Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику Л. М. Рыбченковой (204 часа)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе основного общего образования по русскому языку для 6 класса и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 6 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. – М: «Просвещение»,  2014.Рабочая программа составлена на основе:ü   Закона «Об образовании» Российской Федерации.ü   Федерального компонента государственного стандарта общего образования // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.ü   Прог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе основного общего образования по русскому языку для 6 класса и ориентирована на использование учебника «Русский язык. 6 класс», авторы: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. - М: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона «Об образовании» Российской Федерации.

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.

  • Программы по русскому языку для 6 класса общеобразовательных учреждений/авт. программы Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова,- М: «Просвещение», 2011.

  • Учебного плана ГБОУ Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей» на 2015-2016 учебный год.

  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций Республики Крым «О преподавании русского языка и литературы».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Программа по русскому языку для 6 класса основной образовательной школы реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  1. пояснительную записку;

  2. общая характеристика предмета;

  3. место учебного предмета;

  4. результаты освоения учебного предмета

  5. содержание учебного предмета;

  6. требования к уровню подготовки учащихся 6 классов;

  7. материально-техническая база;

  8. примерное тематическое планирование

  9. календарно-тематического планирования;

  10. виды работ.


  1. Общая характеристика курса

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.

Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

  • личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

  • регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

  • познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

  • коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.


  1. Место учебного предмета «Русский язык»


Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 204 часа..


  1. Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»


Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

  • понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

  • понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

  • овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

  • знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

  • представление о русском языке как языке русского народа;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

  • овладение всеми видами речевой деятельности.


  1. Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции


Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться.

Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

  2. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

  3. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  4. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

  5. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

  6. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

  2. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

  3. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

  4. Возможность исторических изменений в структуре слова.

  5. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

  6. Словообразование как раздел лингвистики.

  7. Морфемный словарь

  8. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

  9. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

  10. Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

  2. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

  3. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

  4. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

  5. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

  6. Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  7. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

  8. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  9. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

  2. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

  3. Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

  4. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  5. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

  6. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

  2. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

  3. Слитные, раздельные и дефисные написания.

  4. Употребление прописной и строчной буквы.

  5. Перенос слов.

  6. Орфографические словари и справочники.

  7. Пунктуация как система правил правописания.

  8. Знаки препинания и их функции.

  9. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  10. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

  11. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции


Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, фонетический, фонетико-морфемный, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений, аудирование, планирование текста;

итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов

Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.


  1. Материально-техническая база

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе:

  1. Примерная программа по русскому языку для основной школы.

  2. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2014

  3. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

  4. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2012

  5. Попова Г.Б. Русский язык. 5-11классы. Диктанты - Волгоград: Учитель, 2015. - 2-е изд.

  6. Влодавская Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014

  7. Сулицкая Н.М. Творческая работа на уроках русского языка 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2015. - 2-е изд.

  8. Никитина Е.И. Русская речь.- М.: Издательство «Просвещение», 1996

  9. Лидман-Орлова Г.К. Русский язык. Практика.- М.: Издательство «Просвещение», 1993

  10. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М.: Издательство «Логос», 2001

  11. Шнейберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык. - М.: Книжный дом «Университет», 2000

  12. Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке.- М.: Издательство «Просвещение», 1990

  13. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: Учпедгиз, 1963

  14. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок!- Симферополь: «Таврида», 2008

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Электронное приложение к учебнику.

  2. Программа «Домашний репетитор»

  3. Репетитор «Русский язык» (система тестов)

  4. Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учащихся:

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2014.

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - testent.ru/index/0-538 , gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map




  1. Примерное тематическое планирование


Раздел

Количество часов + р.р

ИТОГО

1

Введение

2+4 р.р.

6

2

Морфемика, словообразование, орфография

18+5 р.р

23

3

Лексикология, орфография. Культура речи

28+6 р.р

34

4

Морфология. Имя существительное

19+1 р.р

20

5

Морфология. Имя прилагательное

26+5 р.р

31

6

Морфология. Имя числительное

17+2 р.р

19

7

Морфология. Местоимение

20+6 р.р

26

8

Морфология. Глагол

23+6 р.р

29

9

Синтаксис, пунктуация, культура речи

13+3 р.р

16

ИТОГО

Общее количество тематических уроков

Развитие речи

Резерв



161

38

5


ИТОГО



204





  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

ч.

