Привитие любви к чтению учащихся старшего звена через изучение творчества писателей-фантастов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ III СТУПЕНИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ

Современное школьное литературное образование ставит перед педагогами-словесниками важную задачу: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, эстетической восприимчивости, атмосферы творчества во всех областях жизни. Решить ее призвана литература, ибо она, как писал Д.С. Лихачев, «дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым...».

Литература развивает духовную культуру учащихся и такие стороны их интеллектуальной и эмоциональ­ной сферы, которые необходимы в любой деятельности. Комплексный подход к решению задач нравственного воспитания школьников требует поиск эффективных вариантов содержания, организации урока и выбора ак­тивных форм и методов обучения, которые возникают при преподавании литературы в современной школе.

Одна их этих проблем - ученики читают мало, невнимательно, без интереса. Российская школа, сни­скавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, про­веденный авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и разви­тия в 2004 году, показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые ряды финских, канадских, новозеландских и многих других учащихся.

Как привлечь внимание школьников к изучению художественной литературы, как научить их воспри­нимать классику, как заинтересовать творчеством современных русских писателей?

Безусловно, путем применения различных форм организации учебных занятий, как традиционных (внеклассная работа, внеурочная работа, экскурсии, факультативы), так и использование лекционно-семинарской системы (семинары, зачеты, практикумы и т.д.). В современной школе разнообразна типоло­гия урока, делящаяся на классические типы (вводный урок, тренировочный, урок самостоятельной работы, урок практической работы, комбинированный урок) и на нетрадиционные типы (урок-фантазирование, урок-соревнование, урок-турнир, урок творчества, урок-спектакль и т.д.), которые может применять в своей практической деятельности педагог.

Чтобы выбрать форму и типологию урока, необходимо ориентироваться на личность ученика, обра­щаясь к самым сокровенным глубинам его сознания. В современной школе навязывать чье-то или даже собственное мнение, точку зрения, убеждение, то есть формировать сознание - бесполезно: сегодняшние школьники не верят навязанным образцам. Иное - проходить путь познания вместе с ними, но не вместо них и за них, то есть нужно создать условия, чтобы качество влияния учителя и учебного материала разви­вало сознание обучаемого за счет «включения» его личностных структур: критичности, мотивирования, то есть самоорганизуемой работы в целом.

Решая проблему привития интереса к чтению у обучающихся III ступени, использую чаще всего фор­му внеклассного чтения, включая в классические типы урока и элементы нетрадиционных уроков, чтобы дети могли показать свое творчество, проявить фантазию, интеллект. Интересуясь, какие книги современ­ных русских писателей-фантастов они читают, предлагаю познакомиться с творчеством зарубежных писа­телей-фантастов, находя общие темы, приемы, детали повествования в их книгах. Так, работая над постав­ленной задачей, на уроках внеклассного чтения познакомились с творчеством Рэя Брэдбери («Ржавчина») и Марии Семеновой («Два короля»), Герберта Уэльса («Война миров») и Алексея Калугина («Дом на боло­те») из серии «S.T.A.L.K.E.R.».

Опыт показывает, что нужно идти от интересов самих детей, учитывая влияние на формирование миро­воззрения школьников современных технологий. Нельзя не отметить, как прочно вошел в жизнь учащихся компьютер, и компьютерные игры становятся неотъемлемой частью их досуга. Одной из компьютерных игр является игра «Метро 2033» по книге Дмитрия Глуховского, разрабатываемая украинской командой. Из бесед с детьми выяснилось, что первые главы книги появились на специальном сайте проекта в Живом Журнале Дмитрия, проходя «обкатку» на круге реальных и виртуальных оценщиков, читателей и редакторов. С новы­ми главами книги появились новые посетители сайтов, которые со временем стали сопричастны к созданию произведения. «На меня работал коллективный разум. Исправляли мои ошибки читатели, и они же делали прогнозы», - пишет Д. Глуховский. Привлекая Интернет, он сделал своих читателей сопричастными к сюже­ту, идее и к самому миру книги. Прочитавшие «Метро 2033» посоветовали одноклассникам и учителю позна­комиться с этим произведением. К уроку внеклассного чтения рекомендую еще прочесть, используя метод Инсерта, книгу другого писателя - Клиффорда Саймака, на чьей фантастике рос Д. Глуховский.

На занятии заранее подготовленные ученики показывают презентацию, знакомя класс с биографией молодого 28-летнего талантливого писателя Д. Глуховского, всесторонне развитого человека, знающего 5 языков, получившего образование в Израиле, Германии, Франции. Следующая группа обучающихся рас­сказывает о Клиффорде Саймаке, который родился в 1904 году в США, при жизни имел успех, покорив сердца читателей произведениями «Город», «Прелесть», «Все живое» и став лауреатом таких премий, как «Хьюго», «Небьюла», «Юпитер». Рассказ учеников представлен в форме доклада.

