- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класса (С (к) ОУ VIII вида)
Рабочая программа по чтению и развитию речи 8 класса (С (к) ОУ VIII вида)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Обухова Н.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по чтению и развитию речи 8 класса
(С(к)ОУ VIII вида)
2015 - 2016 учебный год
Учитель: Обухова Н.А.
Содержание
стр.
Пояснительная записка
3
Содержание образования
4
Учебно-тематический план
4
Календарно-тематическое планирование уроков математики
5
Требования к уровню подготовки обучающихся
13
Формы и методы контроля
13
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
14
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по чтению и развитию речи для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 - 9 классов, Сборник №1; авторы: Воронкова В.В.\ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Чтение \ Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида\\ автор-сост. Малышева З.Ф. \ М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011 года.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
В 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Большое внимание уделяется развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся 8 класса на уроках чтения продолжат учиться:
- отвечать на поставленные вопросы;
- полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного;
- кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
- называть главных и второстепенных героев произведения, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цель курса - развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и
понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи курса:
- формировать у учащихся навыки чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие формы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа (задание по отрывку из текста - ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тестирование, выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному вопросу, работа с текстом по плану; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостоятельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса); заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения).
Содержание программы
Устное народное творчество (12 часов).
Устное народное творчество, жанры устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Литературная и народная сказки, авторская и народная баллады.
Произведения русских писателей XIX века (46 часов).
Вклад русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Биография и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. Рассказ, повесть, басня, стихотворение. Средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение.
Произведения русских писателей первой половины XX века (20 часа).
Гуманистические идеалы русской литературы первой половины XX века. Биология и творчество А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького, А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого. Юмор в произведениях.
Произведения русских писателей второй половины XX века (24 часов).
Биография и творчество К.Г.Паустовского, Р.И. Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П. Погодина, А.А. Суркова. Разнообразие тем и образов русской литературы второй половины XX века.
Уроки внеклассного чтения.
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
Устное народное творчество.
12
2
Произведения русских писателей XIX века.
46
3
Произведения русских писателей 1-й половины XX в.
20
4
Произведения русских писателей 2-й половины XX в.
24
Итого
102
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Раздел\тема
Кол-во часов
Компетенции литературного образования
Дата проведения
читательская
литературоведческая
коммуникативная
Устное народное творчество (12 часов)
1.
Жанры устного народного творчества. Русские народные сказки
1
Статья «Сказки»
Фольклор, сказка, русская народная сказка, авторская сказка
Беседа
2.
Сказка «Волшебное кольцо». Чтение
1
Сказка «Волшебное кольцо»
Присказка, зачин, концовка
Выразительное чтение
3.
Сказка «Волшебное кольцо». Работа по содержанию сказки.
1
Сказка «Волшебное кольцо»
Сюжет
Ответы на вопросы
4.
Пословицы и поговорки
1
Пословица, поговорка
Ответы на вопросы
5.
Баллада как жанр народного творчества
1
Статья «Баллады»
Баллада
Развернутый ответ на вопрос
6.
В.А.Жуковский «Перчатка». Чтение.
1
В.А.Жуковский «Перчатка»
Баллада
Выразительное чтение
7.
В.А.Жуковский «Перчатка». Работа по содержанию былины
1
В.А.Жуковский «Перчатка»
Баллада
Беседа
8.
Урок внеклассного чтения. Баллада В.А.Жуковского «Светлана»
1
В.А. Жуковский «Светлана» (отрывок)
Баллада
Выразительное чтение
9.
И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
1
И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Авторская сказка, сказка в стихах
Чтение по ролям
10.
Вводный урок «Былины».
1
Статья «Былины»
Былина
Работа со словарём
11.
Былина «Добрыня и Змей». Чтение.
1
Былина «Добрыня и Змей»
Былина
Ответы на вопросы
12.
