Разработка раздела Планирование и уроки по теме Словообразование

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеРазработка раздела Планирование и уроки по теме СловообразованиеМуниципальное образовательное учреждение

Гагаринская основная общеобразовательная школа



Методическая разработка раздела

«Словообразование. Орфография. Культура речи»

образовательной программы по русскому языку







Выполнила:

Кононова Екатерина Алексеевна

учитель русского языка и литературы

2012г.



Оглавление

6.Практические материалы, представляющие специфику методики, реализуемой при изучении раздела…………………………........................ 18

7. Использованная литература………………………………………………….29

8. Приложения…………………………………………………………………...30



1.Пояснительная записка

«Словообразование и орфография. Культура речи» является одним из разделов программы современного русского языка. Данный раздел дает совокупность теоретических и практических знаний об основной единице этого уровня языка - морфеме, ее особенностях по сравнению с другими единицами. Раздел органично связан с этимологией, орфографией и культурой речи. Изучение раздела шестиклассниками осуществляется в 1 и 2 четверти. Формой контроля являются контрольный диктант и контрольное тестирование.

Программа данного раздела составлена в соответствии с действующей программой образовательных учреждений: «Русский язык . 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М., «Просвещение», 2009г. и с учетом образовательных стандартов основного общего образования по русскому языку (проект, 2010г.), а также ориентирована на учебник:

«Русский язык» 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., М., «Просвещение», 2009г.

На изучение раздела отводится 28 часов. Из них: 24 часа - на «Словообразование и орфографию» и 4 часа - на уроки развития речи:

1ч. Описание помещения.

1ч. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

2ч. Сочинение по жанровой картине, включающее описание интерьера.



Актуальность темы

Проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся по-прежнему остаётся острой, ведь одно из требований, предъявляемых к выпускнику, - это свободное владение русским языком.

Изучение качества знаний и умений учащихся показывает, что школьники не всегда осознают сущность основных языковых понятий, слабо владеют навыками аналитико-синтетической деятельности, обладают недостаточной практической грамотностью, с трудом пользуются языковыми средствами для приёма и передачи информации. Установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития учащихся. Это актуализировало проблему формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся.

В курсе русского языка в 6 классе раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи» предполагает знакомство со словообразовательными процессами, происходящими в нашем языке, с происхождением слов, т.е. этимологией, и правописанием отдельных морфем. Для изучения и исследования данного материала необходим достаточно высокий уровень лингвистической подготовки и развитое мышление.

Ориентация образовательной программы по русскому языку на внедрение современных образовательных технологий с целью совершенствования личностно-ориентированного подхода в образовании, создания на уроках развивающей языковой среды.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Подростковый возраст - это возраст от 10-11 лет до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-9 классов. Ученики 5 класса еще во многом напоминают младших школьников, а учащиеся 9 класса уже имеют черты, свойственные ранней юности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто явно тяготит его.

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно- положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.

Другая форма выражения мотивов учения - наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны. Учебный интерес зависит от того, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и

разнообразны методы обучения. Поэтому предлагаем проводить уроки с использованием элементов игровых технологий. Подобные уроки необходимы детям среднего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, прививают интерес к изучаемому разделу. Но превращать их в главную форму работы, вводить их на каждом уроке нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности. Поэтому нужны и учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что - навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять. Знание психологических особенностей подросткового возраста, мотивов учения и усвоения знаний школьниками этого возраста - необходимое условие организации наиболее продуктивной учебной работы с ними.

2. Цели и задачи изучения раздела

Цель раздела: сформировать у школьников представления о словообразовательной системе современного русского языка, познакомить их с основными тенденциями развития данной системы на современном этапе; выработать практические навыки анализа морфемных и словообразовательных явлений русского языка, умение классифицировать эти явления.

Задачи раздела:

1)Познавательные: усвоение способов образования слов русского языка, осознание учащимися структурно-семантических связей производного и производящего слов, усвоение словообразовательного значения изучаемых в школе морфем.

2)Практические: овладение словообразовательным разбором, создание предпосылок для обогащения словарного запаса учащихся и усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корне, суффиксах, окончаниях; обеспечение формирования у школьников умений и навыков учебно-познавательной, исследовательской деятельности; развитие логического мышления; обучение школьников самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с этимологическим и словообразовательным словарями.

3) Воспитательные: воспитание любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Научить русскому языку - это значит обеспечить формирование у учащихся компетенций следующих типов: языковой; лингвистической; коммуникативной.

I. Лингвистическая компетенция

1. Знать основы словообразования как раздела науки о русском языке. 2.Уметь разъяснять сущность понятий, связанных с единицами словообразования. 3. Иметь элементарные представления о роли словообразования в системе русского языка в целом.

4. Представить словообразование как постоянно развивающийся раздел языка через введение кратких сведений об исторических изменениях в системе языка, через этимологию.

5. Познакомиться с выдающимися учеными - русистами: А.Н.Тихоновым, Н.М.Шанским.

6. Сформировать в процессе изучения раздела умения учебно-языкового типа: опознавательные (опознавать по изученным признакам словообразовательные единицы: приставки, суффиксы, постфиксы, интерфиксы (соединительные гласные) и т.д., находить производные и производящие основы); классификационные (группировать слова с разными способами образования); аналитико-синтетические (давать словообразовательный и этимологический анализы слов).