Тип урока

Содержание образования

Основные виды деятельности

План

Факт

Введение (6 часов): 2 часа + 4 часа развития речи

1

Русский язык - язык РФ и язык межнационального общения

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Роль языка в жизни общества и государства, современном мире. Развитие представления о литературном языке, нормах, культуре речи.

Устные высказывания, чтение, проблемный диалог, кодирование и декодирование информации.

2

Понятие о функциональных разновидностях языка

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Первоначальные представления о функциональных разновидностях языка их внеязыковых и языковых особенностях

Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств.

3-4

Р.р 1-2

Текст и его признаки

2

Уроки развития речи

Основные признаки текста. Тема. Основная мысль, ключевые слова и микротема. Последовательность предложений в тексте.

Изучающее чтение. Анализ и характеристика текстов с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности и проч.

5-6

Р.р 3-4

Орфоэпические нормы

2

Уроки развития речи

Допустимые и недопустимые варианты литературного произношения и ударения. История формирования орфоэпических норм современного русского литературного языка. Орфоэпический словарь.

Речевая практика и наблюдение за собственной речью, её коррекция. Анализ и оценка речи окружающих с точки зрения орфоэпии. Использование орфоэпического словаря.

Морфемика, словообразование, орфография (23 часа): 18 часов + 5 часов развития речи

7-8

Состав слова

2

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Основные понятия морфемики и словообразования. Роль морфем в процессах формообразования и словообразования.

Анализ языкового материала. Характеристика морфемного состава слова, уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав.

9

Р.р 5

Обучающее сочинение

1

Урок развития речи

Создание плана сочинения, создание текста по заданным параметрам

10-11-12

Основные способы образования слов в русском языке

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Основные способы словообразования. Морфемная структура слова, словообразовательная модель, словообразовательные пара, цепочка, гнездо. Сложные слова, аббревиатура, переход одной части речи в другую, сращение.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Сопоставление морфемной структуры слова и способа его образования, лексического значения слова и словообразовательную модель. Кодирование и декодирование материала.

13-14

Сложные и сложносокращённые слова

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие сложного и сложносокращённого слова. Способы образования данных групп слов. Соединительная гласная в сложных словах.

Анализ языкового материала. Образование сложных слов из данных словосочетаний. Распределение слов на группы в зависимости от способа их образования.

15-16

Р.р 6-7

Понятие об этимологии

2

Уроки развития речи

Происхождение слов, исторические изменения в структуре слова. Варианты морфем. Этимологический словарь.

Анализ языкового материала. Работа с этимологическим словарём. Соотнесение слов с заданными морфемными моделями. Морфемный и словообразовательный разбор слов.

17-18

Морфемный и словообразовательный разбор слова

2

Урок комплексного применения полученных знаний

Словари (морфемный и словообразовательный). Грамматический и лексический анализ слова.

Анализ языкового материала. Использование морфемного и словообразовательного словарей при разборе слов.

19-20

Р.р 8-9

Сочинение на лингвистическую тему

2

Уроки развития речи

Анализ текста научного стиля речи. Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем

21-22-23

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-)

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание букв О//А в корнях с чередованием.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. Решение лингвистических задач.

24-25

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание букв О//А в корнях с чередованием.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. Решение лингвистических задач.

26

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

27-28

Контрольная работа №1 по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

29

Резервный урок

1


Лексикология, орфография. Культура речи (34 часа): 28 часов + 6 часов развития речи

30-31

Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе

2

Уроки повторения и закрепления знаний

Функциональные разновидности языка. Толковые словари.

Анализ и характеристика языкового материала. Классификация слов по стилистической окраске и принадлежности разговорной, нейтральной и книжной лексике. Наблюдение за лексическими особенностями текстов

32-33

Р.р 10-11

Сочинение-рассказ о народном промысле

2

Уроки развития речи

Формирование активного словарного запаса

34-35

Понятие об общеязыковых и художественных метафорах

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Прямое и переносное значение слова. Отличие общеязыковых метафор от художественных. Понятие об индивидуально-авторских метафорах, олицетворениях, эпитетах.