Былина «Добрыня и Змей». Работа по содержанию былины
1
Былина «Добрыня и Змей»
Былина
Краткий пересказ
Произведения русских писателей XIX века (46 часов)
13.
А.С.Пушкин. Страницы жизни о творчества.
1
Статья «А.С. Пушкин»
Биография
Ответы на вопросы
14.
М.Я. Басина «Публичное испытание».
1
М.Я. Басина «Публичное испытание»
Рассказ
Пересказ текста по плану
15.
И.И. Пущин «Записки о Пушкине».
1
И.И.Пущин «Записки о Пушкине»
Определение темы
16.
А.С. Пушкин «Памятник» (отрывок).
1
А.С. Пушкин «Памятник»
Стихотворение
Выразительное чтение
17.
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
1
А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
Устное словесное рисование
18.
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
1
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Эпитет
Выразительное чтение наизусть
19.
А.С. Пушкин «И.И. Пущину»
1
А.С. Пушкин «И.И. Пущину»
Рассуждение на тему дружбы
20.
А.С. Пушкин «19 октября 1827»
1
А.С. Пушкин «19 октября 1827»
Строфа
Выразительное чтение
21.
А.С. Пушкин «Няне»
1
А.С. Пушкин «Няне»
Эпитет, метафора
Выразительное чтение
22.
Урок развития речи. Тема любви в стихотворениях А.С. Пушкина «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»
1
А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «На холмах Грузии…»
Стихотворение, сравнение, эпитет, метафора
Рассуждение о любви
23.
А.С. Пушкин «Сказки о попе и о работнике его Балде». Чтение
1
А.С. Пушкин «Сказки о попе и о работнике его Балде»
Авторская сказка
Выразительное чтение по ролям
24.
А.С. Пушкин «Сказки о попе и о работнике его Балде». Работа по содержанию сказки
1
А.С. Пушкин «Сказки о попе и о работнике его Балде»
Юмор
Характеристика героев, ответы на вопросы
25.
Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Метель».
1
А.С.Пушкин «Метель»
Повесть
План
26.
Урок развития речи. Беседа «Мое любимое произведение А.С. Пушкина»
1
Ответы на вопросы
27.
Контрольная работа «Биография и творчество А.С. Пушкина»
1
Работа над ошибками
28.
М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества
1
Статья «М.Ю. Лермонтов»
Ответы на вопросы
29.
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта» (отрывок)
1
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»
Выразительное чтение
30.
М.Ю.Лермонтов «Родина»
1
М.Ю.Лермонтов «Родина»
Выразительное чтение
31.
Тема одиночества в стихах М.Ю.Лермонтова «Парус» и «Сосна»
1
М.Ю.Лермонтов «Парус», «Сосна»
Выразительное чтение наизусть
32.
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…». 1 часть. Чтение и работа по содержанию
1
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Фольклоризм литературы
Краткий пересказ
33.
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…». 2 часть. Чтение и работа по содержанию
1
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Выразительное чтение
34.
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…». 3 часть. Чтение и работа по содержанию
1
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Ответы на вопросы
35.
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…». Обобщающий урок
1
М.Ю.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
Характеристика героев
36.
Урок внеклассного чтения. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко
1
«Педагогическая поэма» А.С.Макаренко
Ответы на вопросы
37.
И.А.Крылов. Страницы жизни и творчества. Понятие о басне
1
Статья «И.А. Крылов»
Басня
Ответы на вопросы
38.
И.А.Крылов «Волк на псарне»
1
И.А.Крылов «Волк на псарне»
Мораль
Выразительное чтение наизусть
39.
И.А.Крылов «Осёл и соловей»
1
И.А.Крылов «Осёл и соловей»
Аллегория
Выразительное чтение наизусть
40.
И.А.Крылов «Муха и пчела»
1
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Беседа
41.
Урок развития речи. «Басни И.А. Крылова»
1
Инсценирование
42.
Н.А.Некрасов - поэт печали и гнева народного. Страницы жизни и творчества писателя.
