Тема: Мир и согласие между людьми

  Цель: раскрыть и углубить ценность ненасилие через понятия «мир», «согласие», «толерантность». Через уважение к себе, к другим людям Задачи: ·         раскрыть понятие «миролюбивый человек», ·         развить потребность учащихся в дружбе и доброте друг другу ·         воспитание чувства уважения к людям независимо от цвета кожи, национальности, традиций, взглядов.    Ход урока: 1.Орг момент. Позитивный настрой.  «Свет»                                                                         ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания

Школа: Амангельдинская СОШД дата 20.11.2014 №15

Тема: Мир и согласие между людьми.

Ценность: ненасилие. Качества: терпение, дружелюбие.

Педагог: Уразалиева А.Н

класс 5 кол-во уч-ся 15

Цель: раскрыть и углубить ценность ненасилие через понятия «мир», «согласие», «толерантность».

Через уважение к себе, к другим людям

Задачи:

 раскрыть понятие «миролюбивый человек»,

 развить потребность учащихся в дружбе и доброте друг другу

 воспитание чувства уважения к людям независимо от цвета кожи, национальности, традиций, взглядов.

Ресурсы:(материалы,

источники)

Аудио запись мелодии

Для позитивного настроя, аудиозапись

Песни "Свет и радость"

Стас Намин.

цветные маркеры

стикеры.

Ход урока:

1.Орг момент. Позитивный настрой. «Свет»

Поделитесь своими ощущениями.

 Что вы чувствовали?

Анализ хода урок

1. 2. Проверка домашнего задания.

- Домашним заданием для вас было задание: придумать правила поведения для одноклассников, которые помогут вашему классу стать дружным коллективом. В Аветян "Под кожей все мы одного цвета."ст 57.

(прослушивание Правил, которые дети придумали)

(быть добрыми, по отношению друг к другу, не обзываться, любить друг друга, быть толерантными, уважать других людей, прислушиваться друг к другу…)

- Вы, наверное, заметили, что все правила похожи, это говорит о том, что вы правильно поняли тему урока и правильно понимаете, какой класс можно считать дружным.

3.Позитивное высказывание (цитата).

«Мир на земле начинается с любви и согласия в сердце каждого человека» (народная мудрость)

 1.Возможно ли всем людям жить в мире и согласии? Как это сделать? 2.Все ли мы можем поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликт мирным путем?

 3.Что будет являться самым главным в сохранении мира и согласия между людьми?

(ответы уч-ся:нужно просто научиться слушать не только себя, но и другого человека, полюбить других...)

Вывод: Действительно, если бы люди научились слушать друг друга, то бед и горя на земле было бы меньше. Лишь терпимость и дружелюбие могут привести к взаимному сотрудничеству и пониманию.

4.Подарок учителя.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, чтобы царила дружба люди должны быть внимательными друг к другу, т.е. толерантны. Выяснили, что уважение друг к другу, толерантность - это великое искусство понять друг друга. Это поддержка и понимание различий терпимости, но у толерантности есть и другая, обратная сторона. Какая это сторона? (ответы уч-ся: непонимание другого человека…)

Конфликты стары как мир, но люди всегда старались понять друг друга. Иногда это очень трудно, потому что не все видят одно и то же одинаково.

Я хочу предложить вам послушать индийскую притчу и определить, в чем и почему ошибались мудрецы?

Мудрецы и слон (притча)

Давным - давно в маленьком городе жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,-сказал один мудрец, -мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.

Второй мудрец потрогал ноги слона: «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот мудрец ощупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «вы ошибаетесь!» - «Я прав!»

Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. Они так и не узнали, как выглядит слон на самом деле.

 О чем эта притча?

 Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

 Какую ошибку они допустили?

(ответы учащихся)

Вы правы, ребята. Каждый мудрец думал, что только он прав, что только он открыл истину. Мудрецы не постарались просто прислушаться друг к другу, прислушаться к мнению другого. Так и в жизни часто получается. Мы просто не хотим слушать другого человека, считая правым только себя.

5. Творческая деятельность, групповая работа.

Класс- это маленькое государство. И мне очень хотелось бы, чтобы в нашем государстве всегда царила доброта, взаимоотношение, толерантность, чтобы все мы могли спокойно выслушать друг друга. А что для этого нужно? Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить творческое задание.

(предлагаю взять каждому ученику заготовку листочка любого дерева, и написать на них, какими качествами должен обладать человек, чтобы наш класс - государство стал пространством толерантности, чтобы отношения в нем стали как можно более доброжелательными. Листочки наклеиваются на символическое дерево).

