Урок русского языка в 5-м классе по теме: Художественное описание натюрморта П. П. Кончаловского

Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в ‘'цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Художественное описание натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень»"

Данный урок проводится в 5 классе. Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.


  1. Рассказ о художнике. Цель его - дать общие сведения о художнике.

  2. Беседа по картине. Цель ее - помочь учащимся понять образный язык искусства и сформирован, умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.

  4. Составление плана. Цель - помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.

  5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Цели урока: Дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формирование умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

Объяснительный диктант.

Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная: чудесная, очаровательная.

  • Укажите слова с суффиксами оват-. -ист-, -еньк-.

  • Назовите прилагательные. обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.

  • Обозначьте безударную гласную в корне.

• Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которые нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Данный диктант нам в этом тоже поможет.

Сообщение о художнике.

Петр Петре в и ч Кончаловский (1876-1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою

жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

• Что такое натюрморт?


Словарно-орфографическая работа.

Натюрморт - от франц. "натюр" - природа + "морт" - мертвый. Буквально "мертвая природа".

Натюрморт - это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом

предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

(Знакомство с натюрмортами художника).

Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в ''цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще". Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: "Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы".

Беседа по картине.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского "Сирень", одновременно прослушивая прекрасную пьесу П.П. Чайковского "Фея сирени" из балета "Спящая красавица".

- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

- Какого цвета, каких оттенков сирень?

С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки}.

- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая) Запишите в тетрадь.

- Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)

- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.

- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в терадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка. )

- Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

Молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Спрингу - нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Спринги и дало название дереву - сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой?

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: "В этом букете все живет, цветет и радуется".

Составление плана сочинения

Примерный план может быть таким:

I. П.П. Кончаловский - мастер изображения цветов.

II. Чудесный букет сирени.

  1. Цвет

  2. Гроздья.

  3. Листья

4 Корзина

III. "В букете всё живет, цветет и радуется".

Выразительное чтение стихотворений о сирени.

1) Сирень В. Рождественского

2) Сирень М. Бекетова

- Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?

Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художествен ной выразительности.

- Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского.

Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.



© 2010-2022