II. Языковая компетенция

1. Расширить словарный запас. Развивать внимание к слову и его лексическому значению.

2. Знать нормы употребления словообразовательных единиц в речи.

3. Сформировать умение пользоваться разнообразными выразительными словообразовательными средствами в устной и письменной речи.

4. Знать словообразовательные нормы русского языка.



III. Коммуникативня компетенция

1. Уметь находить в слове орфограммы, изучаемые в разделе словообразование: правописание чередующихся гласных в корне слова ( -кос-кас-; -гор - -гар- и др), правописание приставок пре- и при-; правописание ы и и после приставок на согласную, правописание соединительных гласных о-е (орфографическая зоркость); обосновывать условия выбора этих орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; видеть орфографические ошибки, исправлять их.

2. Развивать речевую деятельность: чтение, слушание, говорение, письмо.

3. Уметь связно излагать свои мысли в устной и письменной форме с учетом употребления в речи новых словообразовательных понятий: непроизводное слово, морфема (значимая часть слова), производящее слово, производное слово, словообразовательное средство, способы образования слов, словообразовательный разбор, словообразовательные морфемы.

С точки зрения развития мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности

1. Формировать общечеловеческие нравственные ценности.

2. Развивать операции логического мышления (сравнение, сопоставление, классификация, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез).

3. Овладение основными приемами мыслительной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, доказательство и опровержение, моделирование)

4. Совершенствовать умение читать и умение слушать

5. Использовать опыт, полученный при изучении раздела, для целей самообразования и повышения личностных результатов.

4. Структура содержания раздела. Используемые в образовательном процессе по разделу программы образовательные технологии, методы и формы организации деятельности учащихся

«Словообразование» всегда было одним из самых проблемных разделов в школьном курсе русского языка, т.к. для исследования словообразовательных процессов необходим достаточно высокий уровень лингвистической подготовки и развитое мышление. Вместе с тем это одна из самых важных областей языкознания, тесно связанная с лексикой, историей языка, морфологией, морфемикой. Для формирования и развития орфографической зоркости учащихся раздел «Словообразование и орфография» представляется наиболее важным, т.к. в соответствии с ведущим научным принципом русской орфографии - морфологическим - значимые части слова пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Изучение словообразования и орфографии способствует развитию самых главных умений и навыков: сознательному освоению грамматики, развитию мыслительных способностей учащихся, развитию речи.

Работа по словообразованию и орфографии проводится на каждом уроке, а разбор слова по составу необходим для объяснительного, предупредительного диктантов, комментированного письма. Важно приучать школьников называть морфему, в которой находится орфограмма.

В 6 классе изучение словообразования идет в двух направлениях: учащиеся знакомятся с основными способами словообразования и в связи с изучением морфологии в повторительном плане со способами образования частей речи. Одновременно закрепляются знания о структуре слова и совершенствуется умение производить морфемный и словообразовательный разбор.

В учебнике, согласно программе, даются сведения по этимологии: определено, что изучает этимология; что такое этимологический разбор и этимологический словарь. Таким образом, шестиклассники получат полную характеристику значения и структуры слов не только в современном состоянии, но и в историческом прошлом. К двум видам разбора - морфемному и словообразовательному - прибавляется в самом элементарном виде третий вид анализа - этимологический. В содержание работы по словообразованию в 6 классе входит усвоение того, от чего слова образованы или образуются, словообразовательные средства (т. е. то, с помощью чего образованы или образуются слова), способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход одной части речи в другую); словообразовательный разбор, словообразовательные факты (т. е. конкретные морфемы, изучаемые в 6 классе, например приставки пре- и при-, суффиксы -чик (-щик), -ек (-ик), -ан (-ян), -о (-е) и др.), их функции и значения; словообразовательные умения: определять, с помощью чего образовано слово; находить исходную единицу, от которой образовано слово; определять способ образования слова (в ясных случаях), производить словообразовательный разбор слова.

Работа по словообразованию предполагает также повторение и закрепление ранее изученного.

В 5 классе материалы о структуре слова даны в разделе «Морфемика». Поэтому в 6 классе повторяются сведения о морфемах; о видах морфем по их месту в слове и по функции; вариантах морфем; однокоренных словах. Именно эти сведения даны для повторения.

Комплекс умений, обеспечивающих целенаправленную организацию собственных действий в данном разделе, может быть достигнут через следующие виды деятельности:

  • Словообразовательный разбор.

  • Наблюдение над значениями, вносимыми в слово приставками и суффиксами, их стилистической окраской.

  • Подбор слов с синонимичными морфемами.

  • Образование слов по моделям.

  • Гнездование слов.

  • Составление словообразовательной цепочки слов.

  • Морфемный разбор слов.

  • Работа со школьным словообразовательным словарём

  • Подбор слов в тексте по данной схеме.

  • Конструирование слов по данной схеме.

  • Моделирование слов, графический диктант.

  • Морфемно-орфографический анализ слов.

