Урок Использование информационных технологий в предмете Мировая художественная культура

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий в предмете "Мировая художественная культура"

Уатаева Елена Михайловна учитель руского языка и литературы


Характерной особенностью школы 21 века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области "Искусство". Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс "Мировая художественная культура", который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи. Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий. При работе над презентацией решается несколько вопросов:

· дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;

· акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

· систематизация материала;

· использование и создание иллюстрированного материала;

· создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей; использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.

Цель: приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества.

Задачи:

1. Выявление характерных черт греческой архитектуры на примере ансамбля Афинского Акрополя.

2. Развитие навыков учащихся самостоятельно вести отбор необходимого материала в соответствии с заданной целью.

3. Формирование понятия "гармония" и эстетического вкуса на примере архитектурного ансамбля эпохи Великой классики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, домашняя презентация учащихся "Прогулки по Акрополю", презентация учителя, электронный тест, дидактический материал для работы в группах, фонограмма мелодии греческого танца.

Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-презентация.

Предварительная подготовка (самостоятельное мини-исследование учащихся):

Создание домашней презентации нового материала (создание мультимедийного диска по данной теме):

· погружение в проблему;

· акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

· систематизация материала;

· создание иллюстрационного материала в электронном формате;

· создание информационного сопровождения презентации.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Новый материал:

1. историческая справка;

2. презентация нового материала учащимися "Прогулки по Акрополю";

III. Закрепление нового материала. Работа в группах.

IV. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Эпиграфы урока:

словесный - "Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности". (Перикл, V век до н. э.)

изобразительный - вид Афинского Акрополя

музыкальный - мелодия греческого танца "Сиртаки"

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

"Познай самого себя" - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху "счастливого детства человечества".

Это древнее изречение - своеобразная цель изучения мировой художественной культуры. На прошлом уроке мы говорили о зарождении и значении культуры античности, в частности, об эгейской культуре. Тема сегодняшнего занятия: "Золотой век Афин. Великий рассвет" (появляется вопросительный знак)

- Почему появился в названии темы вопросительный знак? (Урок должен доказать, что Золотой век Афин является Великим рассветом, то есть зарождением античной культуры. А мы знаем, что культура античности - это колыбель мирового искусства).

Сегодня речь пойдет об античной архитектуре. Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями. Известно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные греческие статуи - образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках ваз. До сих пор мы пользуемся достижениями греческих ученых в области философии и истории, этики и эстетики, логики и языкознания. Сюжеты и образы греческой мифологии служили и служат вдохновенным источником для создания художественных произведений во всех без исключения видах искусства.

Идеал греческой культуры очень точно выражен в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла, которые являются эпиграфом нашего занятия: "Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности". Ничего лишнего - таков главный принцип искусства и жизни Древней Греции.

Второй эпиграф - изобразительный (появляется изображение Акрополя).

Перед нами Афинский Акрополь. Именно этот архитектурный ансамбль исследователи считают образцом архитектуры античности, именно о нем пойдет речь на занятии.

Третий эпиграф - музыкальный (звучит мелодия греческого танца), мелодия греческого танца сиртаки - своеобразная визитная карточка Греции, она поможет нам создать определенный настрой для восприятия нового материала.

II. Новый материал.

1. Историческая справка. (На фоне мелодии греческого танца.)

Ученик: V век до н. э. - время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть "золотым веком Афин". Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.

В период "высокой классики" в Афинах правил Перикл (с 449 г. до н. э.). Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии, с именем которого связан расцвет главного центра афинской культуры - Акрополя. Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий.

На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя, сожженного и разрушенного персами. Он руководил строительными работами на Акрополе. Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его творческие и организаторские способности, а талант скульптора достиг зрелости.

Акрополь - общественный и культурный центр афинского государства; во время персидских войн он был разрушен.

К середине V в. до н. э. после персидских разрушений в Греции повсюду отстраивали города и возводили храмы. В Афинах после изгнания персов начался стремительный подъем экономики, развития ремесла, торговли, укрепляется демократия. В Афины со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, деятельность которых сосредоточилась на Акрополе. Там был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только эллинов, но и соседних народов.

Учитель: - К занятию вам было предложено провести мини-исследование по заданной теме и подготовить мультимедийную презентацию по новой теме. Итак, ваш проект под названием "Прогулки по Акрополю", где, кажется, "поселились" все олимпийские боги Древней Греции.

Мы отправляемся в Афины.

2. Презентация нового материала (домашнее задание) "Прогулки по Акрополю".

Ученик 1: Ансамбль Акрополя - общественного и культурного центра Афинского государства - это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник золотого века античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Поэт М. А. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного в стихотворении "Афины".

Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм - Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилеи,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно -
Веет синим огоньком.

Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он -
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.

Афинский Акрополь (как и прежние акрополи - "верхний город") стоял на высокой отвесной скале, вздымающейся над городом (150 м над уровнем моря). Он был средоточием всех высших святынь афинян.

В основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом не нарушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурных сооружений.

Ученик 2: Давайте войдем в Акрополь через центральный вход - Пропилеи.

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д. С. Мережковский.

Пропилеи построил архитектор Мнесикл. Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения к богам, изображения главных героев Аттики.

Ученик 3: С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) - богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потом жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропилеи описано еще древнегреческим писателем II в. Павсанием: "Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего".

Ученик 4: Пройдя ворота Пропилеи, мы оказываемся на большой удлиненной площадке, разделенной в древности на множество священных участков, где почитали Артемиду-медведицу, змееногого бога Кекропса и его трех дочерей - богинь росы. Мы оказываемся на площади, в центре которой когда-то возвышалась огромная (17 м) бронзовая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседающая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающее острие копья и шлем Афины уже издалека приветствовали возвращающиеся на родину сыновья Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Ныне площадь пуста, т. к. статую уничтожили еще в XIII в. суеверные рыцари-крестоносцы. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия, руководившего работами на Акрополе.

Ученик 5: Чуть правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя - Парфенон, посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом. Храм занимает самую высокую часть холма, и поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны придают храму особую монументальность и мужественную красоту. В архитектуре Парфенона использованы также колонны ионического ордера, придающие ему изящество и благородство. Этот величественный храм, построенный из белоснежного мрамора, поражает мастерством обработки материала.

Ученик 6: По преданию, центром постройки была колоссальная двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины - сфинкс и пегасы. На ладони правой руки помещалась статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит, на внешней стороне щита - битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, - сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи.

Ученик 7: До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечателен фриз Парфенона, выполненный Фидием (нач. V в. до н. э. - ок. 432/431 гг. до н. э.) и скульптурами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение, распределение групп и создание общего ритма. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты. На фризах Парфенона, кажется, собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая богиня Победы Ника. Здесь же, на мраморных плитах фриза, совершают свои подвиги и герои греческих мифов. Афиняне так гордились своими победами и процветанием, что осмелились изобразить себя рядом с богами. Вот почему среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты - флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках. Все они представляют собой некий обобщенный образ свободных граждан идеальной и возвышенной красоты.

О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б. В. Фармаковский:

"Фриз Парфенона - одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта".

Ученик 8: На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя - храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм построен на том месте, где по легенде Афина и Посейдон оспаривали друг у друга господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон ударом трезубца высек из скалы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина выиграла спор, стала покровительницей Аттики, дав свое имя городу.

Планировка Эрехтейона очень сложна и ассиметрична, т. к. при строительстве необходимо было охватить все священные части холма. Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине Палладе, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть была посвящена Посейдону, отождествляемому с Эрехтеем, мифическим царем Афин. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу. Входы в оба святилища украшали шесть колонн ионического ордера с изысканными вызолоченными волютами. К храму примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур, несущих перекрытие). Появление кариатид свидетельствовало о реализации давнего стремления греков сделать колонну как можно более легкой, изящной и пластичной. Эрехтейон на фоне Парфенона кажется волшебной игрушкой. Он неоднократно перекладывался в XX в.

Ученик 9: На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Вместимость театра - 17 000 человек. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс - палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

На этом заканчивается наше путешествие по великому достижению античной архитектуры - Афинскому Акрополю.

Учитель: Мы с вами увидели, что великое и малое, архаичное и современное, грандиозное и интимное гармонично слилось в Акрополе Афин. Он и сегодня остается эталоном естественности, красоты и благородного вкуса.

VI. Закрепление нового материала. Работа в группах.

1. Разделение на 3 группы (произошло в начале занятия).
2. Задания: - Продолжим работу над новой темой в группах. В течение заданного времени каждая из четырех групп выполняет предложенное ей задание, затем отчитывается о проделанной работе. (Во время работы в группах тихо звучит мелодия греческого танца.)

Задание группе 1:

Существует три типа греческих ордеров: дорический, ионический, коринфский (даются изображения трех типов колонн).

Обратимся к трактату римского теоретика Витрувия "Об архитектуре", в котором он объясняет происхождение ордеров. Выявите различия каждого ордера.

(На партах учащихся листы с распечатками фрагментов из трактата.) <Рисунок 1>.