1
Статья «Н.А. Некрасов»
План статьи
43.
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
1
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Выразительное чтение наизусть (отрывок)
44.
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
1
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Интонация
Выразительное чтение
45.
Н.А.Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок)
1
Н.А.Некрасов «Мороз, красный нос» (отрывок)
Поэма
Выразительное чтение
46.
Н.А.Некрасов «Русские женщины». Доля русской женщины в поэме
1
Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Выразительное чтение
47.
И.С.Никитин «Русь». Тема родины в стихах
1
И.С.Никитин «Русь»
Лирика
Выразительное чтение наизусть
48.
И.С.Никитин «Утро на берегу озера». Тема родины в стихах
1
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
Выразительное чтение наизусть
49.
Урок внеклассного чтения. Стихи русских поэтов о зиме
1
Олицетворение
Устное словесное рисование
50.
И.С.Тургенев. Страницы жизни и творчества.
1
Статья «И.С. Тургенев»
Подробный пересказ
51.
И.С.Тургенев «Муму». Часть 1. Чтение и работа по содержанию
1
И.С.Тургенев «Муму»
Портрет, пейзаж, литературный герой
Выразительное чтение наизусть прозаического отрывка
52.
И.С.Тургенев «Муму». Часть 2. Чтение и работа по содержанию
1
И.С.Тургенев «Муму»
Портрет, пейзаж, литературный герой
Словарная работа
53.
И.С.Тургенев «Муму». Часть 3. Чтение и работа по содержанию
1
И.С.Тургенев «Муму»
Портрет, пейзаж, литературный герой
Ответы на вопросы
54.
Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
1
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
Сатира, антоним
Чтение по ролям
55.
Л.Н. Толстой. Страницы жизни и творчества.
1
Статья «Л.Н. Толстой
Краткий пересказ
56.
Л.Н. Толстой «После бала». Чтение и работа по содержанию
1
Л.Н. Толстой «После бала»
Композиция
План
57.
Л.Н. Толстой «После бала». Чтение и работа по содержанию
1
Л.Н. Толстой «После бала»
Антитеза
Письменный ответ на вопрос
58.
Контрольная работа «Произведения русских писателей 19 века»
1
Работа над ошибками
Произведения русских писателей 1-й половины XX в. (20 часов)
59.
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества
1
Статья «А.П. Чехов»
Краткий пересказ
60.
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чтение
1
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия».
Рассказ
Чтение по ролям
61.
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Работа по содержанию
1
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия».
Юмор
Игра
62.
В.Г. Короленко. Страницы жизни и творчества
1
Статья «В.Г. Короленко»
План статьи
63.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение
1
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Чтение
64.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Чтение
1
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Краткий пересказ
65.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Работа по содержанию
1
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Ответы на вопросы
66.
Максим Горький. Страницы жизни и творчества
1
Статья «М. Горький»
Сообщение
67.
Максим Горький «Макар Чудра». Чтение
1
Максим Горький «Макар Чудра»
Идея рассказа
Развернутый ответ на вопрос
68.
Максим Горький «Макар Чудра». Работа по содержанию
1
Максим Горький «Макар Чудра»
Сравнение
Характеристика героя
69.
С.А. Есенин. Страницы жизни и творчества
1
Статья «С.А. Есенин»
Выразительное чтение
70.
С.А. Есенин. «Спит ковыль»
1
С.А. Есенин. «Спит ковыль»
Пейзаж
Выразительное чтение
71.
С.А. Есенин. «Пороша»
1
С.А. Есенин. «Пороша»
Выразительное чтение наизусть
72.
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…»
1
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая…»
Олицетворение
Выразительное чтение наизусть
73.
Урок внеклассного чтения. Стихи русских поэтов о родной природе
1
Выразительное чтение
74.
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Чтение
1
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
Сказка
Чтение
75.
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». Работа по содержанию
1
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
Ответы на вопросы
76.