Анализ языкового материала. Наблюдение за использованием лексических выразительных средств в текстах. Определение цели использования тропов.

36-37

Лексические выразительные средства

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Прямое и переносное значение слова. Метафора, олицетворение, эпитет. Народно-поэтические эпитеты (постоянные эпитеты).

Анализ языкового материала. Наблюдение за использованием лексических выразительных средств в текстах. Определение цели использования тропов.

38

Р.р 12

Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания

1

Урок развития речи

Словарная работа. Анализ языкового материала.

39-40-41

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание букв О//А в корнях с чередованием.

Анализ и классификация языкового материала. Изучающее чтение. Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. Решение лингвистических задач.

42

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Классификация лексики с точки зрения происхождения

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Сопоставление слов родственных языков.

43-44

Заимствованные слова

Словарный диктант №1

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Классификация лексики с точки зрения происхождения. Тематические группы заимствованных слов. Фонетические и грамматические признаки заимствованных слов. Словари иностранных слов.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Подбор синонимов и синонимичных выражений к заимствованиям. Работа со словарями.

45

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие «полногласия// неполногласия»

Анализ языкового материала. Подбор однокоренных слов.

46

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Классификация лексики с точки зрения употребления.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.

47

Архаизмы, историзмы, неологизмы

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Причины появления историзмов, архаизмов, неологизмов.

Анализ языкового материала. Определение значений слов, составление словарных статей. Наблюдения за словами данной категории в художественных текстах.

48

Общеупотребитель-ные слова. Диалектизмы

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Слова общеупотребительные и ограниченного употребления

Анализ языкового материала. Замена диалектизмов синонимами. Наблюдение за словами в художественных текстах.

49-50

Профессионализмы. Жаргонизмы

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Профессионализмы. Общенаучные и специальные термины. Жаргон. Арго.

Анализ языкового материала. Наблюдение за использованием терминологии в текстах. Замена жаргонизмов синонимами. Использование толковых словарей.

51-52-53

Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

3

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Сферы и ситуации использования нейтральной и стилистически окрашенной лексики.

Анализ, характеристика, группировка языкового материала по его стилистической окраске. Наблюдение за данным языковым явлением в разговорной речи и текстах разных стилей.

54

Р.р 13

Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи

Анализ языкового материала. Лингвистический эксперимент.

55-56

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Роль фразеологизмов в речи. Свободные сочетания слов. Происхождение фразеологизмов, их источники.

Анализ языкового материала. Различение фразеологизмов и свободных сочетаний слов. Восстановление фразеологизма по фрагменту.

57

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Исконно русские и заимствованные фразеологизмы. Нейтральные, книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы.

Анализ языкового материала. Подбор синонимичных фразеологизмов. Кодирование и декодирование информации. Решение лингвистических задач.

58-59

Р.р 14-15

Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

2

Уроки развития речи

Приёмы компрессии (сжатия) текста.

Анализ языкового материала. Аудирование. Работа по применению приёмов компрессии (сжатия) текста.

60

Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

61-62

Контрольная работа №2 теме «Лексика, орфография. Культура речи».

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

63

Резервный урок

1


Морфология. Имя существительное (20 часов): 19 часов + 1 час развития речи

64

Части речи в русском языке

1

Урок комплексного применения знаний

Система частей речи в русском языке, понятие о лексико-грамматических разрядах слов. Омонимия частей речи.

Анализ языкового материала. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работа с текстами. Кодирование и декодирование информации. Работа в парах.

65-66

Имя существительное как часть речи

Словарный диктант №2

2

Урок комплексного применения знаний

Повторение пройденного в 5-м классе. Морфологические признаки имени существительного. Одушевлённость//неодушевлённость. Варианты падежных окончаний.

Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение. Группировка существительных по заданным признакам.

67-68

Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Употребление и согласование несклоняемых и разносклоняемых существительных в речи.

Анализ языкового материала. Определение рода несклоняемых существительных. Работа со словарём. Наблюдение за употреблением существительных в текстах разных стилей.