"Когда ионийцы захотели воздвигнуть храм Диане, они избрали для него пропорции женского тела. В противоположность мужскому облику дорического храма более стройная постройка должна была воплотить нежные формы женской фигуры. Завитки ионической капители подобны женским локонам, лиственный орнамент - ожерелье на шее, а желобки на стволе колонны - складки женской одежды... в дорическом ордере вместо подпор иногда употребляли мужские фигуры - так называемых атлантов (как, например, в храме Зевса и Агригенте), тогда как ионический ордер в этом случае прибегает к женским фигурам, так называемым кариатидам (портик кариатид Эрехтейона на Афинском Акрополе).

Дорическая колонна представляет собой безличное, пассивное, коллективное существо, ионическая колонна - это активная самостоятельная личность. Дорическая колонна выполняет, прежде всего, функции опоры, ионическая же стремится, главным образом, к декоративной функции. В дорической колонне господствует силуэт, в ионической - внутренний рисунок... Если целью дорического ордера является тектоника (строительное искусство), то целью ионического ордера - пластика (объемные, осязательные качества художественной формы).

Коринфский стиль создавал чрезвычайно богатый, пышный, нарядный образ. По пропорциям этот ордер совпадал с ионическим, но отличался более высокой капителью, декорированной листьями аканфа - ядовитого растения.

Коринфская капитель изначально преследовала сугубо декоративные цели: функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер используется в декоративных целях".

- Определите, какому ордеру принадлежат колонны Парфенона? <Рисунок 3>. (Дорические и ионические). Учащиеся высказывают свои мнения.

Задание группе 2:

В основе планировочной структуры храма лежал жилой дом. В Древней Греции сложились разные типы храмов. Рассмотрите схемы и соотнесите со словесным описанием типа храма. <Рисунок 2>.

1) "Храм в антах" - небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен - актами (анты - выступающие стены), между которыми ставились одна-две колонны.

2) Простиль (греч. рго -впереди; stilos - колонна) -прямоугольное здание с одним рядом колонн на главном фасаде.

3) Периптер - прямоугольное здание с четырех сторон обрамленное колоннадой.

4) Диптер - прямоугольное здание, с четырех сторон окруженное двумя рядами колонн.

5) Моноптер - круглый в плане храм, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.

- Храм Парфенон посвящен Афине Парфенос (деве) (учащимся дается изображение храма). Определите тип храма. <Рисунок 3>.

(По своему плану это дорический периптер (8x17 колонн высотой 10,5 м).

Задание группе 3:

Прочтите высказывание Бориса Виппера: "Прежде всего греческая архитектура есть "наружная" архитектура. Внешность здания безраздельно господствует в ней над внутренностью, фасад над интерьером, масса над пространством. Греческий храм и исторически, и конструктивно развивался и строился снаружи внутрь. Греческий художник не знал чудес во имя бога. Все чудеса, все изощрения художественной фантазии, все великолепие фронтонных групп, фризов, колонн и расписных акротериев должны были украшать наружный облик храма и принадлежать человеку. Греческий художник был лишен чутья интерьера, особой жизни, особого воздуха внутреннего пространства.

...Подобно тому как греческая религия не знала коллективного богослужения внутри храма (только жрец имел право вступать в целлу храма), так и греческая архитектура была равнодушна к пространству, заключенному внутри стен. Поэтому-то греческому архитектору осталась чужда проблема света... И греческий храм не имел окон, довольствуясь скудным освещением через входную дверь. Целла греческого храма была лишь для статуи бога, охраняя ее от непогоды и осквернения, но самостоятельного эстетического, архитектурного содержания она не имела. Греческий храм был только чудесной оправой с темным, немым, мертвым ядром..."

- Если храм - "жилой" дом бога, аналогичный жилищу человека, то какие выводы о своеобразии греческой мифологии и религии напрашиваются?

(Греческие храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека, и потому они были небольшими по размеру. В этом проявилось мироощущение греков, в основе которого лежала мысль о соразмерности сил природы и человека.)

VII. Проверка первичного усвоения новых знаний: электронный тест.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Незаметно пролетели 45 минут нашего занятия. Давайте вместе вернемся к теме нашего урока: "Золотой век Афин. Великий рассвет?" Почему был поставлен знак вопроса? Что вы думаете об этом сейчас? (учащиеся высказывают свои мнения).

- Что запомнилось? Что оказало наиболее яркое впечатление?

Домашнее задание: 3,4 группы: конспект статьи Д. С. Мережковского "Описание Афинского Акрополя"; 1,2 группы: подумать, почему греческие ордера были настолько долговечны, что их использовали даже в XX веке?

Оценки за урок.


© 2010-2022