Морфемный и словообразовательный анализ слова сочетается с работой по лексике и развитию связной речи, связан с упражнениями по орфографии.

Образовательные технологии и формы организации учебной деятельности:

  • личностно - ориентированный подход

  • подача материала в игровой форме

  • новые педагогические технологии: методы проектов, разноуровневое обучение и метод критического мышления

  • информационные и коммуникативные технологии развивающего обучения

  • здоровьесберегающее обучение

Личностно-ориентированное обучение шестиклассников предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся чувствовали бы себя источником своей учебной деятельности. Обучение должно затрагивать не только познавательные процессы, но и эмоции, чувства и переживания учеников. В данном возрастном периоде развития молодые люди впервые приобретают способность сознательного управления собственной волей. Управление собственными волевыми процессами непосредственно связано со способностью субъекта видеть и понимать свой внутренний мир. Соответственно, основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.

Учебный проект - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение различных задач. Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Примером такой работы на уроках русского языка в 6 классе является созданию исследовательских работ по теме «Этимология слова», урок-исследование «Состав слова. Словообразование» (см. Приложение).

Учащиеся овладевают такими приемами работы:

  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

  • проведение исследования;

  • подготовка иллюстративного материала;

  • оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.

Цели использования ИКТ на уроке русского языка:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

  • учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией , тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.

Использование ИКТ может помочь учителю в организации работы на уроке.

Это

♦ возможность эмоционально и образно подать материал;

♦ организация закрепления полученных на уроке знаний;

♦ проверка знаний, умений и навыков;

♦ придание оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

♦ экономия рабочего времени на уроке.

Деятельность учеников

-создание таблиц, схем, диаграмм;

-создание иллюстраций;

-выполнение упражнений в электронных таблицах;

-выполнение творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты)

-создание презентаций;

-поиск информации в сети Интернет.

Система деятельности учащихся на уроке включает в себя:

1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия). Причинно-следственные связи. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

2. Преобразующая деятельность. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование.

3. Общеучебная деятельность.

Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

Роль контроля знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе .

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении , запоминании и применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся.Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.

Формы контроля и оценки результатов

Контроль результатов обучения - важная часть процесса обучения. Воспитательное значение контроля велико. Проверка приучает учащихся систематически работать и отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов, целеустремлённость, настойчивость трудолюбие, умение преодолевать трудности . Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю: индивидуальная, групповая , фронтальная, устная и письменная, дифференцированная, экспериментальная , компьютерная формы контроля . В последнее время всё большее значение приобретает компьютерная форма контроля знаний учащихся. Но не теряет своей актуальности и важности письменная форма контроля, которая может включать в себя следующие методы: контрольный диктант, сочинение, изложение, контрольная работа, поверочная работа, самостоятельная работа. При организации индивидуального опроса особое внимание следует уделять монологическому высказыванию на лингвистическую тему, в основе этого вида опроса лежит усвоенная учащимися научная информация. Необходимо постоянно иметь в виду, что от овладения лингвистической терминологией во многом зависит осознанность усвоения школьниками изучаемого материала. Навыки восприятия речи, устной и письменной, особенно научного и публицистического стиля, крайне важны, так как они готовят школьников к активной речевой деятельности. От их усвоения в значительной степени зависит овладение содержанием школьных дисциплин, активность жизненной позиции.

5. Поурочное планирование по разделу

п/п

Тема.

Тип урока

Форма

урока

Методы и приёмы организ. урока, форма организ. деятельности уч-ся:

1

Повторение изученного по морфемике в 5 кл.

комбинированный


лекция с примене-нием игровых методов

Метод словесный: беседа; практический. Учащиеся сами формулируют проблему и сами ее решают (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций). Групповая форма работы.

2-3

Основные способы образования слов в русском языке. Морфемный способ образования слов.

изуче-

ние нового матеиа ла ;

презента-ция; сочетан. лекции визуал. и проблем. лекции;

устный журнал

словесный: объяснение дискуссия; наглядный, практический; проблемные ситуации для активизации познавательной деятельности; общеклассная форма организации, групповая, в статичных парах, рабочие карты


4

Неморфологический способ образования слов.

изуче-ние нового мате-риала

лекция и игровые методы

Словесный: объясне-

ние, репродуктивный,

частично-поисковый;

работа в творческих группах.

5

Словообразователь-ная цепочка. Словообразователь-ное гнездо.

комбини-рован-ный


урок-практи-кум, соревно-вание.


репродуктивный, частично-поисковый; работа со справочной литературой в статичных парах и групповая форма работы

6

Основные способы образования слов в русском языке (закреплен.изучен). Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

урок по формированиюуме-ний приме-нять знания

урок-консультация


репродуктивный,частично-поисковый, выяснение проблемных мест в словообразовании,

групповая и индивидуальная формы работы.

7

Понятие об этимологии. Этимологический разбор слова. Этимологический словарь.

изуче-ние нового мате-риала

урок- творчес-кая мастер-ская с компьютерным сопровождением.

частично - поисковый метод с элементами исследования; практический - работа с этимологическими словарями; групповая форма работы по составлению словарной статьи

8

Буквы О и А в корнях -кос- - -кас-

комбиниро-ван-ный

урок самостоятельного добыва-ния знаний - (игра)

Учащиеся сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить (методы мозговой атаки). Групповая и индивидуальная формы работы. Активизация познавательной деятельности

9

Буквы О и А в корнях - -гор- -гар-.

