Урок по литературе на тему Л. Н. Толстой После бала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Л. Н. Толстой «После бала»

Задачи урока:

образовательные:

  • продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;

  • формировать навыки осознанного, беглого чтения;

  • формировать умение анализировать текст.

коррекционно-развивающие:

  • развитие речи посредством изучения новых слов;

  • развитие творческого воображения при работе с иллюстрацией к тексту;

  • коррекция образного мышления и расширения поля зрения, посредством словарной работы;

  • коррекция произвольной памяти и внимания.

воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к чтению;

  • учить давать характеристику поведению людей;

  • развивать у учащихся чувства сострадания, сопереживания, толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

учебник «Книга для чтения 8 класс, автор-составитель З.Ф. Малышева; мультимедийная презентация к уроку, проектор

Дидактический (раздаточный) материал:

корректурные пробы Бурдона; карточки для индивидуальной работы, «солнышки», «тучки»

Здоровьесберегающие методики и технологии:

смена динамических поз; физкультминутка; офтальмотренажёр В.Ф. Базарного для профилактики близорукости; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания

Ход урока.


  1. Организационный момент. Аффирмация. Слайд №1.

- Здравствуйте ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Повторяйте за мной.

«Меня любят, и я нужен. Мои родители меня любят. Мои родители гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто меня обидел. Я прощаю самого себя. У меня все хорошо».

- Спасибо! Пройдите на свои места и начнём урок.


  1. Речевая разминка. Слайд №2

- Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.

  • Прочитайте в разговорном темпе, выделяя самые важные слова.

  • Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя в слова.

- Мы провели речевую разминку и можем начинать работать.


  1. Актуализация знаний. Слайд №3

- Когда так говорили? «Окончен бал, погасли свечи!» (В 18-19 веках балы проходили зажжённых свечах, которые горели в огромных люстрах под потолком. Свечи сгорали, и бал завершался.)

- Как это высказывание подходит к нашему произведению, которое мы читаем?

-Назовите это произведение? Слайд №4

- Назовите автора текста?


  1. Проверка домашнего задания.

  1. Работа с иллюстрацией. Слайд №5

- Посмотрите на слайд. Что изображено на иллюстрации?

- Относится ли иллюстрация к нашему произведению?

- Как мы озаглавили 1 часть рассказа «После бала»? (На балу)

- Передайте содержание 1-й части по иллюстрации (сильный ученик пересказывает текст части).


  1. Индивидуальная работа по карточкам.

- У ребят (индивидуально) на столе лежат карточки. Прочтите текст, остальные слушают и решают о ком идёт речь или кто сказал данные слова? Так же можно посмотреть текст на слайде. Слайд № 6.

«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя сильная любовь. Это была Варенька…, - … - Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.» ((Иван Васильевич, рассказчик).


«…Я видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющие, зарумянившиеся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины и женщины…» (Варенька)



« Он … был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками…» (полковник, отец Вареньки)

3. Фронтальная работа.

- Ребята, скажите какое чувство испытывал рассказчик к отцу Вареньки во время бала? Зачитайте в тексте.

- Мы много работали, глазки наши устали. Сейчас поработаем под музыку и понаблюдаем за одной танцовщицей, которая будет танцевать для нас (на конце указки силуэт балерины).

4. Зрительная гимнастика по Базарному. Слайд № 7.


  1. Работа с новым материалом.

- Продолжаем нашу работу.

- Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь во 2 части рассказа? (предложения детей)

- Перед тем, как мы узнаем, о чём же на самом деле рассказывается во 2-й части, поработаем с корректурными картами (Приложение 1). У вас на столе карточки с буквами. За одну минуту, посчитайте глазками, сколько раз повторяется буква Б? (5)

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

Г

К

Б

О

М

Л

З

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н


  1. Словарная работа. Слайд №8

- Проведём словарную работу 2-й части рассказа, посмотрите на слайд и объясните слова (масленичная погода, рогожки, извозчик, мазурка, ломовые, шпицрутены). Характеристику последних двух слов найдите в словариках после текста.

- Отдельно разберём такое понятие, как прогонять через строй. Слайд № 9

- Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (дети описывают)

- Какой вывод можно сделать (прогонять через строй, значит наказывать за провинность, наказывать жестоко).


  1. Знакомство с новой частью текста.

- А сейчас мы узнаем, изменятся ли чувства нашего героя в следующей части рассказа (читают текст хорошо читающие дети).

-Ребята, мы с вами уже хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

3. Физкультминутка. Слайд № 10.

- Выполним упражнения в парах под музыку. Один из вас будет галантным кавалером, другой скромной дамой. Нужно кавалеру движениями пригласить даму на танец, а даме ответить (кавалер делает поклон и предлагает руку, дама опускает голову и приседает в реверансе). Потом дети меняются ролями.

VI. Проверка первичного восприятия текста.

1. Фронтальная работа.

- Какие чувства охватили рассказчика, увидевшего сцену наказания? (подтвердить строками из текста)

- Сравните, каким человеком был полковник на балу, и каким оказался на самом деле.

- Почему угасла любовь Ивана Васильевича?

- Подумайте и скажите, что изменилось при чтении этой части текста? (чувства, настроение)

- А к кому из героев у вас изменились чувства? (полковнику)

2. Работа в парах.

- У вас на столе лежат слова характеризующие полковника на балу и после него. На слайде вы видите таблицу. Слайд № 11.

Портрет полковника.

На балу

После бала



- Ваша задача разложить на столе слова в два столбика: слева - каким он был на балу, справа - после него (красивый; бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; статный; гневный голос; танцевал прекрасно; нежно, мило обхватил дочь руками; радостная улыбка; грозно и злобно нахмурился; твёрдая, подрагивающая походка).

- Проверьте, правильно ли вы распределили, посмотрите на слайд с правильным ответом. Слайд № 12.


  1. Работа в тетрадях.

- В тетрадях начертите таблицу и запишите слова в нужный столбик.

- Мы с вами разобрали вторую часть, как озаглавим её? (предложения детей «После бала», «Сквозь строй»)


  1. Чтение эстафетой.

- А теперь, ребята, почитаем эту часть эстафетой. Будьте очень внимательны.

VII. Итог урока.

- Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание прочитанной части. Слайд № 13.

Силу применять легче, чем разум.

У сильного всегда бессильный виноват.

Всякий человек в деле познаётся.

Быть сильным - хорошо, быть умным - вдвое лучше.

Сила без ума - небольшое богатство.

(дети объясняют свой выбор)

VIII. Домашнее задание. Стр.129-132, пересказ отрывка от 3-го лица; индивидуальное задание - пересказ отрывка наказания солдата (Дима).

IX. Рефлексия. Слайд № 14.

- На партах у вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам было легко и интересно на уроке, поднимите «солнышки» и улыбнитесь, а если - трудно, то «тучки» и тоже улыбнитесь. Я уверена, в следующий раз всё у вас получится.

- Мне было с вами сегодня приятно работать, большое спасибо! Слайд № 15.



© 2010-2022