей, речевые образцы, специальные правила;
ознакомление с функциональными стилями языка и их жанровыми особенностями, овладение стилистическими ресурсами всех уровней языка в зависимости от задач общения и различных ситуативных факторов;
овладение основами профессионального общения посредством системы коммуникативно-речевых задач, ориентированных на выбор необходимых языковых средств.
Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс «Стилистика и культура речи» в 11 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.
В работе используются Программно-методические материалы Новиковой Т. Ф. «Стилистика и культура речи: региональный аспект» (2004 г.)
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю
Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
К концу 11 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
понимать стилистическую роль лексических и синтаксических единиц современного русского языка и уметь уместно использовать их для достижения точности и выразительности речи;
владеть грамматическими и лексическими синонимами родного языка и уметь выбрать среди них наиболее подходящий для выражения мыслей и чувств, соответствующий литературным нормам современного русского языка;
соблюдать нормы орфоэпические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические.
овладеть коммуникативными качествами хорошей речи: точностью, ясностью, выразительностью, уместностью.
В ходе освоения содержания образования по курсу «Стилистика и культура речи» учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной
речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу,
современные информационные технологии.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема учебного занятия
Вид контроля, самостоятельной работы
Планируемые
сроки
Факт
Изобразительно- выразительные средства в художественной речи. Средства экспрессивного синтаксиса.
работа с лингвистическими словарями разных типов, устное описание иллюстративного материала, сопоставление текстов, с целью выявления общих стилистических черт на уровне лексики, морфологии, синтаксиса; создание текстов различных стилей, редактирование, рецензирование, создание текстов по пословицам, поговоркам, с использованием фразеологизмов, антонимов, синонимов, многозначных слов, сочинения-миниатюры на заданную тему, с использованием указанных языковых средств, выразительное чтение,
рефераты, сообщения
Урок-практикум. Ра-
бота с текстом
Устное сочинение
Тропы и стилистические фигуры.
Эпитет, метафора, антитеза и др. в
художественном стиле.
Урок-практикум. Работа с текстом.
Урок-практикум. Составление ОК, схем.
Урок-практикум. Сочинение.
Культура ораторской речи.
Речевой имидж оратора
Урок-практикум.
Подготовка публичного выступления.
Урок-практикум. Рецензия и саморецензия на выступления.
Пресс-конференция
(«В защиту русского языка».
Культура и искусство дискуссии.
Культура и искусство дискуссии.
Понятие о споре. Риторика, психология.
Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или
зло?»
Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или
зло?»
Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или зло?»
Разговорный стиль и его черты.
Особенности передачи разговорного стиля в письменной форме.
Урок-практикум.
Подбор литературы и составление библиографии по теме.
Урок-практикум.
Подбор литературы и составление библиографии по теме.
Функционально-структурные типы и
их использование в практике.
Функционально-структурные типы и
их использование в практике.
Функционально-структурные типы и
их использование в практике.
Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( повествование).
Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( повествование).
Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( описание).
Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( рассуждение).
Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( рассуждение).
Практическое занятие. Подбор материала для тематического
бюллетеня.
Практическое занятие. Подбор материала для тематического
бюллетеня.
Заключительное занятие в форме деловой игры «Сдача экзамена».
Содержание программы элективного курса русского языка
Наименование
раздела и тем
Содержание
Изобразительно-
выразительные
средства художе-
ственного стиля.
Художественный стиль и стиль художественной литературы. Эстетическая функция языка. Использование тропов и фигур речи.
Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, эпитет, сравнение, оксюморон.
Фигуры речи: антитеза, анафора, градация, инверсия, параллелизм, многосоюзие и бессоюзие, парцелляция, риторический вопрос.
Риторические восклицания и обращения, умолчание, эллипсис, эпифора и др.
Культура ораторской речи.
Виды ораторского искусства. Античные риторики: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовые, ду-
ховное красноречие.
Композиция текста. Связность ораторской речи.
Подготовка речи. Устный и письменный варианты сообщения. Письменная заготовка.
Выступление с сообщением, докладом, речью, словом «В защиту родного языка».
Культура и искусство дискуссии.
Понятие о споре. Риторика, теория речевых актов. Споры в Древней Греции и споры в современном обществе.
Структура и искусство спора. Спор, диспут, дискуссия, научная полемика. Искусство вопроса.
Интонация, логические ударения, темп и тембр речи, паузы и умолчания.
Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или зло»?
Разговорный
стиль. Особенности устной
разговорной речи.
Устная и письменная формы разговорной речи. Сфера применения и лексико-грамматические признаки устно-разговорной речи. Разговорный язык и язык литературный. Разговорный язык в художественной речи. Высокий и «сниженный» стиль разговорной речи. Разговорная речь и лексика ограниченного употребления.
Региональные особенности разговорного языка. Проблемы, связанные с записью устно-разговорной речи.
Функционально-
семантические типы речи.
Функционально-семантические типы речи:
описание, повествование, рассуждение.
Композиционно-структурные особенности каждого типа речи.
Описание: объект описания - черты (детали) - впечатления от объекта.
Повествование: завязка - развитие действия - кульминация - развязка.
Рассуждение: тезис - доказательства (аргументы) - вывод.
Смешанный тип речи, его представление в художественном стиле (стиле художественной литературы) и публицистическом стиле
(в т. ч. в стиле художественной публицистики, в эссеистике).
Формы и средства контроля
Составление конспекта на основе лекции, комплексный анализ текста, организация коллективной и групповой работы, исследование предложенной проблемы (метод проектов), сбор лингвистических фактов, написание рефератов, докладов
Перечень учебно-методических средств обучения
Программа элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных
школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004
Ахманова З.Е. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.
Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Ч.П./Под ред.О.Б.Сиротининой. - Саратов, ОАО «Издательство
«Лицей», 2002.
Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М, 1978.
Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. - М., 1987.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1981.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1980.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., Айрис-пресс, 2003.