Упражнения в правописании родовых окончаний прилагательных

Тема урока: Упражнения в правописании родовых окончаний                          прилагательных.  Цель:  Формировать навыки правильного правописания   родовых окончаний имени прилагательного. Задачи: Образовательные: 1.     Закрепить знания учащихся о родовых окончаниях имени прилагательного.2.     Сформировать умения ставить вопросы к именам прилагательным.      3. Развивать устную и письменную речь учащихся.Коррекционно - развивающие:     1.  Корригировать произвольное внимание путем выполнени... Речевой материал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок..»
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Упражнения в правописании родовых окончаний

прилагательных.

Цель: Формировать навыки правильного правописания родовых окончаний имени прилагательного.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить знания учащихся о родовых окончаниях имени прилагательного.

  2. Сформировать умения ставить вопросы к именам прилагательным.

3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Коррекционно - развивающие:

1. Корригировать произвольное внимание путем выполнения практических упражнений.

2. Расширять активный словарь учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к родному языку на примере русских народных сказок.

Оборудование: индивидуальные карточки - словосочетания, карточки

с надписями родов: мультимедиа-презентация.

Форма организации урока: путешествие в сказку.

Речевой материал: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок..»

Ход урока.

1. Организационно-подготовительный этап.

Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.

  • Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

  • Ребята, какой у нас урок?

2.Основной этап.

а) Проверка домашнего задания: стр. 133, упр. 216.

Цель - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  • Ребята, что было задано на дом? (фронтальный опрос по карточкам)

  • Оценки за домашнюю работу.

  • Над какой темой мы работаем? (сл. 1)

  • Дайте определение имени прилагательному.

  • С какой частью речи связано имя прилагательное?

  • От чего зависит род прилагательного?

  • Давайте вспомним родовые окончания имени прилагательного. Приведите примеры. (сл. 2)

б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.

Цель - организовать познавательную деятельность учащихся.

  • Ребята, вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок. Мы перенесемся в удивительный мир сказки и вспомним замечательные русские народные сказки. И назовем наше путешествие «Сказки из бабушкиного сундука». (сл. 3)

  • Русские народные сказки сопровождают народ на протяжении многих веков. Простые, мудрые, прекрасные - они дороги каждому человеку.

  • Дорога по стране сказок предстоит дальняя, нам предстоит закрепить навыки и умения правильно писать родовые окончания имени прилагательного, правильно выделять окончания, ставить вопрос от существительного к прилагательному, продолжим работу по соблюдению порядка в тетрадях и будем помогать друг другу при выполнении заданий. Поэтому будьте очень внимательны и терпеливы.

  • Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, кто в сказках летает в ступе и произносит слова: «Чую, чую, человеческим духом пахнет».

  • Давайте вместе с Бабой - Ягой полетаем в ступе, мы будем глазами следить за ее полетом и приготовим наши глаза к работе на уроке.(сл.4)

  • Запишите число и тему урока. (сл. 5)

в) Сообщение нового материала.

Цель - дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении.

  • Итак, мы отправляемся в сказку.

  • Как-то во времена стародавние, в некотором царстве, далеком государстве Частей речи, жила-была царевна по имени Прилагательное.

  • Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды она исчезла. Отправился Иван-Царевич на ее поиски. Долго он ехал. Вдруг видит грустную девушку, которая с любовью поливает яблоню. Яблочки на ней висят наливные, листочки шумят золотые. (сл.6)

  • Ребята, а из какой сказки эта девушка?

  • Рассказал Иван-Царевич о том, что произошло. Согласилась девушка помочь найти прилагательное и яблоня предложила ему выполнить первое задание. (сл.7)

Словарная работа: Ска..ка лож.. , да в ней намек! Добрым моло..цам урок…

  • Ребята, где вы встречали это выражение?

  • Как вы его понимаете?

  • Запишите это выражение в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их правописание.

  • Молодцы!


  • А мы путешествуем дальше. Долго ли коротко ехал Иван-Царевич.

Вот в небе появились гуси-лебеди. (сл.8) Рассказал он им, что ищет принцессу Прилагательное. Гуси ему сказали: «Справишься с заданием, тогда укажем тебе правильную дорогу».

  • Вспомните, кто спасал девочку и брата от гусей?

1) река укрыла их под кисельным бережком;

2) яблоня предложила отведать лесное яблоко;

3) печка угостила ржаным пирожком.

