Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

     Данный урок внеклассного чтения был проведен в системе уроков по литературе в 7 классе в феврале в рамках месячника, посвященного защитникам Отечества. В уроке принимали участие все ребята, так как им заранее было дано дифференцированное домашнее задание в группах и индивидуально. На уроке предполагались различные виды деятельности: выразительное чтение, анализ прочитанных и прослушанных произведений, театральная драматизация и другие, использование ИКТ. Все это способствует развитию компет...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века»

(Обзор патриотической лирики 40-60-х годов)

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Цель: знакомство с образом солдата Великой Отечественной войны в многонациональной поэзии России

Задачи:

- познакомиться со стихотворениями поэтов многонациональной литературы России и научиться понимать смысл не только поэтических произведений, но и произведений изобразительного искусства;

- развивать творческие способности учащихся через различные виды деятельности;

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине и толерантное отношение к другим народам, проживающим на территории нашей страны, на примере поэтических произведений и их авторов.

Оборудование к уроку: комплекты-распечатки со стихами,

репродукции картин А.Дейнеки «Оборона

Севастополя», Ю.Непринцева «Отдых после боя»

и др., костюмы и ширма с декорациями к мини-

спектаклю «О награде» (по одноименной главе поэмы

А.Твардовского «Василий Теркин»),

презентация ученицы Томиловой Надежды

«Семейная реликвия: семейный альбом»,

выставка из школьного музея: Книга Памяти и

сборник стихотворений зайковчанина Д.А.

Амбарова «Гори, гори, моя звезда…»,

выставка книг военной и послевоенной лирики,

гипсовая статуэтка «Василий Тёркин».

Учитель: Сегодня в нашей литературной гостиной очередной урок внеклассного чтения. Тема: «Образ бойца в поэзии 20 века», обзор патриотической лирики 40-60-х годов. В нашей гостиной подготовлена выставка лирических сборников и экспозиция репродукций картин советских художников, Книга Памяти из школьного музея.

Главная цель урока: узнать, каким был образ воина Великой Отечественной войны в поэзии 40-60 - х годов 20 века.

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, кто завоевал это мирное небо и подарил будущему поколению, то есть вам, счастливое детство?

В самые трудные годы для страны люди объединялись независимо от вероисповедания, языка, национальности. Каждый ощущал себя членом одной большой семьи. Россия до сих пор остается интернациональной.

(Включается слайд-фильм «Россия - наша Родина»).

Учитель: Итак, наш разговор мы начнём с небольшого стихотворения Николая Старшинова «Солдаты мы…» (Все стихотворения на уроке читают учащиеся).

Солдаты мы. И это наша слава

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат…

Учитель: Итак, каков же был образ советского бойца?

Когда началась война, в первых рядах оказались многие молодые поэты, студенты Литературного института им. Горького, Московского университета. Это была большая группа талантливых молодых людей.

Ученик: Вот как началась война для поэта Василия Субботина: «Для каждого она начиналась по-разному, но для меня она начиналась так. Я служил в это время в городе Броды. Там был расквартирован наш танковый полк. Когда я выскочил по тревоге из казармы, над крышей уже летел фашистский самолёт. Раздалась очередь. Это и было начало. Мы думали, что это недоразумение, а это была война. Через час мы уже рыли окопы. Мы думали, что это эпизод, а она разгулялась на 4 года.»

Учитель: Многие из юных, безусых бойцов так и не успели понять, что началась война.

Ученица:

Юрий Поляков

Душа как судорогой сведена,

Когда я думаю о тех солдатах наших,

Двадцать второго, на рассвете, павших

И даже не узнавших, что - война!

И если есть какой-то мир иной,

Где тем погибшим суждено собраться,

Стоят они там смутною толпой

И вопрошают:

- Что случилось, братцы?!