69

Имена существительные общего рода

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Согласование существительных общего рода. Морфологический разбор имён существительных.

Анализ и классификация языкового материала. Осваивают содержание изучаемых орфографических правил и составляют алгоритмы действий. Кодирование и декодирование информации.

70

Морфологический разбор имени существительного

1

Уроки обобщения и систематизации знаний

Морфологический разбор имени существительного

Выполнение морфологического разбора имён существительных. Осуществление поиска в соответствии с учебной задачей.

71

Р.р 16

Стиль текста

1

Урок развития речи

Функциональные разновидности языка

Анализ и сопоставление текстов различных стилей речи.

72-73-74-75

Словообразование имён существительных

4

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Способы образования имён существительных. Субстантивация. Согласование существительных. Словообразовательный разбор.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Выполнение словообразовательного разбора. Создание монологического высказывания.

76-77

Сложносокращённые имена существительные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Согласование сложносокращённых существительных с глаголами.

Анализ языкового материала. Выполнение словообразовательного разбора. Создание монологического высказывания.

78-79

Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Орфографическое правило и алгоритмы его использования.

Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Составление алгоритма выполнения правила.

80

Повторение темы «Имя существительное»

1

Уроки повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

81-82

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

83

Резервный урок

1


Морфология. Имя прилагательное (31 часов): 26 часов + 5 часов развития речи

84-85

Имя прилагательное как часть речи

2

Уроки комплексного применения знаний

Повторение пройденного в 5-м классе. Морфологические признаки имени прилагательного. История изучения имени прилагательного как части речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала. Орфографический тренинг. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Сопоставление грамматических признаков существительного и прилагательного.

86-87

Р.р 17-18

Особенности строения текста-описания. Сочинение-описание

2

Уроки развития речи

Особенности текста-описания, структура его построения.

Создание плана текста-описания. Работа с языковым материалом (синонимами, антонимами).

88-89

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование степеней сравнения имён прилагательных. Грамматические признаки сравнительной степени.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Создание алгоритма выполнения действий по созданию или поиску степени сравнения прилагательного.

90-91

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование степеней сравнения имён прилагательных. Грамматические признаки превосходной степени.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Создание алгоритма выполнения действий по созданию или поиску превосходной степени сравнения прилагательного.

92

Р.р 19

Сжатое изложение

1

Урок развития речи

Приёмы компрессии (сжатия) текста. Средства связи предложений в тексте.

Пересказ и написание сжатого изложения.

93-94

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие «разряд прилагательного». Классификация разрядов по признакам. Качественные прилагательные.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Создание текста по сюжетной картинке.

95-96

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Классификация разрядов по признакам. Относительные прилагательные. Синтаксическая синонимия. Научное и художественное описание.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Классификация разрядов по признакам.

97-98

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Классификация разрядов по признакам. Притяжательные прилагательные. Морфемный разбор прилагательных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Проверочная работа.

99-100

Морфологический разбор имени прилагательного

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Порядок морфологического разбора имени прилагательного. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор имён прилагательных. Работа в группах и представление результатов работы группы.

101-102

Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Основные способы образования прилагательных. Морфемный и словообразовательный разбор. Типичные морфемные модели.

Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Кодирование и декодирование материала.

103-104-105

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Морфемные модели имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Орфографический тренинг. Морфемно-словообразовательный анализ имён прилагательных. Составление алгоритма правила написания.

106

Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Морфемные модели имён прилагательных. Правописание К и СК в суффиксах имен прилагательных.

Орфографический тренинг. Цифровой диктант. Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.

107-108

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Правописание сложных имён прилагательных. Переход слова из одной части речи в другую (субстантивация)

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

109-110

Р.р 20-21

Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира.

2

Уроки развития речи

Особенности описания как типа речи.

Создание текстов-описаний по фотографиям, картинам, личным впечатлениям.

111

Повторение темы «Имя прилагательное»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

112-113

Контрольный диктант №2 с грамматическими заданиями.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

114

Резервный урок

1


Морфология. Имя числительное (19 часов): 17 часов + 2 часа развития речи

115-116

Имя числительное как части речи

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Морфологические признаки, значение и особенности имени числительного. Синтаксическая роль имён числительных.

Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Работа в парах. Создание текстов с именами числительными.

117-118

Простые, сложные и составные числительные

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Виды числительных по структуре. Образование, правописание и употребление сложных и составных числительных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Создание текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

119

Количественные и порядковые числительные

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Образование и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Оформление числительных в письменной речи.

120

Р.р 22

Сочинение. Роль числительных в тексте

1

Урок развития речи

Особенности использования имён числительных в текстах научного и разговорного стилей

Рассказ о знаменательном событии (дате). Создание текста с применением числительных.

121-122-123

Склонение числительных

Словарный диктант №3

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Особенности изменений числительных по падежам и временам.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

124-125

Разряды количественных числительных

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Целые, дробные, собирательные числительные, их грамматические признаки, склонение. Особенности сочетаемости собирательных числительных.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. Работа в парах

126

Р.р 23

Сочинение на лингвистическую тему

1

Урок развития речи

Особенности использования имён числительных в текстах научного и разговорного стилей

Создание сочинения с использованием числительных

127

Синтаксическая роль числительных в предложении

1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Функции числительных в тексте.

Орфографический тренинг. Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.

128

Лексические способы сокращения текста

1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Сокращение, изменение, замещение текста

Информационная переработка текста.

129

Морфологический разбор числительного

1

Урок комплексного применения знаний

Порядок морфологического разбора имени числительного. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор имён числительных. Работа в группах и представление результатов работы группы.

130

Повторение темы «Имя числительное»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

131-132

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

133

Резервный урок

1


Морфология. Местоимение (26 часов): 20 час + 6 часов развития речи

134-135

Местоимение как часть речи

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Функции местоимений в речи. Морфологические признаки местоимений.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Сопоставление местоимений с другими частями речи. Диалог.

136-137

Личные местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Признаки и склонение личных местоимений. Роль местоимений как средств лексической связи предложений.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала.

138

Р.р 24

Приёмы сжатия текста

1

Урок развития речи

Сокращение исходного текста. Устный и письменный пересказ прочитанного текста.

139

Возвратное местоимение

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и использование в речи возвратного местоимения «себя».

Орфографический практикум. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Сжатие текста.

140-141

Притяжательные местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление притяжательных местоимений в речи.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

142-143

Р.р 25-26

Изложение

2

Уроки развития речи

Планирование. Работа над методами написания изложения.. Написание изложения.

144

Указательные местоимения

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление указательных местоимений в речи.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

145-146

Определительные местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление определительных местоимений в речи.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

147

Р.р 27

Текст. Логика текста

1

Урок развития речи

Принципы построения текста.

Анализ языкового материала.

148-149

Вопросительно-относительные местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление вопросительно-относительных местоимений в речи.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

150-151

Неопределённые местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление неопределённых местоимений в речи. Правописание НЕ в местоимениях.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

152-153

Отрицательные местоимения

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Склонение и употребление отрицательных местоимений в речи. Написание приставок НЕ//НИ.

Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений.

154

Морфологический разбор местоимения

1

Урок комплексного применения знаний

Порядок морфологического разбора местоимения. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Орфографический тренинг. Разбор имён числительных. Кодирование и декодирование информации.

155-156

Р.р 28-29

Сочинение-описание картины

2

Уроки развития речи

Особенности текста описания картины, иллюстрации.

Анализ языкового и иллюстративного материала. Планирование. Сбор информации к сочинению-описанию.

157

Повторение темы «Местоимение»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

158-159

Контрольная работа №3.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Морфология. Глагол (29 часа): 23 часов + 6 часов развития речи

160-161

Глагол

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Значение глагола как части речи, морфологические свойства (признаки), синтаксические функции.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Систематизация знаний о способах словообразования глаголов. Планирование. Устный рассказ.

162-163

Совершенный и несовершенный виды глагола

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Видовые пары. Образование видов глагола. Видовременная соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Кодирование и декодирование материала.

164

Разноспрягаемые глаголы

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Особенности разноспрягаемых глаголов.

Орфографический тренинг. Определение грамматической основы. Анализ языкового материала.

