- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Таблица по теме Типы речи
Таблица по теме Типы речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Десятова М.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Таблица «Типы речи»
Как определить тип речи?
-
Прочитай текст
Повествование
Описание
Рассуждение
-
Подумай, на какой вопрос (или вопросы) отвечает весь текст?
что произошло?
что происходит?
и др.
какой? какая? какие?
какое?
почему произошло что-либо?
почему человек поступает именно так?
почему автор так считает?
что из всего этого следует? и др.
-
Определи, о чем говорится в тексте?
говорится о событиях, происшествии, следующих друг за другом действиях.
перечисляются и раскрываются какие - либо признаки предмета, лица, явлений действительности, присутствующие одновременно
излагается, разъясняется, подтверждается какая-либо мысль,
раскрываются причины и следствия поступков или явлений
-
Выясни, как текст построен?
завязка
развитие действия
кульминация
развязка
перечисление конкретных и общих признаков, впечатления о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод
Научное рассуждение:
Тезис (основная мысль)
Аргументы (доказательства)
Вывод
Художественное рассуждение может не иметь тезиса или вывода.
-
Посмотри, каких частей речи в тексте больше?
глаголов
имён прилагательных и существительных, реже глаголов несовершенного вида
присутствие вводных слов (во-первых, во-вторых.., итак, таким образом, следовательно, значит).
-
Сообрази, сколькими фотоснимками можно передать содержание текста?
много фотоснимков
один фотоснимок
нельзя сфотографировать
-
Определи, дана ли оценка происходящему со стороны автора текста? (оценка действительности)
Присутствие в текстах прилагательных, существительных или наречий на - о: хорошо, плохо, здорово, полезно, интересно и др.
Красота! Что за прелесть! Вот это да! Ну и хитрец!
Внимание!
В русском языке текстов чистого описания, чистого повествования или рассуждения мало, чаще всего встречаются тексты смешанного (комбинированного) типа, где ведущим является какой-то один тип, а другой или другие становятся его дополнением. Например: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и др.
Соединение типов речи должно быть оправдано замыслом автора или основной мыслью.
И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел! У неё были синие-синие глаза, а вокруг них длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него… ( По В. Драгунскому)