Элективный курс по русскому языку в 11 классе Стилистика и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №4»

Кулундинского района Алтайского края



Рассмотрено

методическим советом школы

протокол ___ от_____201__г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

от __________201__г. №___



Рабочая программа курса

«Стилистика и культура речи» 11 класс

основное общее образование)

на 2015 -2016 учебный год

Составитель: Петрова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы















Кулунда 2015


Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу для обучения в 11 классе «Стилистика и культура речи» разработана на основе Программы элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004

Культура речи - составная часть духовной культуры общества. Интерес к культуре речи, к вопросам, связанным с речевым общением не ослабевает, а, напротив, в настоящее время усиливается. Курс культуры речи и стилистики является интегративным и практико-ориентированным.

При составлении рабочей программы использовались:

1. Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку(2004г.)

2. Примерная министерская программа основного общего образования по русскому языку.

3. Программа элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004

Основная цель элективного курса «Стилистика и культура речи» в 11классе:

Формирование умений и навыков правильной и коммуникативно-целесообразной речи, т.е. преимущественное внимание предполагается уделять формированию коммуникативной компетентности.

Достижение указанной цели осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

В соответствии с целью преподавания курса «Стилистика и культура речи» основные задачи по данной программе сводятся к следующему:

изучение теории культуры речи как одного из направлений в исследовании языка; определение места культуры речи в кругу дисциплин, изучающих функционирование языка;

определения предмета культуры речи, характеристика его составляющих;

детальное представление центрального понятия культуры речи - понятие нормы, которое включает в себя систему акцентологических, орфоэпических, лексических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических норм и их допустимых вариантов;

формирование умений и навыков произносительной культуры учащихся на основе знаний, полученных при изучении обязательных гуманитарных дисциплин, в первую очередь - русского языка и литературы;

формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме с использованием оптимальных языковых средств и в соответствии с целью, содержанием и условиями общения;

развитие языкового вкуса и чутья, критического отношения к ненормированному произношению, формирование навыков речевого самоконтроля с позиций нормативности языка;

формирование умения оценивать речь других носителей языка, оценивать аргументировано и доказательно, ссылаясь на рекомендации словарей, речевые образцы, специальные правила;

ознакомление с функциональными стилями языка и их жанровыми особенностями, овладение стилистическими ресурсами всех уровней языка в зависимости от задач общения и различных ситуативных факторов;

овладение основами профессионального общения посредством системы коммуникативно-речевых задач, ориентированных на выбор необходимых языковых средств.

Программа строится на том же количестве часов, которое отводится в настоящее время на курс «Стилистика и культура речи» в 11 классе, и содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия.

В работе используются Программно-методические материалы Новиковой Т. Ф. «Стилистика и культура речи: региональный аспект» (2004 г.)

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю

Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

К концу 11 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

понимать стилистическую роль лексических и синтаксических единиц современного русского языка и уметь уместно использовать их для достижения точности и выразительности речи;

владеть грамматическими и лексическими синонимами родного языка и уметь выбрать среди них наиболее подходящий для выражения мыслей и чувств, соответствующий литературным нормам современного русского языка;

соблюдать нормы орфоэпические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические.

овладеть коммуникативными качествами хорошей речи: точностью, ясностью, выразительностью, уместностью.

В ходе освоения содержания образования по курсу «Стилистика и культура речи» учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной

речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу,

современные информационные технологии.





Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема учебного занятия

Вид контроля, самостоятельной работы

Планируемые

сроки


Факт


Изобразительно- выразительные средства в художественной речи. Средства экспрессивного синтаксиса.


работа с лингвистическими словарями разных типов, устное описание иллюстративного материала, сопоставление текстов, с целью выявления общих стилистических черт на уровне лексики, морфологии, синтаксиса; создание текстов различных стилей, редактирование, рецензирование, создание текстов по пословицам, поговоркам, с использованием фразеологизмов, антонимов, синонимов, многозначных слов, сочинения-миниатюры на заданную тему, с использованием указанных языковых средств, выразительное чтение,

рефераты, сообщения



Урок-практикум. Ра-

бота с текстом

Устное сочинение

Тропы и стилистические фигуры.

Эпитет, метафора, антитеза и др. в

художественном стиле.