Р

6.Групповое пение.

Песня Свет и радость

С. Намин.

7. Домашнее задание.

Задание №3 стр 49 - рабочая тетрадь.

Напишите свое заветное желание, которое принесет высшее благо всем людям, живущим на Земле.

8. Заключительная минута урока. (звучит тихая, спокойная музыка) -

Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?

Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.









ВСТУПЛЕНИЕ.

Учитель:

«Во все времена, среди всех народов звучал вопрос "Что для вас является ценностью, что для вас дороже всего ?"

И люди пытались разобраться и ответить на него.

Ведь для одного ценность - это высокое положение в обществе, власть. Для другого - деньги. Для третьего - это наслаждение, для четвертого - любовь, мир, природа, красота, ум. А есть такие ценности, которые были бы общими для всех ?

Такие, какие были ценности и 100 и 1000 лет назад и будут через 100 и 1000 лет, те которые считались ценностью в Африке, и в Китае, и в Америке, и в России.

Да, сказали люди , есть такие.

И я Вам хочу задать вечный вопрос "А что же для Вас является ценностью, что для Вас дороже всего? "»

(Раздаются карточки с заданиями, идет индивидуальная работа в группах.

Ответы ребят: мама, папа, родители, дружба, мир, доброта, совесть, честь, правильное поведение, любовь, терпимость, ненасилие, сострадание.)

Учитель:

«Давайте подробнее поговорим об этом. Каждая историческая эпоха отличалась своей системой ценностей.

Для средних веков - это честь.

Для эпохи Возрождения - это человеческое достоинство.

Для современной эпохи - это знания, любовь, доброта, верность.

Почему же все-таки эти ценности на все времена, чем они ценны и нужны ли они нам?

ДА !

Человека природа наградила разумом. Это самое разумное существо. Человека окружает природа, живой мир, растительный мир, наконец человек живет среди людей. И как мы себя ведем, поступаем, от этого зависит мир и спокойствие на Земле, от этого зависит наша жизнь; или она будет процветать, или разрушаться. Либо мы будем созидать мир, либо разрушать.

И эти ценности, которые накопило человечество, надо хранить, использовать этот опыт, учиться, используя этот опыт и накапливать свой.

Вопрос: «Какие ценности вы бы выделили в наше время, для себя лично?»

(Ответы ребят: свобода, знания, ум, любовь, красота, терпение.)

Учитель:

"А вот, что ответили ребята одной из школ: " (вывешивается плакат).

Основные ценности:



I. Истина. Ее составляющие:

  1. интерес к знаниям,

  2. единство мысли, слова и действия,

  3. скромность,

  4. видеть хорошее во всем,

  5. быть честным самим с собой,

  6. быть готовым признать истину,

  7. умение отличать, что мы должны делать, а что нет.

II. Правильное поведение.

  1. не сплетничать,

  2. не говорить плохо о других,

  3. говорить мягко и сдержанно,

  4. говорить вежливо и доброжелательно,

  5. быть бережливым,

  6. быть готовым помочь другим,

  7. хорошо себя вести,

  8. понимать опасность вредных привычек,

  9. не обманывать других,

  10. самопожертвование,

  11. чистоплотность и опрятность,

  12. уверенность в себе,

  13. доброжелательность,

  14. выполнение своего долга,

  15. порядок во всем,

  16. уважение к другим,

  17. послушание,

  18. патриотизм,

  19. ответственность.

III. Спокойствие.

  1. правильное ритмичное дыхание,

  2. уравновешенность (внутренняя и внешняя),

  3. хорошее здоровье,

  4. думайте перед тем, как что-то сказать,

  5. развивайте в себе хорошие привычки,

  6. контролируйте свой гнев,

  7. контролируйте свою жадность,

  8. остерегайтесь обманывать себя,

  9. терпение,

  10. сосредоточенность,

  11. удовольствие побыть в тишине.

IV. Любовь.

  1. дружба,

  2. любовь к людям,

  3. искренность,

  4. доброта,

  5. умение прощать,

  6. преданность,

  7. забота о других.

V. Ненасилие.

  1. сострадание,

  2. хорошие манеры,

  3. дружелюбие,

  4. не обижать других,

  5. быть готовым прийти на помощь,

  6. ограничение желаний,

  7. не причинять зло словами,

  8. быть хорошим гражданином,

  9. радоваться успеху других,

  10. ценить другую культуру,

  11. помнить о культурном наследии,

  12. заботиться об окружающей природе.