Прочитавшим книгу Д. Глуховского «Метро 2033» и К. Саймака «Все живое - трава» предлагается определить, что объединяет творчество этих двух писателей. Дети приходят к выводу, что их объединяет любовь к миру, гуманистическое отношение ко всему живому.

Далее, работая по тексту книги «Метро 2033», жанр которой автор определил как фантастическая анти­утопия - притча, школьники называют одну из главных тем произведения - сохранение мира, ответствен­ность человека перед планетой, которая находится под угрозой ядерной войны. В книге Глуховского в резуль­тате такой войны люди не живут на поверхности земли, они вынуждены вести жалкое существование в метро.

Следующий этап урока включает в себя элементы соревнования: перед учащимися на листах бумаги выписаны цитаты из вышеуказанных книг. Нужно выбрать из них самую точную, выразительную, под­тверждающую тему произведения, например: «Артему было уже за двадцать, на свет появился еще там, на­верху, и был не такой худой и бесцветный, как все родившиеся в метро, не осмелившиеся никогда не пока­зываться на поверхности, опасаясь не только радиации, но и испепеляющих, губительных для подземной жизни солнечных лучей. Правда, Артем сам в сознательном возрасте бывал наверху всего раз, да и только на мгновенье - радиационный фон там был такой, что чрезмерно любопытные изжаривались за пару часов, не успев нагуляться вдоволь и насмотреться на диковинный мир, лежащий на поверхности».

Такая же работа проводится и по книге К. Саймака: путем подбора цитат подчеркивается мысль, что нужно ценить и беречь «диковинный мир», спасая его от войн. К. Саймак повествует об иной форме жизни из параллельного мира в виде цветов, которые пытаются сосуществовать с землянами, предлагая им взамен избавить мир от ядерных и других войн:

- У вас есть явление, называется война. Очень плохо, конечно, но можно исправить. Рано или поздно народы вырастают из детства и перестают играть войной.

- Вы хотите, чтобы мы рассредоточили запасы, разобрали бомбы… Чтобы нельзя было собрать ника­кой бомбы, так, что ли?

- Вы очень скоро понимаете.

Учащиеся отмечают, что еще одна немаловажная тема затронута в этих книгах - терпимость по отно­шению к тем, кто не такой, как мы. Черные существа, обитающие на поверхности Земли после ядерного взрыва, стремятся к общению с теми, кто живет в 2033 году в метро, но люди пугаются их вида, их стран­ных способностей, и лишь один Артем -главный персонаж произведения «Метро 2033» - способен оценить внутреннюю сущность Черных: «Артем должен был только протянуть навстречу поданной ему ладони -пусть страшной, пусть непривычной, обтянутой лоснящейся черной кожей, но, несомненно, дружеской, -свою». Обучающиеся включаются в беседу о том, что не всегда человечество сдает экзамен на гуманность, «ракеты оранжевым пламенем» прервали диалог, который так и не смог начаться. Ощущение отчаяния, ду­шевной пустоты, пережитой героем, передается и нам, читателям. Школьники приводят примеры из совре­менной жизни, когда неприятие людей разных национальностей приводит к войне.

Продолжая разговор по затронутой теме, учащиеся подтверждают мысль о возможности дружеского со­существования цитатами из книги К. Саймака, ведь персонаж этого произведения сумел доказать жителям Зем­ли, что непонятное не есть опасное, каждый имеет право на существование, на любовь, ведь, как оказалось, су­щества в виде цветов так стремились в наш мир потому, что хотели, чтобы о них заботились: «Чтобы люди ... могли разводить их у себя в саду, и ухаживать за ними, и любоваться ими - вот такими, как они есть!».

Подводя итог в соревновании на хорошее знание текста и умение логически мыслить, называю луч­ших учеников. В качестве домашнего задания предлагаю написать эпилог к любым из 2-х книг, что помо­жет обучающимся в развитии воображения, творчества.

В своих отзывах об уроке школьники отмечают, что эти две книги, написанные разными людьми из разных эпох, объединяют общие темы, общая боль за будущее на Земле, одна надежда на то, что миром все же будет править Любовь.

Следующий урок внеклассного чтения будет строиться на основе тех произведений, которые прочли учащиеся и рекомендовали их своим товарищам и учителю.

Литература

1) Глуховский Д. Метро 2033. - М.: Популярная литература, 2007.

2) Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. «Анализ современного урока. Практическое пособие». - Ростов-на-Дону: Учи­тель, 2003.

3) Лихачев, Д. Земля Родная. - М.: Книга для учащихся, 1983.

4) Саймак К. Все живое - трава. - Минск: Эридан, 1992.

5) Продается планета. Сборник современной зарубежной фантастики. - Минск: Университетское, 1986.

6) Сухомлинский В.А. Идеи становятся убеждениями (Избранные педагогические сочинения), т. 1. - М.: 1979.


© 2010-2022