Учитель: На страшные события в годы войны первой откликнулась, конечно, поэзия. Стихотворения возникали и печатались во фронтовых газетах очень быстро. Появлялись стихотворные произведения разных жанров: стихотворения, баллады, поэмы. Они отражали чувства, настроения народа, бойцов.

Трудной, тяжёлой, жестокой была война. На защиту родных рубежей, многонационального Советского Союза, плечом к плечу встали люди разных национальностей.

Ученица:

Аварский поэт Гамзат Цадаса

За Москву!

Едва лишь по стране промчалась весть,

Что враг к Москве приблизился вплотную,

Советские народы, как один,

Скалою встали за Москву родную.

Шли, как поток могучий, как потоп, -

Всех ветер гнева на дорогу вынес:

Киргиз, казах, таджик, туркмен, узбек,

Шли, боевым оружием ощетинясь.

Кавказ всю силу выставил свою,

Искусный в сече шёл азербайджанец,

Грузин и армянин в атаку шли,

И ты, железный конник - дагестанец.

С единым кличем: «ЗА Москву! Вперёд!

За Родину! Погибель вражьим сворам!»

И враг отведал наш кулак стальной -

И от Москвы отброшен был с позором. 1941.

Ученица: Татарскому поэту Мусе Джалилю было 35 лет, когда он ушёл на фронт в 1941 году. Но быть бойцом на поле битвы ему довелось недолго. В 1942 году он был тяжело ранен и попал в плен. Под пытками дух бойца не был сломлен. В тюрьме, в тайне от фашистских палачей, Муса Джалиль пёл подпольную деятельность и писал стихи, о которых мир узнал позже. Это знаменитая «Моабитская тетрадь». Поэт был казнён в 1944 году в тюрьме Плятцензее.

Ученица: Одно из стихотворений «Моабитской тетради», написанное в ноябре 1943 года.

Не верь (в сокращении)

Кровью со знамени клятва зовёт:

Силу даёт мне, движет вперёд.

Так вправе ли я устать и отстать?

Так вправе ли я упасть и не встать?

Я взял автомат и пошёл воевать,

В бой за тебя и за родину-мать.

Тебе изменить? И отчизне моей?

Да что же останется в жизни моей?

Холодное тело засыплет земля -

Песнь огневую засыпать нельзя!

Умри, побеждая, и кто мертвецом

Тебя назовёт, если был ты борцом?!

Ученица: Удмуртский поэт и прозаик Филипп Кедров в армии был с 1940 года. За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны был награждён орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, орденом Красной Звезды и медалями. Пал смертью храбрых в феврале 1944 года под Витебском. В 1943 году, в перерывах между боями, он написал стихотворение «Мы наступаем!»

Ученик:

- Добить врага! - нам Родины приказ.

Мы третьи сутки не смыкаем глаз.

Мы наступаем. Бьются у реки,

Тесня врага, советские полки.

В огне пожарищ замерла земля,

Как будто плугом вспаханы поля.

Родные пашни, рощи и сады -

Я всюду вижу палачей следы.

Здесь враг прошёл. Он города спалил,

На горло нашей песне наступил.

Пустынны рощи, выжжена трава,

Но песня нашей доблести жива.

Та песня с нами. Бьёт расплаты час,

Вперёд! Ничто не остановит нас.

За муки наших жён и матерей

Настичь фашиста всюду - и убить.

За гибель наших братьев и детей

Настичь фашиста всюду - и убить.

Мы наступаем. Мы идём вперёд.

В одном строю с бойцами весь народ.

Бойцы! Мы клятву Родине даём:

Где б ни был враг - настигнем и убьём!

О, Родина! Под знаменем твоим

Мы все - как победители стоим!

Учитель: Но победу ковали не только на поле битвы, в открытом бою. Тыл тоже стал настоящим полем битвы, только бойцами были не мужчины, а старики, дети, женщины.