комбинированный

урок - практи-кум

практический; работа в динамических парах, групповая работа

10

Другие виды чередований в корне слова.

комбиниро-ван-ный

урок-тренаж с использованием компьтер-ных тестов

практический, индивидуальная работа с тестами, самоконтроль, внесение коррективов в свою деятельность

11

Буквы Ы и И после приставок.

изуче-ние нового мате-риала

урок - практи-кум

словесный, практический; работа в динамических парах , групповая работа, осуществление взаимоконтроля.


12

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

изуче-ние нового мате-риала

урок-презента-ция; счетание лекции визуализации с проблем-ной лекцией

словесный: объяснение; наглядный, практический;

введение проблемных ситуаций способствует активизизации познавательной деятельности уч-ся; общеклассная форма организации работы в сочетании с групповой и в статичных парах

13-15

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-(продолжение).

комбиниро-ван-ный

Уроки-пратику-мы

практический, частично-поисковый; работа с орфографическими словарями, запись слов в словарики, общеклассная форма работы, работа в статических парах.

16

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-(закрепление).

Совершенствов. знанийуме-ний и навы-ков


урок-тренаж с использованием компьтерных тестов

практический, фронтальная работа,индивидуальная и парная работа с тестами, самоконтроль и взаимоконтроль; внесение коррективов в свою деятельность

17

Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

комбини-рован-ный

урок- мини-лекция и практик.

словесный, практический; работа в динамических парах , групповая работа, осуществление взаимоконтроля.


18

Сложносокращен-ные слова.

изуче-ние нового мате-риала

урок-презентация, проблем-ная лекция

словесный: объяснение с проблемными ситуациями для актуализации деятельности уч-ся; репродуктивный; частично-поисковый, работа в динамическихпарах, групповая работа, осуществление взаимоконтроля.


19

Морфемный и словообразователь-ный разбор слова.

комбинирован-ный

урок -практи кум

практический метод, фронтальная, парная, групповая работа


20

Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография».

Повторзакреп.и обоб-щение знаний


урок- практик.- приемы критич. мышле ния

репродуктивный, частично-поисковый; практический; индивидуальная,групповая работа; внесение коррективов в свою деятельность


21

Обобщение и систематизация изученного по теме «Словообразование и орфография» (продолжение).

обобщение и систематизац.знаний:подгот.к к/р


урок-практи-кум (презентация)

соревнование

частично-поисковый, практический; индивидуаль-ная, парная, групповая формы работы

22

Тестирование по теме

«Словообразование и орфография».

урок контроля и учета знаний


Двухвид.тестир-е: 1)выбор правил. ответа; 2)исправ.ошибок.

частично-поисковый, практический; индивидуальная форма работы - самоконтроль; парная форма работы - взаимоконтроль.

23

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»

урок контроля и учета знаний


диктант с грам/з (словооб-разоват., морфем. разбор)

индивидуальная форма работы, грамматическое задание дифференцированное (на «3», на «4», на «5»)

24

Анализ контрольного диктанта

Урок работы над ошибк.


Общеклас. форма работы над типичными ошибками; индивидуальная - над своими ошибками. Внесение коррективов в свою деятельн.



































6. Практические материалы,

представляющие специфику методики, реализуемой при изучении раздела


Урок обобщения по теме: «Словообразование»






Тема: обобщающий урок по теме «Словообразование».

Класс: 6

Цель урока: повторить и систематизировать основные сведения по словообразованию.

Задачи:

-закрепить знания о структуре слова, способах словообразования;

-совершенствовать умение определять зависимость правописания слова от его строения;

-развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, анализировать;

-формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;

- развитие самостоятельной, творческой личности.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Технология: критическое мышление.

Приемы критического мышления: кластер, мозговой штурм, эссе.

Наглядность: слайды, аудиозапись.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

.Технологическая карта урока:

1.Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Ход урока:

1. Психологическая подготовка к уроку. Проверка домашнего задания.

2. Введение в тему. Постановка учебной цели.

Прочитать написанное.

Без а не тян и у из а.

( Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).

-Что помогло нам правильно прочитать пословицу?

  • Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов?

Формулирование темы урока.

Игра «Верные и неверные утверждения»

1. Словообразование - это образование новых слов при помощи суффиксов.

2. Приставка служит для связи слов в предложении.

3. Словоформа - это изменение окончаний слов.

4. Для образования сложносокращенных слов можно взять начальные буквы.

5. О, Е, И - соединительные гласные.

6. Приставка па- никогда не существовала.

7. Суффикс может указывать на род деятельности человека

8. Приставка в - указывает на движение внутрь.

9. В сложных словах соединительная О пишется после мягких согласных.

10 В слове здание присутствует приставка З-.

Блиц-опрос. Каждая группа готовит по 3 вопроса по теме «Словообразование» и задает соседней группе.


  1. Стадия вызова. Актуализация знаний

Мозговой штурм.

- Что, по- вашему мнению, означает слово «всегда»?