(Работа в парах). Поставить вопрос от существительного к прилагательному, определить род прилагательного. Запишите словосочетания в тетрадь, выделите родовые окончания прилагательных.

  • Ребята 3 группы записывают два словосочетания.

  • Составьте предложение со словосочетанием лесное яблоко. (У доски).

  • Молодцы! С заданием справились.


  • А и Иван -Царевич поехал дальше. Долго он ехал по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. (сл. 9)

Осмотрел Иван - Царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. (Работа с учебником)

Задание: а) 1-2 группа: выпишите из текста существительное яблочко и все прилагательные, которые его характеризуют, поставите вопрос от существительного, выделите родовые окончания прилагательных;

3 группа- спишите два предложения, выделите окончания у прилагательных.

б) разберите прилагательное желтое по схеме. (Работа у доски).

  • Проверка задания.

  • Оценивание.


  • Отворились ставни и появилась Баба-Яга. (сл.10)

Рассказал ей Иван-Царевич о том, что произошло. Согласилась Баба-Яга помочь найти прилагательное, но только в том случае, если вы правильно выполните ее задание.

  • Я вам прочитаю вопросы-загадки для 1 и 2 рядов. Вы будете

записывать только ту отгадку, которая предложена для вашего ряда. Отгадки записывайте в столбик. Игра «Кто внимательнее?»

Вопросы для первого ряда:

1). С помощью этого предмета, главный герой сказки нашел свое счастье, мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)

2). Как звали героя сказки, который говорил: «По щучьему веленью, по моему хотенью - ступайте, ведра, сами домой?» (Емеля)

3). С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских народных сказок. (Игла)

Вопросы для второго ряда:

1). Волшебница, исполнявшая желания Емели. (Щука)

2). В какой экологической среде проживает кикимора? (Болото)

3). Каким, очень необычным видом транспорта, воспользовался герой русской народной сказки? (Печка)

Задание: Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилагательные, поставьте вопросы, укажите род прилагательных, выделите родовые окончания прилагательных.

  • Молодцы, справились с заданием.

Динамическая пауза: (сл. 11)

Сундучок мы открывали

И клубочки доставали.

Правой ручкой помотали,

Левой тоже помотали.

А потом набрали петли,

Разделили их на спицы

И связали рукавицы.

г) Закрепление полученных знаний.

Цель - закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

  • Дала Баба-Яга Ивану-Царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а Иван-Царевич за ним поехал. Привел клубок к царству Кощея Бессмертного. (сл. 12) Это он похитил прилагательное.

  • Ладно, - сказал Кощей, - отдам вам ваше прилагательное, но сначала выполните мое задание.

  • Кощей Бессмертный предлагает нам вспомнить устойчивые сказочные выражения. Он написал существительные, а вы вспомните, как они характеризуются в сказках: (сл. 12)


Задание: Запишите сказочные выражения, определите род прилагательных, выделите родовые окончания прилагательных. (3группа записывает два словосочетания)

  • Взаимопроверка.

  • Составьте предложение со словосочетанием добрый молодец.

  • Отдал Кощей имя Прилагательное. Вот с помощью сказочных выражений, мы представляем себе: как выезжает добрый молодец на своем богатырском коне в степь широкую, а навстречу ему выступает красна девица, словно, пава. (сл. 13)

3. Заключительный этап.

Цель - сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  • Наше сказочное путешествие «Сказки из бабушкиного сундука»

завершилось. Нам вместе с Иваном-Царевичем удалось спасти имя Прилагательное. И мы еще раз убедились, что имя прилагательное очень важно в нашей речи, оно помогает нам представить предметы ярко, точно и красочно.

  • Ребята, чем мы занимались на уроке?

  • Назовите родовые окончания прилагательных.

  • Для чего нужно имя прилагательное в речи?

  • Ребята, что показалось интересным на уроке?

  • Скажите, чему учат русские народные сказки?

  • А, что в сказках остается нерушимым?

Домашнее задание: (сл. 14) стр.133, упр. 217.

1-2 группа: спишите упражнение, определите род прилагательных, выделите окончания.

3 группа: спишите 4 предложения, выделите окончания прилагательных.


  • Ребята, оцените работу своих товарищей на уроке.


  • На следующем уроке мы продолжим говорить об имени прилагательном и узнаем, от чего зависит число имени прилагательного. (сл. 15)

© 2010-2022