- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Упражнения в правописании родовых окончаний прилагательных
Упражнения в правописании родовых окончаний прилагательных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковлева Р.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Упражнения в правописании родовых окончаний
прилагательных.
Цель: Формировать навыки правильного правописания родовых окончаний имени прилагательного.
Задачи:
Образовательные:
-
Закрепить знания учащихся о родовых окончаниях имени прилагательного.
-
Сформировать умения ставить вопросы к именам прилагательным.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
Коррекционно - развивающие:
1. Корригировать произвольное внимание путем выполнения практических упражнений.
2. Расширять активный словарь учащихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к родному языку на примере русских народных сказок.
Оборудование: индивидуальные карточки - словосочетания, карточки
с надписями родов: мультимедиа-презентация.
Форма организации урока: путешествие в сказку.
Речевой материал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок..»
Ход урока.
1. Организационно-подготовительный этап.
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.
-
Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.
-
Ребята, какой у нас урок?
2.Основной этап.
а) Проверка домашнего задания: стр. 133, упр. 216.
Цель - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
-
Ребята, что было задано на дом? (фронтальный опрос по карточкам)
-
Оценки за домашнюю работу.
-
Над какой темой мы работаем? (сл. 1)
-
Дайте определение имени прилагательному.
-
С какой частью речи связано имя прилагательное?
-
От чего зависит род прилагательного?
-
Давайте вспомним родовые окончания имени прилагательного. Приведите примеры. (сл. 2)
б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.
Цель - организовать познавательную деятельность учащихся.
-
Ребята, вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок. Мы перенесемся в удивительный мир сказки и вспомним замечательные русские народные сказки. И назовем наше путешествие «Сказки из бабушкиного сундука». (сл. 3)
-
Русские народные сказки сопровождают народ на протяжении многих веков. Простые, мудрые, прекрасные - они дороги каждому человеку.
-
Дорога по стране сказок предстоит дальняя, нам предстоит закрепить навыки и умения правильно писать родовые окончания имени прилагательного, правильно выделять окончания, ставить вопрос от существительного к прилагательному, продолжим работу по соблюдению порядка в тетрадях и будем помогать друг другу при выполнении заданий. Поэтому будьте очень внимательны и терпеливы.
-
Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, кто в сказках летает в ступе и произносит слова: «Чую, чую, человеческим духом пахнет».
-
Давайте вместе с Бабой - Ягой полетаем в ступе, мы будем глазами следить за ее полетом и приготовим наши глаза к работе на уроке.(сл.4)
-
Запишите число и тему урока. (сл. 5)
в) Сообщение нового материала.
Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении.
-
Итак, мы отправляемся в сказку.
-
Как-то во времена стародавние, в некотором царстве, далеком государстве Частей речи, жила-была царевна по имени Прилагательное.
-
Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды она исчезла. Отправился Иван-Царевич на ее поиски. Долго он ехал. Вдруг видит грустную девушку, которая с любовью поливает яблоню. Яблочки на ней висят наливные, листочки шумят золотые. (сл.6)
-
Ребята, а из какой сказки эта девушка?
-
Рассказал Иван-Царевич о том, что произошло. Согласилась девушка помочь найти прилагательное и яблоня предложила ему выполнить первое задание. (сл.7)
Словарная работа: Ска..ка лож.. , да в ней намек! Добрым моло..цам урок…
-
Ребята, где вы встречали это выражение?
-
Как вы его понимаете?
-
Запишите это выражение в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.
-
Молодцы!
-
А мы путешествуем дальше. Долго ли коротко ехал Иван-Царевич.
Вот в небе появились гуси-лебеди. (сл.8) Рассказал он им, что ищет принцессу Прилагательное. Гуси ему сказали: «Справишься с заданием, тогда укажем тебе правильную дорогу».
-
Вспомните, кто спасал девочку и брата от гусей?
1) река укрыла их под кисельным бережком;
2) яблоня предложила отведать лесное яблоко;
3) печка угостила ржаным пирожком.
(Работа в парах). Поставить вопрос от существительного к прилагательному, определить род прилагательного. Запишите словосочетания в тетрадь, выделите родовые окончания прилагательных.