165-166

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Грамматические категории переходности и возвратности глаголов.

Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам. Образование возвратных глаголов.

167-168

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Грамматическая категория наклонения глаголов.

Орфографический тренинг. Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам.

169

Условное наклонение

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Грамматическая категория наклонения глаголов. Раздельное написание частицы БЫ (Б) с глаголами.

Проверочная работа. Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам.

170-171

Р.р 30-31

Сочинение-рассуждение

2

Уроки развития речи

Особенности сочинения-рассуждения.

Словарная работа. Планирование. Подбор материала для сочинения. Написание сочинения-рассуждения.

172-173-174

Повелительное наклонение

Словарный диктант №4

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Грамматическая категория наклонения глаголов. Степень категоричности при выражении волеизъявления.

Анализ языкового материала. Образование различных форм повелительного наклонения.

175-176

Р.р 32-33

Создание текста-инструкции

2

Уроки развития речи

Особенности сочинения-инструкции.

Выбор темы, подбор материала для сочинения. Написание инструкции.

177

Употребление наклонений

1

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Употребление наклонений глагола в переносном значении

Орфографический тренинг. Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Моделирование предложений.

178-179-180

Безличные глаголы

3

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Понятие о безличных глаголах. Особенности предложений с безличными глаголами.

Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации.

181

Морфологический разбор глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Порядок морфологического разбора глагола. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор глаголов. Кодирование и декодирование информации.

182-183

Правописание гласных в суффиксах глагола

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

-ЫВА-//-ИВА-, -ОВА-//-ЕВА- в глаголах. Правописание гласной перед суффиксом -Л- (прошедшего времени).

Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Классификация глаголов по заданному признаку.

184-185

Р.р 34-35

Изложение с продолжением (рассказ о событии)

2

Уроки развития речи

Редактирование текста.

Аудирование. Самостоятельная работа по созданию текста изложения.

186

Повторение темы «Глагол»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

187-188

Контрольный диктант №4.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

Синтаксис, пунктуация, культура речи (16 часов): 13 часов + 3 часа развития речи

189

Основные единицы синтаксиса

1

Урок повторения и закрепления знаний

Предложение и словосочетание, их различие. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Синтаксический разбор.

190-191

Простое предложение

2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Способы выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных и пунктуационных умений. Синтаксический разбор.

192-193

Р.р 36-37

Сочинение-описание картины

2

Уроки развития речи

Особенности текста-описания.

Анализ иллюстративного материала. Планирование. Подбор языкового материала. Создание текста-описания.

194

Порядок слов в предложении

1

Урок усвоения и комплексного применения знаний

Прямой и обратный (инверсия) порядок слов в предложении.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Лингвистический эксперимент. Определение синтаксической функции слов в предложении.

195-196

Простое осложнённое предложение

2

Уроки усвоения и комплексного применения знаний

Пунктуация в предложениях с осложнениями (однородные члены, обращения, вводные слова).

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Изучение вводных слов и словосочетаний как средств выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

197

Р.р 38

Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи

Особенности построения текста-рассуждения. Способы развития основной мысли.

Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. Создание текста-рассуждения.

198-199

Сложное предложение

2

Уроки усвоения и комплексного применения знаний

Структурные и смысловые различия простого и сложного предложений.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Трансформация предложений.

200

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

1

Урок повторения и закрепления знаний

Порядок синтаксического разбора предложений. Образец письменного разбора.

Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор предложений. Кодирование и декодирование информации.

201

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»

1

Урок повторения и закрепления знаний

Самостоятельная работа, работа в парах.

202-203

Контрольный годовой диктант №5.

Работа над ошибками

2

Уроки контроля и коррекции знаний

Самостоятельная работа.

204

Итоговый урок

1

Подведение итогов года


ИТОГО: (204 часов) 161 час + 38 часов развития речи + 5 резервных уроков




  1. Виды работ


Вид работы

Количество часов

1

Урок

204

2

Развитие речи

38

3

Контрольная работа

3

4

Сочинение

2

5

Изложение

Сжатое изложение

2

1

6

Диктант

5

7

Словарный диктант

4


32


© 2010-2022