Учитель:

"Давайте немного поговорим о некоторых составляющих этих ценностей:

I. Истина: (видеть хорошее вокруг)

Как мало мы замечаем хорошего вокруг нас, в других. Мы должны учиться видеть хорошее во всем, в любое время.

Говорят: «Что мы думаем, тем мы и становимся.»

II. Правильное поведение.

III. Спокойствие:

Говорят : "Лучше все потерять, но сохранить спокойствие, нежели все

приобрести, но потерять равновесие.

Почему важно? - Человек, потерявший равновесие,

становится неуправляемым. А это порождает гнев,

раздражение, обиду, зло.

Терпимость - должна быть в каждом ибо нетерпимость разрушает самыеи высокие культурные ценности. Где нет терпимости - там нет понимания, и человеколюбия, доверия.

IV. Любовь. "Миром правит любовь!"

Любовь дает приток энергии, если она : 1) бескорыстна,

2) с самоотдачей.

"Любовь -значит прощать.

Прощать - значит понять."

"Радость - есть особая мудрость."- говорил Х. В.

V. Ненасилие.

Дружелюбие и благожелательство ко всем живым существам несет в себе мир и любовь. Оно является творческим началом, обновляющим жизнь. /Н. Рерих /

Сейчас как никогда ещё мир нуждается в дружелюбии, когда вокруг столько взаимного отрицания.

Лишь терпимость и дружелюбие могут привести к взаимному сотрудничеству и пониманию.

Страх идет: 1) с ложью,

2) с невежеством.

Учитель: «А сейчас я вам прочту удивительную легенду

"Остров дельфинов."

Этого острова нет на карте. Ни один человек не смог бы описать его, даже если бы он очень сильно захотел. Хранит свою тайну океан, только дельфины посвящены в нее. Далеко от всех берегов и глубоко в недрах океана стоит этот остров. Никто не нарушает покой морского дна. В определенное время здесь собираются сотни тысяч дельфинов. Они появляются здесь тогда, когда на Земле истощается запас тонких, нежных, светлых чувств.

Словно по единой команде действуют дельфины. Каждый из дельфинов совершает сотни погружений на дно океана, каждый стремится доплыть до острова, покоящегося на дне, каждый несет в себе пузырек воздуха, взятый с поверхности. Дельфины подныривают под дно острова, лежащего на огромных морских камнях, и крепит там пузырек воздуха. И так сотни раз. Наконец наступает момент, когда остров начинает всплывать. В этот момент дельфины окружают его и создают огромный круг, круг дельфинов. Они крепко прижимаются друг к другу, а своими ртами стараются нежно придерживать края острова. Медленно, очень медленно и очень красиво, как прекрасный сказочный корабль, всплывает остров. Как только он появляется над поверхность океана, зацветают на острове миллионы цветов. Яркие, душистые, они наполняют все окружающее пространство сказочным ароматом. Тысячи самых разных птиц появляются над островом. В их голосах слышны счастье, радость, победа.

В самой середине острова, на мягкой шелковой траве, окруженная ковром из прекрасных цветов, лежит морская раковина. В самый первый день появления острова над поверхностью океана, на утренней заре неожиданно стихает все вокруг и появляются первые лучики солнца. В этот момент раковина начинает открываться. Вы слышали, как поет морская раковина? Ее нежное пение словно озаряет все вокруг. Тишина и покой, сосредоточенность и блаженство, наполняет все живое. До самого полудня поет и открывается раковина. На дне ее покоится прекрасная жемчужина. Как только ее поверхности коснутся лучи полуденного солнца, жемчужина начинает прорастать. Маленький зеленый побег растет удивительно быстро. Через три дня удивительной красоты цветок с тысячью лепестков увенчает этот маленький росток. На острове и в океане начинается праздник. Радуется все живое вокруг, ведь появляется на свет цветок с тысячью лепестков, каждый из этих лепестков будет нести людям добрые, нежные, светлые чувства.

Теплый нежный ветер вихрем проносится над островом, срывает лепестки прекрасного цветка. Как прекрасная радуга переливаются они и парят над островом словно говоря «спасибо» и «прощай» и вдруг становятся невидимыми.

Теперь их путь - путь к людям.»

А теперь задание: подумать и представить в цвете - Какой Я, что-Я.

Нарисовать то, что увидели с закрытыми глазами.

Рефлексия:

  1. Что вы сегодня вынесли для себя важного из этого урока?

Что нового узнали?

Ответы ребят:

  • Быть терпимыми друг к другу.

  • Быть дружелюбными.

  • Постараться понять другого.

  • Видеть хорошее во всем.

  • Помогать другим.

  • Научиться прощать.



© 2010-2022