Конспект урока по литературе на тему Честь. .. Совесть. .. Благородство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Честь… Совесть… Благородство…

(Подготовка к сочинению части С по тексту Д. Гранина)









Трофимова Н. И.

Учитель высшей квалификационной категории



Цели:

1. Обучение написанию сочинения-рассуждения на основе текста Д. Гранина.

2. Формирование навыков аргументации по поставленным проблемам.

3. Воспитание чувства долга, чести, собственного достоинства, благородства.

Ход урока.

На столах тексты, критерии.

На доске высказывания:

«Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.» (В. Белинский)

«Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.» (Б. Франклин)

Учитель:

- Честь. Долг. Совесть. Благородство. Верность данному слову.

- Что вы почувствовали, когда я произнесла эти слова?

(Порядочность, честность, принципиальность…)

- Да, все это правильно.

- А как вы понимаете слово «честь»?

А как в словарях:

ЧЕСТЬ - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). (Ожегов)

ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверение, утверждение. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы. (Даль)

Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение ( к самому себе или со стороны окружающих). И первый клад мой честь была, клад Этот пытка отняла. Пушкин. Иди в огонь за честь отчизны. Некрасов. Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот, во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Сталин. Долг чести. Личная честь. Чувство чести. Клянусь своей честью. Задеть кому-чему-н. ценность, достоинство, то, сем гордятся. Поредели, побелели кудри, честь моей главы. Пушкин. Этот студент - честь нашего института.

- А как трактует наша литература слово «честь»? Приведите примеры.

Я знаю в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь. (Лермонтов)

Погиб поэт, невольник чести. (Лермонтов)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы. (Пушкин)

Береги честь смолоду. (Пушкин)

О, где ты, честь,

Отдай ты это слово

Отдай ты мне его - и я у ваших ног! (Лермонтов «Маскарад». Настаивая на дуэли взывает к порядочности Арбенина оскорбленный князь Звездич.)

- Мы не случайно говорим о чести. Сегодня мы будем учиться писать сочинение, где упоминается это понятие.

Учитель читает текст.

- Перед вами критерии.

Итак,

К1 - формулировка проблемы. Помните, от того, насколько вы верно поймете проблему и сформулируете ее, будет зависеть все ваше сочинение.

Назовите проблемы (проблема сохранения в современном мире понятия чести, устарело ли оно; проблема верности слову)

К2 - комментарии к проблеме: то есть пояснение, толкование, но не пересказ.

В первую очередь актуальны ли проблемы? (учащиеся высказываются)

К3 - позиция автора, то есть его ответ на поставленный вопрос, его отношение к поставленной проблеме.

Ваша задача - адекватно воспринять позицию автора.

- Прежде чем говорить, слово об авторе. (учащийся говорит)

- Сформулирована ли позиция в тексте? (зачитать)

(Да, чувство долга не может устареть, это нравственный стержень для человека, для современного человека быть честным с самими собой.)

- Какие чувства испытывает автор? (гордости…)

Спор о том, что честь устарела.

- Устарело ли понятие чести (кто-то говорит да… Доказывает)

К4 - аргументация собственного мнения (доказательство, подтверждение. Вы должны помнить, что аргумент должен доказывать тезис, быть связан с проблемой, должен подтвердить важность жизненных постулатов.)

- Это было вашим домашним заданием, кроме того, должны выразить согласие или несогласие, на чем основывается ваша аргументация. (На литературном материале или жизненном опыте).

Учащиеся приводят аргументы (Пушкин «Капитанская дочка», Толстой «Война и мир», Онегин и Ленский).

Мой аргумент.

В письмах к жене 18 мая 1836 Пушкин удивлялся: откуда взялись эти «благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь? «Честь моя требует крови.» Дуэль! Неужели такой дорогой ценой можно заплатить за понятие «честь»!»

Какая непоправимая и бессмысленная гибель!

- Ребята, как вы считаете, гибель поэта в самом деле бессмысленна? (Варианты ответов).

Вывод. Да, непоправимая гибель, но не бессмысленная. Да, невольник чести, как назвал его Лермонтов, но ведь чести!

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям.

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

Все остальное им не нужно, все остальное неважно».

- А в наши дни?

Вывод. Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать. Чтобы вернуться к пониманию этой истины.

Жизненный опыт.

- Хорошо. Молодцы. У каждого своя точка зрения и мы не вправе критиковать ее. У Э. Асадова есть стихотворение «Любовь, Измена и Колдун». (Отрывок).

Любовь говорила: «На свете нужны верность, порядочность и чистота, люди честными, добрыми должны быть.

- В том и красота.

Измена кричала:

- Пустые мечты! Да кто тебе скажет за это спасибо?

Тут, право, от смеха порвут животы

Даже безмозглые рыбы:

Жить надо умело и с умом:

Где быть беззащитной,

Где лезть напролом.

- Соотносится ли отрывок с тем, о чем мы говорим? Может быть, оно действительно устарело.

- Как вы думаете, много ли сегодня в нашем обществе людей, которые дорожат честью, всегда стремятся к справедливости и правде?

- Не потому ли сегодня так много несправедливости, что мало людей, живущих по понятиям чести, верности своему слову (должны быть разные высказывания).

- Да, я уважаю мнение каждого из вас, пусть оно и не совпадает с мнением большинства, но каждый вправе выражать свое мнение. И все-таки большинство склонно к тому, что понятие чести и верности слову не устареют никогда.

Слово Резиде. Провела исследовательскую работу в разных группах людей, что получилось.

О ней сказать: у всех разное мнение по этому поводу.

В заключение я просила написать сочинение, учитывая все критерии. После прочтения дайте рецензию, что удалось, что нет. Удачны ли аргументы.

Домашнее задание.

Написать всем.

Я буду не учителем, а экспертом, буду проверять согласно критериям.

Обратимся к высказываниям, как поняли.

Мерилом моей жизни навсегда

Останется все то, что во мне есть.

Я с этим не расстанусь никогда -

Любовь к России и, конечно, честь.

И это не красивые слова!

Врать не приучен с детства своего.

Пусть сединой сверкает голова

Для Родины не жаль мне ничего.

Коль совесть добрую имеешь,

Покой и мир в душе хранишь,

Знай, зерна доброты ты сеешь,

И честь свою не осквернишь. (Генрих Акулов).


© 2010-2022