- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Репетиционный курс по русскому языку в 11 классе по подготовке к ЕГЭ
Репетиционный курс по русскому языку в 11 классе по подготовке к ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кострова Т.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРАГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
_______ Калиева Ж.А.
«__» ___________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______ Кострова Т.В.
«__» ____________2014г.
Рабочая программа
репетиционного курса по русскому языку в 11 классе
«Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»
Учитель: Кострова Татьяна Васильевна
Класс: 11
Общее количество часов по плану: 34
Количество часов в неделю: 1
Рабочая программа составлена в соответствии программы курса «Русский язык. 10-11 классы» / Н.Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
«_____» __________ 2014 г. ____________
(подпись учителя)
Рассмотрена на заседании ОМО учителей русского языка и литературы
«__» ________________2014г.
Протокол №______
Руководитель ОМО__________Г.Н. Жилина
Пояснительная записка
Репетиционный элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 класса.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
-
развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
-
формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
-
овладение нормами русского литературного языка;
-
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-
развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
-
формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
-
обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
-
воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты.
учащиеся должны знать:
-
теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
-
интерпретировать содержание исходного текста;
-
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
-
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
-
создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
-
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
-
коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного репетиционного курса по литературе 11 класс
№ п/п
Тематика курса
кол-во часов
теоретич. часть
практич.часть
1
Введение
2
2
-
2
Языковые нормы
1
1
-
3
Текст
3
2
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
1
1
5
Функциональные стили речи
2
1
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
2
1
7
Коммуникативная компетенция.
21
8
13
Всего в 11 классе
34
17
17
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
-
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2013.
-
Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2013.
-
Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.
-
И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2013.
-
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
-
Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 2007.
-
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 2007.
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/
-
Работы учащихся
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного репетиционного курса по литературе в 11 классе «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»
№ п/п
Тема заняти я(34 часа)
К-во час.
Дата по плану
По факту
I
Введение
2
1
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
1
2
Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
1
2
Языковые нормы
1
3
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
1
3
Текст (3 ч.)
3
4
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
1
5
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
1
6
Основная и дополнительная информация микротекста.
1
4
Функционально-смысловые типы речи
2
7
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
1
8
Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
1
5
Функциональные стили речи
2
9
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи
1
10
Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
1
6
Изобразительно-выразительные средства языка
3
11
Речь. Языковые средства выразительности.
1
12
Тропы, их характеристика.
1
13
Стилистические фигуры. Работа с текстами.
1
7
Коммуникативная компетенция
21
14
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.
1
15
Употребление языковых средств. Работа с текстами.
1
16
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
1
17
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.
1
18
Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
1
19
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.
1
20
Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.
1
21
Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
1
22
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
1
23
Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.
1
24
Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
1
25
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».
1
26
Структура аргумента. Источники аргументации.
1
27
Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
1
28
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.
1
29
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
1
30
Основные средства связи между предложениями в тексте.
1
31
Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
1
32
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.
1
33
Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами
1
34
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
1
ИТОГО:
34 ч.