-
Ребята 3 группы записывают два словосочетания.
-
Составьте предложение со словосочетанием лесное яблоко. (У доски).
-
Молодцы! С заданием справились.
-
А и Иван -Царевич поехал дальше. Долго он ехал по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. (сл. 9)
Осмотрел Иван - Царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. (Работа с учебником)
Задание: а) 1-2 группа: выпишите из текста существительное яблочко и все прилагательные, которые его характеризуют, поставите вопрос от существительного, выделите родовые окончания прилагательных;
3 группа- спишите два предложения, выделите окончания у прилагательных.
б) разберите прилагательное желтое по схеме. (Работа у доски).
-
Проверка задания.
-
Оценивание.
-
Отворились ставни и появилась Баба-Яга. (сл.10)
Рассказал ей Иван-Царевич о том, что произошло. Согласилась Баба-Яга помочь найти прилагательное, но только в том случае, если вы правильно выполните ее задание.
-
Я вам прочитаю вопросы-загадки для 1 и 2 рядов. Вы будете
записывать только ту отгадку, которая предложена для вашего ряда. Отгадки записывайте в столбик. Игра «Кто внимательнее?»
Вопросы для первого ряда:
1). С помощью этого предмета, главный герой сказки нашел свое счастье, мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)
2). Как звали героя сказки, который говорил: «По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой?» (Емеля)
3). С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских народных сказок. (Игла)
Вопросы для второго ряда:
1). Волшебница, исполнявшая желания Емели. (Щука)
2). В какой экологической среде проживает кикимора? (Болото)
3). Каким, очень необычным видом транспорта, воспользовался герой русской народной сказки? (Печка)
Задание: Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилагательные, поставьте вопросы, укажите род прилагательных, выделите родовые окончания прилагательных.
-
Молодцы, справились с заданием.
Динамическая пауза: (сл. 11)
Сундучок мы открывали
И клубочки доставали.
Правой ручкой помотали,
Левой тоже помотали.
А потом набрали петли,
Разделили их на спицы
И связали рукавицы.
г) Закрепление полученных знаний.
Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
-
Дала Баба-Яга Ивану-Царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а Иван-Царевич за ним поехал. Привел клубок к царству Кощея Бессмертного. (сл. 12) Это он похитил прилагательное.
-
Ладно, - сказал Кощей, - отдам вам ваше прилагательное, но сначала выполните мое задание.
-
Кощей Бессмертный предлагает нам вспомнить устойчивые сказочные выражения. Он написал существительные, а вы вспомните, как они характеризуются в сказках: (сл. 12)
Задание: Запишите сказочные выражения, определите род прилагательных, выделите родовые окончания прилагательных. (3группа записывает два словосочетания)
-
Взаимопроверка.
-
Составьте предложение со словосочетанием добрый молодец.
-
Отдал Кощей имя Прилагательное. Вот с помощью сказочных выражений, мы представляем себе: как выезжает добрый молодец на своем богатырском коне в степь широкую, а навстречу ему выступает красна девица, словно, пава. (сл. 13)
3. Заключительный этап.
Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
-
Наше сказочное путешествие «Сказки из бабушкиного сундука»
завершилось. Нам вместе с Иваном-Царевичем удалось спасти имя Прилагательное. И мы еще раз убедились, что имя прилагательное очень важно в нашей речи, оно помогает нам представить предметы ярко, точно и красочно.
-
Ребята, чем мы занимались на уроке?
-
Назовите родовые окончания прилагательных.
-
Для чего нужно имя прилагательное в речи?
-
Ребята, что показалось интересным на уроке?
-
Скажите, чему учат русские народные сказки?
-
А, что в сказках остается нерушимым?
Домашнее задание: (сл. 14) стр.133, упр. 217.
1-2 группа: спишите упражнение, определите род прилагательных, выделите окончания.
3 группа: спишите 4 предложения, выделите окончания прилагательных.
-
Ребята, оцените работу своих товарищей на уроке.
-
На следующем уроке мы продолжим говорить об имени прилагательном и узнаем, от чего зависит число имени прилагательного. (сл. 15)