Конспект урока Мрак души и ума современного общества (Е. Куренной. Монологи). 11 класс

Изучение творчества Е.Куренного позволяет обучающимся расширить круг знакомства с литературой Забайкалья, задуматься над серьезными вопросами, поставленными автором перед читателем.На уроке рассматривается проблема деформации души и умственного состояния общества, определяется авторская позиция. Перед обучающимися ставится задача: найти пути выхода из состояния бездуховности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Москвина Ольга Викторовна ,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10

Открытый урок в 11 классе.

Тема: «Мрак души и ума» современного общества ( По произведениям Е.Куренного «Монологи»).

Цель: формирование умения определить проблему деформации душевного и умственного состояния общества на материале монологов Е.Куренного.

Учебные задачи:

1.развитие навыка рефлексивного чтения;

2.формирование умения определять авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;

3. воспитание любви к отеческому дому.

Планируемый результат:

1.коммуникативные УДД: умение делать вывод по заданной проблеме с уче-том всех мнений;

2.познавательные УУД: исследование авторского текста, структурирование полученной информации;

3.личностные УУД: формирование нравственного самосознания, нравственной чистоты;

4.регулятивные УДД: умение определять в перспективе жизненную цель .

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Формулирование темы урока.

3.Работа с текстом по теме.

4.Подведение итогов, домашнее задание.

Эпиграф:

Мой великий народ,

Год от года скудеющий духом,

Что случилось с тобой,

Бог тебя сохрани и спаси?!

Е.Стефанович

(1-слайд. Е.Куренной. Монологи.)

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Евгения Куренного. Для работы возьмем три монолога: «Живу на свалке..», «Карту мне, карту..», «Кто последний?».(Монологи предварительно были прочитаны дома). По-пробуйте сформулировать проблему, которая будет положена в основу темы нашего урока. /Учащиеся обсуждают в течение 2-3 минут, предлагая разные варианты. В ходе обсуждения формулируется проблема: что деформирует душу и ум нашего общества?

(2-слайд.Запись темы урока.)

-Обсуждение монологов мне хотелось бы начать с таких слов:

( 3-слайд.Русская изба. Цитата.)

Верю: со мной ничего не случится,

Бога молю я: «Помилуй, Господь,

Душу заблудшую, грешную плоть,

Не посылай ни дождя и ни грома,

Дай поскорее добраться до дома…..

- Почему первый монолог «Живу на свалке…» начинается с темы Дома, вернее, с его отсутствия? Прочитайте первый абзац.

(4-й слайд. Многоэтажный дом).

-Что такое Дом для человека? Это смысл, заботы, дети, воспитание, тради-ции, поколения. Автор говорит, что Дом формирует нравственные законы: уважение, любовь, труд.

-Как определяет автор такой Дом? «…тобою возведенный, отеческий…В доме живут…».

-Почему же автор, имея крышу над головой, называет себя бездомным? Потому что живет в квартире, которую называет временным пристанищем.

-Почему квартиру нельзя назвать Домом? В ней не живут, а обитают, в ней нет того смысла, который есть в Доме. И самое страшное в том, что мы «пообвыкли», « смирились». Как смирились со свалкой, которую видим из своего окна.

(5 и 6-й слайды. Свалка)

-Какой смысл вкладывает автор в это слово?

Свалка - гора мусора; свалка- мусор в мыслях (о чем думаем); свалка- в поступках (что делаем, как поступаем); свалка - в душе; свалка- в стране.

-Если страна- свалка, каким становится человек? Бедным духовно.

/Слово «бездуховность» помещается в центр кластера./

-Откроем второй монолог «Карту мне, карту.» С каких слов он начина-ется? Все дозволено. Что дозволено? Никто никого и ничего не боится, «язы-ки развязались, глаза бы не видели и не слышали..».

-Как говорит о себе герой второго монолога? «Я- игрок,.. уважаю дурака». Далее учащиеся, опираясь на исходный текст, доказывают, что такой чело-век не живет, а играет ( для потехи; сдуру, а не по призванию поступил в инс-тут; играет со смыслом).

(7-й слайд. Игроки.)

-У героя есть семья, но чего нет в этой семье? В ней нет смысла! Поэтому он живет не для семьи, а для себя. Поэтому он придумывает праздники и дни рождении, чтобы уйти играть. Поэтому он прячет колоду карт, как семейную реликвию.

-О чем говорит такое поведение героя? Продолжается спад духовности.

-Как говорит об этом автор? «Раскомпостировались мозги…».

-Что потеряно? Совесть, мораль, которые всегда были мерилом души.

-Наверное, неслучайно автор назвал следующий монолог «Кто последний?»

-Что рисует в этом монологе автор? Очередь.

(8-й слайд. Очередь в магазин.)

-Почему автор называет очередь «украденными днями»? Учащиеся зачитывают из текста, что мог бы сделать герой, если бы не стоял в очереди.

Он мог бы « читать, рисовать, лепить, играть на баяне, гулять лесу, у реки, слушать птиц, но эти дни потеряны безвозвратно…».

- В кого превратила очередь человека? Что сделала с его душой? Остуди-ла её, деформировала.

- Куда приведет эта очередь? Кто будет в ней последним? Что произой-дет с человеком, если у него остыла, исказилась душа?

Далее учащиеся заполняют кластер и приходят к заключению: бездуховность приводит к ненависти, жестокости, бессердечию, алчности, злу и т.д.

-Какой главный вопрос задает автор? « Так куда же ты катишься Русь? Кто даст ответ?»

(9-й слайд. Русская тройка.)

Зачитывается цитата из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».

-Есть ли выход? Есть. Надо навести порядок в своем доме, в своей душе.

Может быть, этому стоит поучиться у Маленького Принца?

(10-й слайд.) Домашнее задание: написать сочинение «Моя дорога. Монолог выпускника».

Один из монологов. Автор: Исаева Алия.

Я иду по дороге из желтого кирпича.

Для себя не нашла я родного плеча.

И в дороге бывает совсем нелегко.

И не знаю, как долго до цели, как далеко?

Мне придется идти по дороге всю жизнь.

И кого-то терять, кем-то не дорожить.

На распутье дорог как свою отыскать?

Как и что мне теперь самой выбирать?

Может, ту, что с рожденья по жизни вела?

Или ту, что всю тьму на себя собрала?

Может, ту на которой много людей?

Или где ты один до скончания дней?

Каждый раз я, как раньше, опять и опять

На тот желтый кирпич буду вновь наступать.

Мне дорога из желтого кирпича,

На которой не видно родного плеча,

Так же люба, родна и близка для души.

Я иду, а лес вокруг шепчет: «Дыши

Этим воздухом, запахом свежей травы».

И кругом то поля, то река, а то рвы.

А за летом на склоне теплых деньков

Под сенью огромных могучих лесов,

Где-то там, может быть, у родного плеча

Окончанье дороги из желтого кирпича…

А пока я иду, рвусь вперед, в высоту……



© 2010-2022