(Составление кластера индивидуально, обсуждение в группе, афиширование)

- Где можно найти толкование слова?

-Найдите в словаре С.Ожегова толкование данного слова. Сравните со своим ответом.

- А что бы вы хотели было у вас всегда?

Прочитать текст «Пусть всегда будет солнце!»

Прослушать аудиозапись песни (Ученики подпевают).

-Как родились первые слова известной песни о солнце и мире?

-Кто и где рассказал об этой истории?

-Что нарисовал художник на плакате?

- Почему эту песню запели все дети мира?

II. Стадия осмысления

Задание 1

Разобрать слова по составу, определяя способ образования слов.

Детский, припев, известный, рассказал, объяснили, маленький, означает, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, юнкор, солнышко, спеть, бежит, разглядеть, пятьдесят, КТЛ.

(Индивидуальная работа учащихся)

- Теперь поработайте в группах и сверьте свою работу с работами других ребят.

Афиширование работ. Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Задание 2

Работа в группах. Образовать однокоренные слова, а затем формы одного и того же слова.

1 группа: сказка.

2 группа: песня.

3 группа: петь.

4 группа: детский.

Афиширование работ.

Задание 3

Работа с учебником (упр. 4 стр. 82). Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить ударения, подобрать проверочные слова. Работа в группах.

Образец: мальчуган- мальчик. Афиширование работ.

Задание 4

Комментированное письмо (упр. 8 стр. 83). Списать, дописывая окончания глаголов и существительных. Раскрыть скобки.

Мальчик запрыгал по (какой?) садовой дорожке (П.п). Писатель рассказал о (чем?) стихах в (чьей ?) своей книжке (П.п). Художник нарисовал плакат. Зазвучала (ед.ч., ж.р.) песня. Она перешагнула (ед.ч., ж.р.) все границы. Песню запели ( мн.ч.) дети во (каком?) всем мире (П.п).

III. Стадия рефлексии

1 группа. Эссе « Я - приставка».

2 группа. Эссе «Я - корень слова»

3 группа. Эссе «Я - суффикс».

4 группа. Эссе «Я - окончание» (Афиширование работ)

IY. Подведение итогов, выставление оценок

Конспект урока по теме:

Устный журнал по теме "Словообразование"

Цель урока:

-закрепить знания о структуре слова, способах словообразования;

-совершенствовать умение определять зависимость правописания слова от его строения;

-развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, анализировать;

-формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;

Технология: подача материала в игровой форме

Формы работы: индивидуальная, групповая.


Страница 1. Основные способы словообразования в русском языке

Название способа cловообразования


Примеры

Суффиксальный

росток - росточек
стена - стенной

Приставочный

соединить - присоединить
счастье - несчастье

Приставочно-суффиксальный

город - пригородный
пень - опенок

Бессуффиксный

отдыхать - отдых
переходить - переход

Сложение

вода, падать - водопад
детский корреспондент - деткор

Переход слов из одной части речи в другую

смелый (прилаг.) человек - смелый (сущ.) всегда впереди

Слияние словосочетания в одно слово

пластинка, долго играющая - долгоиграющая



Страница 2. Как образуются слова? Играем в слововодов.
Как же растут слова? Как обычные растения - из корня. Корень - это главная часть слова, она дает жизнь многим словам. Если собрать и записать все слова, выросшие из одного корня, то получится целое словообразовательное дерево. Есть деревья-гиганты, с многими десятками слов-листьев, есть поскромнее, а бывают и совсем маленькие кустики. Цель и задача настоящего слововода - бережно и внимательно выращивать словообразовательные деревья. Бережно - потому что часто вполне ветвистое и раскидистое дерево выглядит как чахлый прутик именно по вине ленивого слововода, не приложившего усилий для собирания слов. А внимательно - потому, что . впрочем, всему свое время, об этом расскажем чуть позже.
Итак, выращиваем свое словообразовательное дерево. Возьмем, например, всем хорошо известный корень - ВОД-. Какие слова окажутся на нашем дереве? Будут, очевидно, здесь и вода, и водичка, и водяной, и водный, и подводник, и водокачка, и даже водка. Только на этих примерах останавливаться недостаточно- слов, выросших на нашем дереве, явно гораздо больше. Можно посоревноваться с соседом по парте на предмет поиска таких слов (естественно, не во время урока!). Только внимательно следите за соседом, не то он в пылу состязания поместит на наше словообразовательное дерево и проводника, и водителя, и электропроводку. Сумеете ли вы, кстати, доказать ему, что эти слова выросли на другом дереве? Как это сделать?
Очевидно, не всякий -ВОД- нам подходит. Звукового совпадения мало, необходима еще и близость значений. Вот где пригодится внимательность: нужно постоянно проверять, не обманывает ли нас корень внешним сходством, не другому ли дереву он принадлежит. Наши слова с корнем -ВОД- связаны по смыслу с "бесцветной, прозрачной жидкостью", то есть водой, чужие же - с глаголом водить. На этом, другом, дереве растут такие слова, как водящий, заводной, переводчик.
Есть, впрочем, в русском языке слово, которое является своеобразным мостиком между двумя деревьями с такими похожими внешне, но различными по значению корнями. Оно, как лиана, одним своим концом растет на "ВОДном" дереве, а другим - на "ВОДящем". Вы уже догадались, что это слово водопровод, обозначающее специальную систему труб, служащую для проведения воды.