Ученик: Поэтессе Людмиле Татьяничевой было 26 лет, когда началась война. В то время она находилась в глубоком уральском тылу. В одном из своих стихотворений, которое она написала в 1961 году, к 20-летию со дня начала войны, поэтесса выразила единство бойцов в тылу с теми, кто отдавал свои жизни на поле битвы.

Ученица:

Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки,

Прошли сквозь молодость мою

Года тяжёлые, как танки.

О трудный марш очередей

За хлебом,

Клёклым от бурьяна,

И над молчаньем площадей

Суровый голос Левитана…

А дети в ватничках худых,

А вдов опущенные плечи!

Нет горше будней фронтовых,

Но эти - вряд ли были легче…

Ты знаешь это.

Ты видал

Цеха бессонные, в которых

Из гнева плавился металл,

А слёзы превращались в порох.

Учитель: Из Москвы и Ленинграда, с Украины и Белоруссии, Прибалтики шли эшелоны с беженцами, заводским, фабричным оборудованием, материалами лабораторий НИИ в глубокий тыл: в Сибирь и на Урал, в Казахстан и Среднюю Азию. В Свердловскую область были эвакуированы музейные экспонаты и картины из Эрмитажа. Только наш Ирбитский район принял 4 крупных завода. Вклад бойцов тыла был огромен. Белорусский поэт Якуб Колас, проживший в эвакуации в одной из республик, написал стихотворение

«Узбекистан» ( читается в сокращении).

Ученик:

Я вспомню храм тиши, покоя,

Заснеженный Чимган.

И по тебе душа заноет,

Край гор, Узбекистан!

В тяжёлый час войны суровой

Ты дал приют и мне.

С узбеком мы слагали слово и песни о войне.

И меч один мы с ним ковали

На злобный вражий стан.

Ты обогрел меня в печали,

Мой брат, Узбекистан!

Учитель: Правдивый образ бойца в стихотворениях зависел и от того, насколько сам автор был близок к линии огня…

Ученица: Многие поэты на фронте были не только бойцами, но и военными корреспондентами. Поэт Константин Симонов вспоминал, как бились советские солдаты за Сталинград: « …На улицах валяются обломки сбитых бомбардировщиков, в воздухе рвутся снаряды зениток, на бомбёжка не прекращалась ни на час.

Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрагается под ногами.

Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так мы будем жить, отстаивая этот город среди огня. Крови и дыма…»

Учитель: В стенах нашей школы работает школьный музей, в котором свято хранятся имена бойцов, народных героев: наших прадедов, дедов, отцов. Они защищали родину, свои семьи, дома от врага. О них вы написали в Книге Памяти «Помним. Гордимся. Наследуем». Одну из страничек этой книги озвучит Томилова Надя. Она расскажет нам об одном бойце, своём дедушке.

(Далее презентация Томиловой Надежды «Семейная реликвия: семейный фотоальбом».)

Учитель: У меня в руках самиздатовская книга «Гори, гори, моя звезда…». Это сборник стихотворений поэта-самоучки, ветерана Великой Отечественной войны зайковчанина Дмитрия Андреевича Амбарова.

Ученица: Стихотворение зайковчанина Амбарова Дмитрия Андреевича посвящено Шомину Александру Константиновичу, Герою Советского Союза

В деревне маленькой своей

Жил парень смелый и смышленый.

Гонял в ночное лошадей,

Мечтал о жизни обновлённой.

Он бригадиром рано стал.

В колхозе том забот хватало.

На поле сеял и пахал,

Чтоб жизнь крестьян счастливей стала.

В июньский день раскатом страшным,

Ударил гром военных бед.

Над мирной родиной вчерашней

Вставал багровый тот рассвет.

Простившись с матерью и дедом,

Отца обняв в последний раз,

Он им сказал: «Вернусь с победой

И выполню селян наказ».

И в том бою, в жестокой той атаке

Сержант увидел, гибнет его взвод .

Он смело бросился на амбразуру вражеского дзота.

Закрыл он телом строчивший немецкий пулемёт.

Солдата вынесли из боя.