Урок-практикум. Работа с текстом.

Урок-практикум. Составление ОК, схем.

Урок-практикум. Сочинение.

Культура ораторской речи.

Речевой имидж оратора

Урок-практикум.

Подготовка публичного выступления.

Урок-практикум. Рецензия и саморецензия на выступления.

Пресс-конференция

(«В защиту русского языка».

Культура и искусство дискуссии.

Культура и искусство дискуссии.

Понятие о споре. Риторика, психология.

Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или

зло?»

Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или

зло?»

Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или зло?»

Разговорный стиль и его черты.

Особенности передачи разговорного стиля в письменной форме.


Урок-практикум.

Подбор литературы и составление библиографии по теме.

Урок-практикум.

Подбор литературы и составление библиографии по теме.

Функционально-структурные типы и

их использование в практике.

Функционально-структурные типы и

их использование в практике.

Функционально-структурные типы и

их использование в практике.

Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( повествование).

Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( повествование).

Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( описание).

Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( рассуждение).

Урок-практикум. Речеведческий анализ текстов ( рассуждение).

Практическое занятие. Подбор материала для тематического

бюллетеня.

Практическое занятие. Подбор материала для тематического

бюллетеня.

Заключительное занятие в форме деловой игры «Сдача экзамена».

Содержание программы элективного курса русского языка

Наименование

раздела и тем

Содержание

Изобразительно-

выразительные

средства художе-

ственного стиля.

Художественный стиль и стиль художественной литературы. Эстетическая функция языка. Использование тропов и фигур речи.

Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, эпитет, сравнение, оксюморон.

Фигуры речи: антитеза, анафора, градация, инверсия, параллелизм, многосоюзие и бессоюзие, парцелляция, риторический вопрос.

Риторические восклицания и обращения, умолчание, эллипсис, эпифора и др.

Культура ораторской речи.

Виды ораторского искусства. Античные риторики: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовые, ду-

ховное красноречие.

Композиция текста. Связность ораторской речи.

Подготовка речи. Устный и письменный варианты сообщения. Письменная заготовка.

Выступление с сообщением, докладом, речью, словом «В защиту родного языка».

Культура и искусство дискуссии.

Понятие о споре. Риторика, теория речевых актов. Споры в Древней Греции и споры в современном обществе.

Структура и искусство спора. Спор, диспут, дискуссия, научная полемика. Искусство вопроса.

Интонация, логические ударения, темп и тембр речи, паузы и умолчания.

Подготовка и участие в диспуте «Заимствования в русском языке конца XX-начала XXI века: благо или зло»?

Разговорный

стиль. Особенности устной

разговорной речи.

Устная и письменная формы разговорной речи. Сфера применения и лексико-грамматические признаки устно-разговорной речи. Разговорный язык и язык литературный. Разговорный язык в художественной речи. Высокий и «сниженный» стиль разговорной речи. Разговорная речь и лексика ограниченного употребления.

Региональные особенности разговорного языка. Проблемы, связанные с записью устно-разговорной речи.

Функционально-

семантические типы речи.

Функционально-семантические типы речи:

описание, повествование, рассуждение.

Композиционно-структурные особенности каждого типа речи.

Описание: объект описания - черты (детали) - впечатления от объекта.

Повествование: завязка - развитие действия - кульминация - развязка.

Рассуждение: тезис - доказательства (аргументы) - вывод.

Смешанный тип речи, его представление в художественном стиле (стиле художественной литературы) и публицистическом стиле

(в т. ч. в стиле художественной публицистики, в эссеистике).


Формы и средства контроля

Составление конспекта на основе лекции, комплексный анализ текста, организация коллективной и групповой работы, исследование предложенной проблемы (метод проектов), сбор лингвистических фактов, написание рефератов, докладов



Перечень учебно-методических средств обучения

Программа элективного курса русского языка для 10-11 классов общеобразовательных

школ «Стилистика и культура речи» под ред. Новиковой Т.Ф. - Белгород, 2004

Ахманова З.Е. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Ч.П./Под ред.О.Б.Сиротининой. - Саратов, ОАО «Издательство

«Лицей», 2002.

Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М, 1978.

Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка. - М., 1987.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1981.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1980.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., Айрис-пресс, 2003.


© 2010-2022