Страница 3. Есть ли абрикосы в парикмахерской,

или О вкусах не спорят.
С героями Булгакова приключилась история: поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз пили газированную воду - абрикосовую, - потому что "Нарзану" не оказалось. Вот что пишет об этом автор: "Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской". Ну а причем тут парикмахерская? Абрикосов там точно нет, зато специфических косметических запахов великое множество. Так значит, газировка пахнет не натуральным фруктом, а имеет какой-то искусственный, синтетический аромат? Но ведь она же абрикосовая - из абрикосов приготовлена! Или от абрикоса там всего лишь название и "парикмахерский" аромат?
Такой уж коварный этот суффикс -ов-. Казалось бы, гранатовый сок - из граната, апельсиновый джем - из апельсина, ананасовый компот - из ананаса. Так-то оно так, если все эти вкусности сделаны из фруктов. Ну а если нет? Тогда придется довольствоваться ненатуральными продуктами на основе ароматизаторов, и суффикс тоже изменится. Оказывается, разница между ананасовым сиропом и ананасным, даже если последний не пахнет парикмахерской и его на вкус не отличишь от первого, может быть очень велика: ананасовое должно быть сделанным из ананаса, а вот ананасное чаще всего обладает лишь свойствами ананаса, например вкусом, цветом, запахом, хотя сделано может быть вовсе не из этого тропического фрукта.
Каково же общее правило? Прилагательное с суффиксом -ов- означает "имеющий что-либо, относящийся к кому-, чему-либо или принадлежащий тому, что обозначается его основой", т.е. существительным, от которого образовано прилагательное. А суффикс -н- несет в себе оттенок качественности, и прилагательное с суффиксом -н- означает "имеющий, содержащий что-либо, обладающий каким-либо качеством". Итак, ананасовый сок имеет в своем составе фрукт ананас, а ананасный леденец напоминает фрукт своими качествами - цветом и вкусом.
Целый ряд слов можно образовать либо с помощью суффикса -ов-, либо -н-. Шафрановый и шафранный, лимоновый и лимонный, барбарисовый и барбарисный.

Страница 4. Лингвистическая сказка

«Образование притяжательных прилагательных»
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
- Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
- Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово "отец". - Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
- Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, - сказала она. - Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса - -ов и -ин - да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" - получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" - получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание - ий - "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом. Так возникла новая группа имен прилагательных.

Страница 5. Конкурс "Я - исследователь".
В книге известного ученого И.Г. Милославского "Как разобрать и собрать слово" (М.: Просвещение, 1987 - хорошо бы ее прочитать!) есть глава "Всегда ли 1 + 1 = 2?" Никакого отношения к математике эта глава не имеет, а вот к словообразованию имеет самое непосредственное отношение. Ученый пишет о том, что значение многих слов не является простой суммой значений их составных частей. Смотрите сами: писатель - не всякий, кто что-то пишет, а человек, который пишет художественные произведения; сапожник - человек, который, шьет и ремонтирует не только сапоги, но и другую обувь.
Как видите, в словообразовании много необъяснимого, загадочного. Очень часто производные слова образуются непредсказуемо, не по правилам, и 1 + 1 не всегда равно 2. Тем интереснее изучать этот раздел лингвистики.
А теперь предлагаем вам провести небольшое исследование.
Возьмем слова утренник, дневник, вечерник и ночник. Вам, конечно же, понятно, что они значат. Во всех этих словах есть суффикс -ик, все они образовались с его помощью от исходных слов утренний, дневной, вечерний, ночной.
Можно ли по одному только суффиксу догадаться, какие из этих слов обозначают предмет, а какое - лицо? С помощью словаря объясните значение слов и покажите, какая часть значения слова не нашла отражения в их толковании. (См. примеры-подсказки слов писатель и сапожник.)

Страница 6. Конкурс "Согласны ли вы?"
Прочитайте следующие утверждения. Выберите один из двух ответов: да, нет
Согласны ли вы, что:

1. . приставки па - не бывает?
2. . слова пасти, упасть, пастбище, пастух, пасть выросли на одном и том же "словообразовательном дереве"?
3. . три из семи слов, взятых из "Обратного словаря русского языка" на букву О: спасибо, самбо, зарево, кино, оно, озеро, колесо, - не имеют окончания о?
4. . в словах вез и нес по две морфемы?
5. . в ряду слов свинина, говядина. баранина, конина "лишним" является слово говядина?
6. . среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем?
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.
7. . в сумме все следующие слова содержат семь приставок?
Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.
8. . в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный, исторический?
Страница 7. Заполните таблицу «Способы образования слов»

Преинтересный, зонтик, ракетчик, зелень, подгруппа, весенний, перелетный, приморский, тепловоз, безоблачный, перепрыгнуть, разведчик, каменный, привокзальный, нефтебаза, дежурный ученик, дежурный по классу

Классификация методов и приемов, используемых при изучении раздела

  • Приёмы интерактивного обучения

Интерактивное обучение - взаимодействие учителя и ученика и включение самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс. При этом наиболее активная роль отводится учащимся.