Но не смогли спасти Героя.

Уж слишком тяжки были раны.

Простились с командиром на холме

И снова в жаркий бой пошли они.

О память наша! Будь ты свята.

Помянем всех, кто пал в бою.

Кто бросил наземь супостата,

Спас отчий дом и родину свою. 1950-е годы.

Учитель: Песни военных лет…Изначально они тоже были стихами. Вместе с бойцом фронтовая песня встала в строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымлённым дорогам войны до самой победы. Под песню они грустили, вспоминали, думали…Некоторые вам хорошо знакомы с уроков музыки. Давайте вспомним отдельные из них строки.

«Дополните строку»

1. Шёл в атаку яростный 41 год.

У деревни ………(Крюково погибает взвод)

Все патроны кончились, больше нет гранат

И в живых осталось…..(только семеро молодых солдат)

2. Пусть враги…..(запомнят это)

Не грозим, а говорим:

Мы прошли…(прошли полсвета)

Если надо…(повторим).

3. Вставай, страна огромная,

Вставай ….(на смертный бой)

С фашистской ….(силой тёмною)

С проклятою ордой.

Пусть …(ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идёт война народная,

Священная война).

4. Шёл солдат ….(слуга Отчизны),

Шёл солдат ….(во имя жизни),

Землю спасая, ….(мир защищая,

Шёл вперёд солдат.)

5. Вспоминаем очи карие,

Тихий говор, ….(звонкий смех).

Хороша ….(страна Болгария,

А Россия лучше всех).

6. Перед этой священной тишиной

Встала ….(женщина с поникшей головой),

Что-то шепчет ….(про себя седая мать),

Всё надеется ….(сыночка увидать).

7. Звон плывёт ….(плывёт над всей Землёю),

И гудит взволнованно эфир,

Люди мира, ….(будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!)

Вопрос: Песни военных и послевоенных лет как-то характеризуют бойцов советской армии? О чём в них поётся?

(Ребята ответят, что в песнях о войне солдат пел о доме, семье, родных и близких, о друзьях, о мирной жизни. Это было близко им, за это они сражались. Среди обычных бойцов могли быть и сами авторы стихов.)

Учитель: Тема бойца, его стойкости и героизма была близка и в изобразительном искусстве. В нашей гостиной ребята оформили экспозицию нескольких репродукций картин советских художников. Рассмотрим некоторые из них в нашей импровизированной галерее.

(Выходят две ученицы и начинают мини-экскурсию по репродукциям картин)

Ученица: Перед вами репродукция картины «Оборона Севастополя» (1942)

Художник Александр Дейнека изобразил советских моряков, которые преграждают путь врагу. Это разгар боя. Фигуры моряков в светлых тонах, а фашистов - в тёмных. Цветом художник подчёркивает борьбу защитников родной земли от фашистских захватчиков. Художник показывает нам, что справедливость непременно восторжествует, темные силы будут повержены.

Правое дело победы символизирует фигуры матроса-севастопольца, который ближе к нам, к зрителю. Это центральный образ всего полотна. Матрос выделен крупным планом. Во всей его фигуре, в широко расставленных крепких ногах, в развороте сильного тела, в руках, держащих связку гранат, в лице художник отражает самоотверженность матроса, готовность любой ценой остановить врага. Это собирательный образ героя- воина. Эта картина - гимн героизму, мужеству, стойкости советского народа-воина, защищавшего свою землю.

«Когда я писал «Оборону Севастополя», я был сознательным участником этих событий. Я это лично пережил. Велика и почетна роль художника - правильно показать в искусстве героику тех дней», - вспоминал А. Дейнека.

Ученица: Вот ещё одна репродукция: Ю. М. Непринцев. «Отдых после боя» (1951)

Художник рассказывал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную картину, мне сразу вспомнился и всеобщий друг - Василий Теркин».

