Урок литературы Карамзин Бедная Лиза

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по теме «Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Класс: 8

Дата _____________

Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма, дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно - коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания

Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4)

- Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.)
- Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая)
- Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков)
- Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк)
- Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу - московскому писателю и переводчику)
- Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось? (1789 г., полтора года)
- Какой журнал издавал Карамзин? («Московский журнал»)
- Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства Российского»)
- Какие ещё произведения написал Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)

III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала

Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм. (слайд 5) Сентиментализм - это художественное направление в искусстве и литературе конца XVIII - начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от англ.sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство - центральная эстетическая категория этого направления.
Поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного».

- Как вы понимаете слова «изящное», «основное и повседневное»?
Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи. Перед нами два портрета Екатерины II. (слайд 6) Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а портрет В.Боровиковского можно отнести к сентиментализму).

IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII в. заполним таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. (1 группа заполняет графу «Классицизм», 2 группа - «Сентиментализм», ответы высвечиваются на слайде 7 поэтапно)

Сравнительная таблица

Классицизм

Линия сравнения

Сентиментализм

Воспитание в духе верности государству, культ разума

Основные идеи

Стремление представить личность в движении души

Гражданская, общественная

Основная тематика

Любовная

Деление на положительных и отрицательных героев

Герои и характеры

Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики

Трагедия, ода, комедия, басня,

Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание

V. История создания повести «Бедная Лиза»

Сентиментализм - литературное направление, отмеченное повышенным интересом к чувствам человека, эмоциональному восприятию окружающего мира. (слайд 8)
Повесть «Бедная Лиза» была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г., принесла автору известность и популярность, переиздавалась шесть раз. Волна подражаний захлестнула русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв.: появляются произведения, повторяющие карамзинский сюжет («Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова).
Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др. греч. - родившееся после) (слайд 9) - нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности - подражание писателям.

VI. Анализ текста художественного произведения

- Почему нас привлекает сентиментальная повесть?

- Почему заставляет переживать за героев?

- Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопереживать, заставляет задуматься об ответственности человека за свои чувства.

1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. (слайд 10) «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около Симонова монастыря получил название Лизина пруда. (слайд 11) Симонов монастырь: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».(слайд 12) Москва-река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». (слайд 13) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь» (слайд 14) Воробьёвы горы: «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». (слайд 15) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

2) Анализ повести

Роль пейзажа в повести

История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев. Примеры эмоциональной наполненности пейзажа: осенний пейзаж вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, картина страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини.
Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. (слайд 16)

- Какое настроение создаёт у вас пейзаж?

- Какова его роль в повести? Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Пейзаж имеет духовно-эмоциональный характер.
- Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?

- Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.

Образ рассказчика-повествователя в повести

(слайд 17) Образ рассказчика-повествователя включён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь - единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик вовлечен в отношения героев. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.

Тема любви и социального неравенства

Повесть написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин Эраст и крестьянка Лиза не могут быть счастливы по социальным условиям жизни.
- Назовите известные произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

- Найдите соответствия между авторами и названиями произведений. (слайд 18)

Социальный статус героини

- Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово (слайд 19) указывает на социальное положение героини и на отношение к ней автора.

Сопоставление героев

- Только сословные барьеры разделяют героев?

- Найдите выражения, характеризующие героев. Заполните таблицу. (слайд 20)

Лиза

Эраст

«Почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, любезная, крестьянка.

«Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

Мотив белизны, чистоты и свежести

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. (слайд 21) Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Первая встреча героев (слайд 22)

- Как ведут себя Лиза и Эраст?

- Что настораживает в поведении Эраста? При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.

Мотив денег (слайд 23)

- Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыширубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты ипроиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги - символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.
Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты соглашаешься?» - настораживается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» - упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей - возьми их (он положил ей деньги в карман)».

Герои повести

Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев повести (слайд 24).

Главный герой повести

- Кто же главный герой повести? (слайд 25)

- Какую характеристику дают ему другие герои?

Характеристика Лизы

- Какую характеристику героине дает автор? (слайд 26) Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»

Характеристика Эраста

- А какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...»).

Любовь героев

- Любовь стала испытанием для героя? Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение». Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.

Сцена расставания героев (слайд 27) «Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза? Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? Для Лизы потеря Эраста - утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла! Она накладывает на себя руки!

Причины самоубийства Лизы

- Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?
- В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28)
- Осуждает ли автор своего героя?
- Изменилось ли ваше отношение к нему?
- Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?
- Произошло ли очищение души? (слайд 29)

Подведение итогов (слайд 30)

- Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
- Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
- Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
- Как проявляются в повести черты сентиментализма?
- Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
- В чем смысл заглавия?
- Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина?
- Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки?

VII. Заключительное слово учителя

Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм. Сентиментальная повесть вызывала неподдельный интерес к человеку. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.

VIII. Домашнее задание (слайд 31)

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?



© 2010-2022