Цель учителя - побудить к поиску знаний. Учитель создаёт учебную среду, готовит учебный материал так, чтобы ученик мог его освоить самостоятельно. Задания должны предлагаться посильные и небольшого объёма.

1.Карточки-задания

Различают контрольные карточки-задания и обучающие. На обучающих карточках учитель печатает текст произведения, фрагменты критической статьи, задания и т.д. Такие карточки даются на дом, а выполнение задания проверяется на уроке.

2.Дидактическая игра на уроках русского языка.

Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной.

Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, я проводила заседание групп «Корректор» и «Помощник редактора». Цель работы: сделать коррективы в письмах корреспондентов газеты (исправить речевые и орфографические ошибки).

Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученикам как к сотрудникам лаборатории НИИ: «Ребята, сегодня вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические закономерности», а учащиеся должны отвечать мотивированно. Конечно, это очень сложно, но интересно.

Игра-соревнование Часто используется в работе, тем более что в интернете много презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к теории.

  • Игровая форма обучения рассматривается как часто используемая.

Увлекательные формы проведения мероприятий: устный журнал путешествие, экспедиция, КВН, турнир эрудитов - помогают формировать интерес к изучению русского языка, углублять знания повышать общую языковую культуру, воспитывать языковое чутьё, развивать лингвистические способности

«Турнир эрудитов»
Устный журнал «Словообразование»
Час русского языка

Результативность работы на уроках игрового типа высокая: повышается интерес к предмету, активизируется деятельность детей на уроке, повышается уровень знаний.

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Повышают мотивацию к изучению материала приемы:

«Верные - неверные утверждения»

Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Для осмысления содержания текста чаще всего используются приемы:

«Чтение с остановками»

«Чтение с пометками»

«Составление кластера»

Развивает умение задавать вопросы прием

«Толстые и тонкие вопросы»:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки - лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

К приемам письменной рефлексии, помогающим творчески интерпретировать информацию, относятся:

1.Написание эссе.

2.Составление памятки, инструкции

3. Синквейн

Пример классического варианта синквейна. В переводе с французского «синквейн» переводится как «пять строк». Его составление подчинено определённым правилам:

1. Первая стока заключает в себе одно слово, обычно существительное, которое обозначает объект.

2. Во второй строке - два слова, чаще всего прилагательные или причастия, дающие описание признаков и свойств объекта

3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями

4. Четвёртая - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету

5. В пятой содержится одно слово, характеризующее суть предмета

Систему уже известных приёмов дополняют приёмы, которые относятся к моим педагогическим находкам:

 «Заработай бонус»

 «Творческий стол»

Игровые моменты, интегрирующие актуализацию знаний и зоровьесберегающие приёмы

Приём «Заработай бонус» позволяет побуждать ученика к творческой деятельности. Ученик ведёт зачётную книжку, в которой фиксируется вид творческой работы по изученному материалу. Каждая работа оценивается бонусом. В конце четверти бонусы ранжируются и отражаются в системе рейтинга ученика.

«Творческий стол» - работу в творческой группе произвольного состава и основан на дифференциации творческой деятельности


  • ИКТ на уроках русского языка

Компьютерные презентации Это могут быть и уроки по этимологии слов с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал.

Такие уроки используются при изучении данного раздела: «Путешествие в страну «Словообразование», «Способы словообразования».

Тренажеры используются на уроке как средство проверки усвоения знаний. Виды заданий по теме «Словообразование. Орфография»:

  • распределите по столбцам однокоренные слова и формы слова

  • разберите по составу указанные слова

  • составьте словообразовательный ряд

  • правописание корней с чередованием




7. Использованная литература



1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык:

Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред.

акад. РАО Н.М. Шанский. - М.: Просвещение. БИБЛИОГРАФИЯ

2.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М., 1987.

3.Львова С.И. Лингвистические знания - основа умений и навыков. - М., 1985.

4.Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка: Методическое пособие. - М., 2001.

5.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 1999.

6.Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 1992.

7.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. - М., 1985.





Приложение

Творческие работы учащихся

Лингвистическая сказка

«Образование притяжательных прилагательных»
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания "пиджак отца", "платок бабушки", "хвост лисы". Вперед выступило слово "пиджак":
- Уважаемый король! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
- Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят, - вмешалось слово "отец". - Помогите нам, замените нас прилагательными.
Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчиненным, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
- Я не возражаю против новой группы имен прилагательных, - сказала она. - Но есть ли у короля Словообразование нужные нам суффиксы?
Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса - -ов и -ин - да несколько окончаний. Присоединили -ов к основе слова "отца" - получилось прилагательное "отцов". Присоединили суффикс -ин к основе слова "бабушки" - получилось "бабушкин". А как же быть с существительным "лисы"? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание - ий - "лисий". А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать -ий суффиксом.

Так возникла новая группа имен прилагательных.
Некрасов Д. 6 кл.


Исследовательская работа по теме «Этимология слова»



  • Прилагательное щепетильный

  • этимологические родственники «крепости» - щепка, щепа, расщеплять, отщепить и даже отщепенец и чепуха.