А.Н. Толстой. «Русский характер»
1
А.Н. Толстой. «Русский характер»
Рассказ
Краткий пересказ
77.
Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девчонка».
1
Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девчонка».
Эпитеты, метафоры, сравнение, антитеза
Выразительное чтение
78.
Контрольная работа «Произведения русских писателей 2-й половины 20 в»
1
Работа над ошибками
Произведения русских писателей 2-й половины XX в. (24 часа)
79.
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Чтение
1
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Композиция
Ответы на вопросы
80.
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Работа по содержанию
1
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Пейзаж, эпилог
Устное словесное рисование
81.
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Чтение
1
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Повесть, глава
Краткий пересказ
82.
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Чтение
1
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Выразительное чтение
83.
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Работа по содержанию
1
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Ответы на вопросы
84.
Л.А. Кассиль. Рассказ «Ленины бутсы». Чтение
1
Л.А. Кассиль. «Ленины бутсы»
Рассказ
Чтение
85.
Л.А. Кассиль. Рассказ «Ленины бутсы». Работа по содержанию
1
Л.А. Кассиль. «Ленины бутсы»
План рассказа
86.
Урок развития речи. «Характеристика главного героя рассказа Л.А. Кассиля «Ленины бутсы».
1
Л.А. Кассиль. «Ленины бутсы»
Литературный герой
Характеристика героя
87.
А.Т. Твардовский. Страницы жизни и творчества
1
Статья «А.Т. Твардовский»
Сообщение о писателе
88.
А.Т. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». Чтение
1
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
Поэма
Выразительное чтение
89.
А.Т. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». Работа с отрывком поэмы
1
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
Собирательный образ
Ответы на вопросы
90.
А.Т. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». Работа с отрывком поэмы
1
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
Выразительное чтение
91.
Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин». Чтение
1
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин».
Беседа
92.
Урок внеклассного чтения. В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин». Работа по содержанию
1
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин».
Краткий пересказ
93.
В.П. Астафьев. Повесть «Далёкая и близкая страна». Чтение
1
В.П. Астафьев. Повесть «Далёкая и близкая страна»
Выразительное чтение
94.
В.П. Астафьев. Повесть «Далёкая и близкая страна». Работа по содержанию
1
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая страна»
Повесть
Письменный ответ на вопрос
95.
Урок внеклассного чтения. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
1
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Игра
96.
Р.П. Погодин. «Алфред». Чтение
1
Р.П. Погодин. «Алфред»
Краткий пересказ
97.
Р.П. Погодин. «Алфред». Работа по содержанию
1
Р.П. Погодин. «Алфред».
Ответы на вопросы
98.
А.А. Сурков. Тема Родины в стихах поэта.
1
А.А. Сурков «Родина»
Выразительное чтение наизусть
99.
А.А. Сурков. Тема Родины в стихах поэта
1
А.А. Сурков. Стихи
Выразительное чтение
100.
Обобщающий урок «Произведения русских писателей 2-й половины XX в.»
1
Подготовка к контрольной работе
101.
Итоговая контрольная работа
1
Работа над ошибками
102.
Обобщение знаний
1
Беседа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Формы и методы контроля
Контроль за результатами обученности учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Контроль за результатами обученности осуществляется через использование следующих видов контроля: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, проверка техники чтения.
Принципы отбора заданий для контрольных и самостоятельных работ связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, и опираются на умения и навыки учащихся, полученных на уроках чтения и развития речи, а также с психофизическими особенностями развития каждого учащегося. Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ, 9 уроков внеклассного чтения, 4 уроков развития речи.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся учитывается:
1) при оценке устного ответа - правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося - беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста - правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть - выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 - 9 классов», Сборник №1; авторы: Воронкова В.В.\ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 год
2. «Чтение \ Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида»\\ автор-сост. Малышева З.Ф. \ М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011 года.
3. Методические рекомендации. Чтение. 5-9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.