Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

«А.С.Пушкин и Н.М.Языков. Пример поэтической дружбы»



Проектное исследование

Хворенковой Маргариты Ивановны





Настоящий проект проводится на уроках литературы в 9 классе и во

внеурочное время. Охватывает учебную тему: «Тема дружбы в лирике

А.С.Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное

изучение творчества Н.М. Языкова и А.С.Пушкина. Используется в качестве регионального компонента при изучении литературного наследия Ульяновской области.

Данная работа посвящена исследованию взаимоотношений двух русских поэтов: А.С Пушкина и Н.М. Языкова.

Цель проекта - выяснить, по какой причине бюст А.С.Пушкину установили именно во дворе дома Языковых.

Объектом проекта послужили: переписка поэтов, биографические данные, творчество 1824-1828 годов. Проведён анализ стихотворений, позволяющий сделать выводы: каков характер взаимоотношений поэтов в этот период, каким образом дружба отразилась на творчестве каждого из них.

В ходе изучения данной проблемы было выяснено, что тайна отношений А.С. Пушкина с Н.М. Языковым не раскрыта до конца, мало изучена и требует дальнейших исследований.


Одна из главных улиц Ульяновска - улица Спасская. Еще во времена Симбирска это было место сосредоточения важных общественных учреждений. Например, на Спасской улице располагался городской театр. В настоящее время на эту улицу выходят фасады гостиницы Венец, Ленинского Мемориала, гостиницы "Советской", Ульяновского областного драматического театра, сквер им. Карамзина. Как красив Ульяновск зимой! «Зима навяжет кружев», - вспоминаются строки из стихотворения ульяновского поэта В. Дворянскова. Зимним пейзажем со своего постамента любуется художник. В его руках мольберт и кисть. Это А.А. Пластов - известный живописец, в творчестве которого центральное место занимает красота родного края, величие простого русского человека. А вот еще один памятник. Греческая богиня истории Клио смотрит на нас с высоты своего постамента, это памятник - визитная карточка Симбирска-Ульяновска, поставлен он в честь известного писателя, историографа государства Российского Н.М. Карамзина, чей бюст помещен в гранитной нише. Н.М. Карамзин родился в Симбирске, здесь прошли его детские и юношеские годы. Родной город чтит память о великом земляке.

Напротив гимназии № 1 стоит небольшой дом. Его фасад выкрашен в теплый цвет. Так и хочется заглянуть в его дворик. И вот мы видим бюст А.С. Пушкина. Во дворе Литературного музея Н.М. Языкова поставлен этот памятник. Что же связывало этих двух поэтов России.

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Бюст А.С.Пушкина (Зураб Церетели)


Дом Языковых - уникальный памятник истории нашего города. Здесь жил известный симбирский поэт Николай Михайлович Языков - друг А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Д. Давыдова.

Именно этот дом в 1833 г. посетил А.С. Пушкин, который был проездом в Симбирске, когда собирал материал о восстании Емельяна Пугачева.

"Пишу тебе из деревни поэта Языкова, к которому заехал и не нашел дома…",- пишет А.С.Пушкин из своей поездки жене.

В наше время далеко не каждый может процитировать строки из стихотворений Языкова, между тем его творчество имело большой успех в России 19 века. В нём видели одну из лучших надежд русской литературы, талантливого поэта, исполненного духом свободолюбия,патриотизма.

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Н.М.Языков. 1828 г.


Вполне понятен тот интерес, который возбудил Языков в Пушкине. В 1824 году, еще не будучи лично знаком с Языковым, Пушкин обратился к нему с посланием, в котором была задана тема «дружбы поэтов», подхваченная и развитая Н.М. Языковым в его ответных посланиях к А.С. Пушкину:

«Н.М.Языкову»:

…Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
Клянусь Овидиевой тенью:
Языков, близок я тебе…

(1824г.)

«А.С. Пушкину»:

…Клянуся юности дарами:

Наукой, честью и вином

И вдохновенными стихами -

В тиши безвестности не ждал

От сына музы своенравной,

Равно - торжественной и славной

И высшей рока и похвал…

(1825г.)

Таким образом, сначала возник поэтический диалог, отражающий взаимное восхищение талантом, идеями творчества.

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Тригорское

Личная встреча поэтов произошла позже, в селе Тригорском, куда приезжал Языков в то время, когда гостил у своего приятеля по Дерптскому университету Алексея Вульфа.

Встреча эта сыграла большую роль и в жизни, и в творчестве Языкова. Тема дружбы поэтов и сама личность Пушкина - «вольномыслящего поэта» - стали для Языкова на целый период источником вдохновения (сюда относятся стихотворения «А. С. Пушкину», «Тригорское», послания к П. А. Осиповой и А. Н. Вульфу, «К няне А.С.Пушкина», «На смерть няни А.С.Пушкина»); все они принадлежат к числу лучших произведений Языкова. Своё отношение к поэту, к дружбе Языков подчёркивает во многих стихотворениях этого периода:

…Два сына Руси православной,
Два первенца полночных муз,
Постановили своенравно
Наш поэтический союз…

(«А.С.Пушкину» 1826г.)

…Ты, благодатная хозяйка сени той,

Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,

Презрев людей, молву, их ласки, их измены,

Священнодействовал при алтаре Камены…

(«К няне А.С.Пушкина» 1826г.)

Приют свободного поэта,

Не побежденного судьбой!

Благоговею пред тобой…

(«Тригорское» 1826г.)

Пушкин видел в Языкове своего единомышленника и соратника. Он

внимательно следил за его творческими успехами, любовался в его стихах «избытком чувств и сил» и «буйством молодым»:

Языков, кто тебе внушил

Твое посланье удалое?

Как ты шалишь, и как ты мил,

Какой избыток чувств и сил,

Какое буйство молодое!...

(«К Языкову»1826г.)

Вяземскому он писал о Языкове: «Ты изумишься, как он развернулся и что из него будет. Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать. Аминь, аминь, глаголю вам. Он всех нас, стариков, за пояс заткнет».

Проведя исследование взаимоотношений А.С. Пушкина с Н.М. Языковым, можно сказать, что А.С. Пушкин пристально следил за творчеством симбирского поэта, видел в поэзии Языкова большое дарование. Дружба поэтов стала важной темой поэзии Н.М. Языкова в период с 1826 по 1828 год. Личная дружба А.С. Пушкина и Н.М. Языкова продолжалась до самой смерти А.С. Пушкина. «…Ваши стихи: вода живая; наши -- вода мертвая...», - пишет А.С. Пушкин уже в1836 году, обращаясь к Н.М.Языкову. Значит, не случайно памятник А.С. Пушкину стоит именно во дворе дома поэта Н.М. Языкова.

К сожалению, переписка А.С. Пушкина с Н.М. Языковым сохранилась не полностью: доступными для изучения стали 6 писем А.С. Пушкина к Н.М. Языкову и 2 письма Н.М. Языкова к А.С. Пушкину. Поэтому в истории их отношений много белых пятен, которые нам ещё предстоит раскрыть.

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Картина художника Аркадия Егуткина «А.С. Пушкин и Н.М. Языков в Языкове», 1989 г.

Урок литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина».

Пушкинский зал в «Доме Языковых». Общий вид.



© 2010-2022