- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на тему Использование Интерактивного метода на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему Использование Интерактивного метода на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ембергенова Ж.Ж. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема доклада: Использование интерактивного метода на уроках русского языка.
Задачи:
-
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
-
способствование раскрытию способностей учащихся, их развитию и самосовершенствованию;
-
повышение познавательной мотивации;
-
обучение навыкам успешного общения (умения слушать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
-
воспитание лидерских качеств, умение работать с командой и в команде;
-
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижениям.
Цели:
-
приучение к инновационным методам обучения;
-
развитие самостоятельности и активности;
-
воспитание аналитического и критического мышления;
-
работа на опережение;
-
открытость к будущему;
-
направленность на личность, ее развитие;
-
объязательное присутствие элементов творчества;
-
партнерский тип отношении: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, взаимодействие и другие.
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий. Я считаю, что интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. В наше время появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. И подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Значит, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.
Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны. Они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Результат интерактивного метода обучения мы можем увидеть в прочном усвоении материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, переживая каждый шаг обучения.
Именно интерактивные методы обучения позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У учеников повышается самооценка и уверенность в себе. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы и работать в команде.
Я начала внедрять преподавание элементы интерактивной методики: работу в парах, в малых группах, так как в школе где я работаю мало учащихся.
Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Я поняла в процессе обучения, что без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего путного не получится.
Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам своих учеников.
Если я раньше пыталась переубедить учеников, с которыми в чем - то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого ученика должно быть свое мнение по определенному вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что ученик научился выносить свои мысли.
Итак, что такое «методика интерактивного обучения?» От англ. «interact» - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Для чего используется интерактивная методика?
Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так ученики учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:
-
Учащиеся не только получают информацию, они также должны дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным.
-
Учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, так как они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться.
-
Учащиеся во время решения проблемы используют свои и чужой опыт.
-
Учитель тоже может учиться, узнавая что - то новое от учеников.
Во многих классах бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Можно поначалу избегать взаимодействие с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу «что вы думаете?» вместо традиционного «знаете ли вы?». Вместо этого можно сделать основной упор на взаимодействие учащихся между собой.
Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:
-
Всегда благодарите их за высказанные мнения.
-
Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли вы с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.
-
Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предлагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:
-
Сходство/различия
-
Поиск соответствий
-
Рейтинг
-
Классификация
-
Обобщение
-
Верно/неверно
-
Преимущества и недостатки
-
Игры
-
Мозговой штурм
-
Дебаты
В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии:
-
Интерактивную работу начинаю с работы в парах. Пара - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный материал.
-
Какие задания я использую на уроках русского языка.
Устная работа
-
Игру «Интервью - знакомство» провожу на одном из первых занятии в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умении учеников.
-
Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
-
Блиц - опрос. Этот метод провожу в 7 классе, при заключении урока. Задаю вопросы по пройденной теме. Учащиеся отвечают на вопросы в устном виде.
Письменные работы
-
После изучения какой - либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «Карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
-
В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов в 3-4 классах. Я диктую слова или цифры на казахском языке учащиеся пишут на русском языке. Необходимо заметить что ребятам очень нравится работать в парах. Они с огромным удовольствием проверяют диктанты друг у друга. Обозначив критерии оценки, они после проверки оценивают друг друга.
-
Игру «Определи пару» предлагаю детям при изучении лексики и фразеологии. На доске вешаю плакаты с фразеологическими оборотами, затем читаю написанные на стикерах другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные. Например:
Тертый калачь - отдать богу душу -
Ни рыба ни мясо - кот наплакал -
Дать нагоняй - с пустыми руками -
Фразеологизмы, написанные на стикерах: несолоно хлебавши, приказать долго жить, приказать долго жить, с гульки нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.
В целях активизации мышления учащихся я могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на плакате ( в этом случае - во все лопатки). В таком случае пары не будет.
Полученные пары фразеологизмов:
Тертый калачь - стреляный воробей.
Ни рыба ни мясо - ни богу свечка ни черту кочерга.
Дать нагоняй - намылить шею.
Отдать богу душу - приказать долго жить.
Кот наплакал - с гулькин нос.
С пустыми руками - несолоно хлебавши.
В другой раз перед учащимися ставлю цель записать пары антонимов. Я считаю, что такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова и фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.
С 5 класса я провожу работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5-7 классах можно проводить игры - соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.
-
«Кто больше?» Например, кто больше подберет однокоренные слова. Эту технику я провожу в 5 классе.
-
Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
-
Аукцион вопросов по теме (каждый ряд - команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры - соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок - эмоционально, поддерживает высокий уровень к предмету.
Систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов дает возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений своей педагогической деятельности в данном направлении считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их появление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся. прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает лучше освоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.