Только что закончился бой, очередная атака врага отбита, и группа бойцов Советской Армии сделала короткий привал на лесной поляне. В центре, на пеньке, сидит Василий Теркин с лихо сдвинутой набок шапкой-ушанкой. Табачку у него хватит на всех . Острые веселые шутки-выдумки Василия Тёркина вызывают задорный смех, согревают бойцов, отгоняют тревожные мысли о доме, где хозяйничают немцы.

Но Теркин не только бойкий и остроумный рассказчик. Он бывалый смекалистый солдат, не теряющий бодрости духа ни при каких обстоятельствах. Он беззаветно служит своему народу и готов в любую минуту сражаться за Родину.

На других репродукциях вы также видите художественные образы советских бойцов.

Учитель: Собирательный образ советского бойца - самый популярный образ в отечественной поэзии. Именно такой образ был создан Александром Твардовским в поэме «Василий Тёркин» (1941-1945). Поэт создавал свой образ не в тёплом кабинете, а «на войне под кровлей шаткой, По дорогам, где пришлось, Без отлучки от колёс, Иль зубами сняв перчатку, На ветру, в лютой мороз…». Твардовский писал новые главы, публиковал их в армейских многотиражках и каждый раз получал много писем с просьбой продлить жизнь герою.

Вопрос: А вам нравится герой Твардовского? Каким вы его увидели, нарисовали?

(Учащимся заранее было дано задание: прочитать любые главы из этой поэмы. Ребята дают свою оценку герою, показывают творческие работы).

Учитель: А каким мог быть боец в жизни, группа ребят постаралась представить и вам сейчас они это покажут.

(Далее мини-спектакль по поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» - глава «О награде»).

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Каким же был показан боец Красной Армии в стихотворениях, которые прозвучали на уроке?

(Ребята скажут, что советский солдат - это герой. Он мужественный, сильный, храбрый, измученный, самоотверженный, бессмертный, у него нет пола (солдат - на фронте, а в тылу - женщины, дети, старики). У него нет национальности, так как Советский Союз был многонационален. Одним словом, советский солдат - это наши прадеды, деды, отцы, ветераны - соседи. Все они достойны уважения.)

*Если есть время, этот вопрос можно выполнить письменно.

(под песню «Баллада о солдате»).

В конце урока учащиеся оценивают друг друга, комментируют интересное, затем учитель всем объявляется благодарность и задание к следующему уроку внеклассного чтения по прозе о Великой Отечественной войне.

Прочитайте прозаические произведения о Великой Отечественной войне.

1. В. Василевская «Радуга»

2. В. Закруткин «Матерь человеческая»

3. К.Воробьёв «Немец в валенках»

4. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

5. М.Шолохов «Судьба человека»

По группам (3-4 человека) выполните следующие задания:

«Художники»: создайте экспозицию рисунков к прочитанным произведениям.

«Знатоки»: составьте кроссворд по прочитанным (ому) произведениям (ю).

«Артисты»: разыграйте фрагмент из прочитанного произведения.

«Журналисты»: подготовьте историю создания прочитанных произведений.

«Киноманы»: расскажите, какие произведения были экранизированы, подготовьте кинофрагмент.

«Читатели»: подготовьте вопросы по прочитанным произведениям.


ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

Мои семиклассники: начало урока

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

Рассказ учителя о сборнике лирических стихов «Гори, гори, моя звезда…» поэта-самоучки земляка Амбарова Д. А.

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классеЛитературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

О Книге Памяти, хранящейся в Декорация к театральной

школьном музее, рассказывает драматизации «О награде» (по

Клявлина Е. одноименной главе поэмы А.Т.

Твардовского «Василий Теркин).

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

Рассказ экскурсовода на импровизированной экспозиции картин (Шабалдина Ю.)

Литературная гостиная «Образ бойца в поэзии 20 века» (Обзор патриотической лирики 40-60-х годов) Урок внеклассного чтения в 7 классе

Когда закончился урок…


© 2010-2022