Современное значение существительного щепка - «тонкая мелкая пластинка, отколотая от дерева» (не случайно говорят худой как щепка, высох как щепка). А в древности это значение имели слова щепа, чепа и чепуха. Н.М. Шанский в своем словаре приводит пример из старинной книги: «Льды от ветру в чепуху разбиваются» (то есть на мелкие части, как бы в щепки). Таким образом, щепка - это буквально «маленькая щепа» (аналогично тропа - тропка). В современном языке значения этих слов совпадают, чепухой же называют или мелочь, ерунду, то, что несущественно, незначительно; или чушь, вздор, нелепость, бессмыслицу (сравните: чепуховое дело - говорить чепуху).

Расщепить - значит «разделить на мелкие и тонкие (как щепки) части». Так что можно расщепить и доску, и атом.

Наконец, самые трудные для ученического понимания слова - отщепенец и щепетильный. Они тоже связаны со щепкой, но по-разному.

Существительное отщепенец образовано от глагола отщепить («отколоть щепу») и буквально значит «отломок, осколок». Понятно, почему именно этим словом называют человека, который откололся от своей общественной среды: отщепенец - отколовшийся от своего коллектива, народа, как щепка от своего дерева.

Оценочное прилагательное щепетильный в наше время употребляют по отношению к людям, которые строго, до мелочей соблюдают правила и принципы. Иными словами, щепетильный - обязательный даже в мелких, как щепка, делах. Разработка раздела Планирование и уроки по теме Словообразование

Все слова данного этимологического гнезда, даже получившие со временем переносное значение, сохранили и общий со щепкой элемент (или «мелкий», или «отколовшийся»), и единообразное написание этимологического корня -щеп- (и его варианта -чеп-).

Работу выполнила ученица 6 класса Мирянгина Т.

Понятие об этимологии

Урок-исследование

Цель урока:

  1. Познакомить с понятием этимология

  2. Научить работать с этимологическим словарём.

  3. Убедить в важности этимологического разбора слова для выяснения морфемного состава слова, его значения и правильного написания.

Ход урока

I. Создание мотивации изучения темы.

Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.

Возможные варианты работы:

1.Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.

ПОДЛИНН - ЫЙ

ПОДНОГОТН - АЯ

ПО - ДЛИН - Н - ЫЙ

ПОД - НОГОТ - Н-АЯ

Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)

2.Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)

Таким образом выходим на новый вид разбора - этимологический.

II. Введение понятия этимология, этимологический анализ.

Этимология (гр. etymon - истина, основное значение слова + logos - учение) - это наука о происхождении слова.

Произвести этимологический анализ - значит исследовать происхождение слова. При этимологическом анализе привлекаются данные не только из истории русского языка, но и из истории народа, используются языковые факты близкородственных языков, диалектов. Этимологический анализ помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение.

III. Знакомство с "Кратким этимологическим словарём" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.

IV. Сообщения учеников.

1) Об этимологическом фонетическом анализе слов.

(по упр. №688. Сборник задач и упражнений. Русский язык. Практика. Учеб. пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /Под ред. В.В. Бабайцевой.- М.: Просвещение, 1992)

Можете ли себе представить, что бык и пчела - слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.

Глагол букать у древних славян означал "мычать, реветь", то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы - получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой -ъ(ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй "мычащий зверь" выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое - бджола, русский - второе - пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат.

Разработка раздела Планирование и уроки по теме Словообразование

Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?

2)Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.

Почему новая строка в тексте называется красной?

Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.

В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.

В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.

3) Этимологический анализ помогает правильно написать слово.

Почему в слове аллея пишется ЛЛ?

Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника - allee - "проход, дорога", которое унаследовало ЛЛ от своего "родителя" - глагола aller - "идти, проходить".

Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).

V. Игра "Брейн-ринг".

(Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)

Вопросы к игре:

1)Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении "говорить".)

2)Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)

3)Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)

4)Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати - "стать". Первоначальное значение - "подстилка", затем - "стул" и, наконец, "стол".)

5)Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ - "юг, полдень". Первоначальное значение слова ужин - "полдник".)

6)Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)

7)Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)

8)Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении "отличить, заметить". Первоначальное значение - "отличительный знак, отметина".)

9)Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)

10)Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса -ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti - "печь". Первоначальное значение - "выжженный знак".)

11)Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)

12)Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути - "тратить". Трава - буквально "то, что тратится, потребляется, съедается.)

13)Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё - "трава, былинки". В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло - "заросло травой". В современном языке фразеологизм имеет значение "давно забыто".)

VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.

Ономастика (от гр. onomastikos - относящийся к имени) - раздел лексикологии, посвящённый изучению собственных имён.

Топонимика (от гр. topos - место, местность + onyma - имя.) - раздел лексикологии, посвященнрый изучению географических названий.

Домашнее задание:

1)Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам:

Л. Успенского "Слово о словах. Ты и твоё имя", В.А. Никонова "Словарь русских фамилий",

А.В. Сусловой, А.В. Суперанской "О русских именах".

2)Почему Волгу назвали Волгой? (В книге Н.М. Шанского "В мире слов").

3)Подобрать один-два вопроса по этимологии для всего класса.






© 2010-2022