Статья Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калинчук Т.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия г.Алдан»

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов.

Реализация ФГОС нового поколения предполагает использование современных технологий, методов и типов уроков, позволяющих раскрыться личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе. Одним из таких новшеств современной методики является технология интегрированного обучения, в рамках которой наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях.

Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, который ведут по определённой теме два или несколько педагогов - предметников. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применять полученные знания на практике, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарные уроки развивают аналитические способности и изобретательность, обладают огромным воспитательным потенциалом, на бинарных уроках происходит перенос умения учащихся в новые области знания, уроки помогают учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируют у учащихся убеждение в связности предметов, в целостности мира.

Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Технология бинарного урока способствует формированию воспитательной мобильности - готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. При бинарном обучении формируется чувство успеха учащегося, вера в себя, интерес к знаниям.

Такие уроки интересны и учащимся, и нам, педагогам. Конечно, бинарный урок требует достаточно большой и кропотливой подготовки. Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности учащихся. Следующим шаг - поиск наиболее рациональной формы, обеспечивающей создание и реализацию потребности в общении. Это могут быть уроки - концерты, уроки-путешествия, уроки-исследования и т.д. Как видим, бинарные уроки невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии мышления.

Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов. Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Не последнюю роль в подготовке и проведении бинарного урока играют психологическая и методическая совместимость преподавателей.

Я хочу проанализировать два бинарных урока, подготовленные мною, учителем литературы, и преподавателем математики. Интеграция таких разных предметов встречается не так часто. Я обратилась к бинарным урокам, потому что увидела в них один из резервов повышения мотивации усвоения русского языка и литературы.

Уроки были даны в 5 классе. Тема первого урока: «Что за прелесть эти сказки…» Действия с натуральными числами». Цели урока: обобщить и расширить знания учащихся о детских и лицейских годах А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации; обобщить знания учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепить навык составления и решения уравнений; развивать творческое мышление, любознательность и познавательную активность учащихся через математизацию биографических фактов жизни А.С.Пушкина; воспитать чувство национальной гордости учащихся к истории нашей Родины через изучение биографии А.С.Пушкина.

Ребята работали в группах, решали различные математические головоломки с натуральными числами, а потом удивлялись тому, что ответы, полученные при выполнении задач, связаны с творчеством и жизнью Великого Пушкина. Все задания были интересны, а главное, познавательны. Ребята могли анализировать, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, формулировать собственные мысли. Через аналитическую работу по математике открывать для себя новые факты из жизни А.С.Пушкина. Пятиклассники вспомнили не только сказки поэта, изученные ранее, но и цитировали их, восстанавливали пушкинский текст, находили в сказках натуральные числа, измеряли рост сказочных персонажей и многое другое.

Второй бинарный урок был посвящён теме Великой Отечественной войны: «Вечная память героям войны…». Цели урока: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации, стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого своих земляков и родственников (прадедушек и прабабушек); развивать личностное отношение ребёнка к истории своей семьи, своей страны, расширять словарный запас учеников, развивать все виды речевой деятельности; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

К уроку учащиеся выполнили большую предварительную поисково-исследовательскую работу. Это, прежде всего, сочинения «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», в которых ребята рассказали о своих прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах и трудившихся во имя победы в тылу. Фрагменты из творческих работ учащихся прозвучали на занятии. Кроме того, пятиклассники подготовили материал об алданцах - героях Советского Союза и выступили с небольшими сообщениями на уроке. Такая работа учеников по изучению исторического прошлого земляков и родственников развивает личностное отношение подростков к истории своей семьи, родного края и страны, воспитывает чувство патриотизма и уважительное отношение к подвигу народа в Великой Отечественной войне.

На уроке ребята работали в группах, решали математические задачи с натуральными числами, анализировали, формулировали собственные мысли. Пятиклассники были вовлечены в творческий процесс: писали письмо ветеранам, создавали поздравительные открытки, сочиняли стихи и даже составили обращение к президенту страны с просьбой оказания гуманитарной помощи ветеранам войны. На уроке была создана творческая атмосфера делового сотрудничества, способствующая саморазвитию личности пятиклассников. Несколько фрагментов творческих работ пятиклассников, выполненных в группе, приводятся далее.

Поздравление ветеранов

Дорогие ветераны, наши прадедушки и прабабушки!

Мы поздравляем Вас с Великим Днём Победы! Желаем Вам прожить ещё очень много лет. Пусть у Вас будут крепкое здоровье, мирное небо над головой и любовь близких Вам людей.

С уважением, ученики 5 класса.

Обращение к президенту.

Уважаемый президент!

Мы, ученики 5 класса, обращаемся к Вам с просьбой позаботиться о наших ветеранах. Повысить им пенсию на 50%, предоставить им благоустроенные квартиры. Они пережили столько тяжёлых и трагических событий во время войны, и мы должны помнить и заботиться о них.

Письмо ветерану.

Дорогой ветеран Великой Отечественной войны.

Пишут Вам ученики 5 класса. Мы благодарим Вас за чистое небо над головой, за Вашу смелость и отвагу, которую Вы проявили во время жестоких сражений. Вы не боялись ничего, Вы сделали очень много для нас, и мы живём на мирной земле только благодаря Вам. Мы обещаем жить честно, быть хорошими людьми. И если понадобится, встанем на защиту своей Родины.

С уважением и любовью, ученики 5 класса

На обоих уроках учащиеся работали с листами самоконтроля, где могли самостоятельно оценить свою работу на всех этапах по всем видам учебной деятельности.

Таким образом, бинарные уроки дают возможность учащимся увидеть результаты своего труда, ребята могут принимать решения в творческих ситуациях, технология интегрированного обучения формирует деятельностный подход в учебном процессе. Поэтому я буду продолжать работу по разработке бинарных уроков и считаю, что бинарные уроки - одна из форм решения задач, поставленных Концепцией содержания образования в современной школе.








© 2010-2022