- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование Чтение (5 класс) 2013
Календарно-тематическое планирование Чтение (5 класс) 2013
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Третьякова С.И. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по чтению
Пояснительная записка
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. ,
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Учащиеся должны:
- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
5 класс
составлено на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
учебник: «Чтение 5 класс» З.Ф.Малышева, М: «Просвещение» 2004г.
(4 ч. в неделю, 136 ч. в год)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
-
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
-
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
-
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.
-
Ответы на вопросы к тексту
-
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
-
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
-
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
-
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература для внеклассного чтения (на выбор)
-
Русские народные сказки.
-
Сказки народов мира.
-
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».
-
В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
-
А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
-
А. П. Гайдар «Чук и Гек».
-
Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
-
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
-
Я. Я. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
-
В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
11.К Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».
12.Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».
13.Б. Я. Полевой «Сын полка».
14.М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
15.Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
-
отвечать на вопросы учителя;
-
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
-
Наизусть 6-8 стихотворений.
№
Разделы, темы уроков
Кол-во часов
ЗУНы
ОУУНы
Планируемая дата
Фактическая дата
Повто-рение
Практичес-кая работа
Контроль
I
Устное народное творчество
3
Знать:
- загадки, пословицы, поговорки русского народа
Уметь:
- читать осознанно вслух, «про себя»;
- определять жанры устного народного творчества
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
1
Считалки. Заклички. Потешки.
1
Устное народное творчество
С 3-4
текущий
2
Пословицы, поговорки
1
С 5-6
текущий
3
Загадки
1
С 6-8
итоговый
II
Сказки.
21
Знать:
- народные и авторские сказки, их отличие;
- авторов сказок
Уметь:
- читать осознанно вслух, «про себя»;
- читать выразительно;
- выделять с помощью учителя главную мысль сказки;
- выбирать из текста слова и выражения, характеризующие героев
- находить в тексте непонятные устаревшие слова и выражения;
- пользоваться подстрочным словарем
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
Никита Кожемяка
2
Сказки
С 11-14
текущий
2
Как наказали медведя
1
С 14-15
текущий
3
Золотые руки
2
С 15-18
текущий
4
Морозко
2
С 18-24
текущий
5
Вн/чт К/ф «Морозко»
2
итоговый
6
Два Мороза
1
С 24-27
текущий
7
Три дочери
1
С 27-28
текущий
8
А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне…
2
Сказки Пушкина
С 29-40
текущий
9
Вн/чт А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне (полностью)
2
итоговый
10
М-Сибиряк. Серая Шейка
3
С 41-50
текущий
11
Р/р Пересказ по плану
1
С 43
текущий
12
Р/р Составление рассказа по плану
1
План рассказа
С 43
текущий
13
Повторение, закрепление
1
С 51
итоговый
III
Картины русской природы.
14
Знать:
- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;
- наизусть 3 стихотворения
Уметь:
- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);
- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
Г.Скребицкий. Лето. Июнь
1
Русские поэты о природе
С 51-52, 53-54
текущий
2
И.Суриков. Ярко солнце светит
1
С 54-55 наизусть
текущий
3
А.Платонов. Июльская гроза
2
С 55-61
текущий
4
Р/р Рассказ-описание
1
С 61
текущий
5
А.Прокофьев, Ю.Гордиенко.
1
С 61-63
текущий
6
Повторение, закрепление
1
С 63
итоговый
7
Осень. Г.Скребицкий. Сентябрь
1
С 64-65
текущий
8
С-Микитов. Золотая осень
1
С 66-68
текущий
9
К.Бальмонт. Осень
1
С 68 наизусть
текущий
10
Г.Скребицкий. Добро пожаловать
1
С 69-71
текущий
11
В.Астафьев. Осенние грусти
1
С 72-73
текущий
12
И.Бунин. Первый снег
1
С 73-74 наизусть
текущий
13
Р/р Устный рассказ
1
С 74
итоговый
IV
О друзьях-товарищах.
17
Знать:
- произведения русских авторов о настоящей дружбе, о бережном отношении друг к другу
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план в форме повествовательных и вопросительных предложений;
- пересказывать по плану;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя
- организовать свое рабочее место;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь понимать учебную задачу;
- слушать рассказ, объяснение учителя
1
Ю.Яковлев. Колючка
2
С 75-79
текущий
2
Ю.Яковлев. Рыцарь Вася
1
С 80-83
текущий
3
Н.Носов. Витя Малеев…
2
С 83-87
текущий
4
Вн/чт Н.Носов. Витя Малеев…
3
итоговый
5
В.Медведев. «Фосфорический» мальчик
2
С 88-92
текущий
6
Л.Воронкова. Дорогой подарок
1
С 92-96
текущий
7
Я.Аким. Твой друг
1
С 96-97
текущий
8
Басни И.Крылова. Ворона и Лисица
1
Басни Крылова
С 99-100
текущий
9
Щука и Кот
1
С 101-102
текущий
10
Квартет
1
С 102-104
текущий
11
Вн/чт Басни И.Крылова
2
итоговый
V
Спешите делать добро.
12
Знать:
- произведения русских авторов о труде людей, их отношении к Родине, друг другу
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
Н.Хмелик. Будущий олимпиец
2
С 105-108
текущий
2
О.Бондарчук. Слепой домик
1
С 108-110
текущий
3
В.Осеева. Бабка
3
С 110-117
текущий
4
А.Платонов. Сухой хлеб
2
С 118-124
текущий
5
В.Распутин. Люся
2
С 124-127
текущий
6
В.Брюсов. Труд
1
С 127-128
текущий
7
Р.Рождественский. Огромное небо
1
С 129-130
итоговый
VI
Картины родной природы.
29
Знать:
- стихотворения о родной природе и бережном отношении к ней;
- наизусть 3 стихотворения
Уметь:
- читать выразительно, соблюдая интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса);
- читать бегло, осознанно вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- отвечать на вопросы учителя;
- устно рисовать картину, описанную автором в стихотворении
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
Ф.Тютчев. Зима
1
Поэты, писатели о природе
С 131-132 наизусть
текущий
2
Г.Скребицкий. Декабрь
1
С 132-133
текущий
3
К.Бальмонт. К зиме
1
С 133-134
текущий
4
Г.Скребицкий. Всяк по-своему
1
С 134-137
текущий
5
Р/р Пересказ от 1-го лица
1
С 137
текущий
6
С.Есенин. Поет зима…
1
С 137-138
текущий
7
С.Есенин. Береза
1
С 138 наизусть
текущий
8
А.Пушкин. Зимняя дорога
1
С 139
текущий
9
Р/р Сочинение по плану
2
С 140
итоговый
10
Г.Скребицкий. Март
1
С 141-142
текущий
11
А.Толстой. Вот уж снег…
1
С 142-143
текущий
12
Г.Скребицкий. От первых проталин до первой грозы
1
С 143-145
текущий
13
Весна-красна
1
С 145-147
текущий
14
Грачи прилетели
1
С 147-148
текущий
15
Р/р Изложение
2
С 148
текущий
16
Заветный кораблик
1
С 148-149
текущий
17
Р/р Пересказ от 1-го лица
1
С 149
текущий
18
В весеннем лесу
1
С 149-151
текущий
19
А.Толстой. Весенние ручьи
1
С 152-154
текущий
20
А.Пушкин. Гонимы вешними…
1
С 154
текущий
21
А.Блок. Ворона
1
С 155
текущий
22
Е.Серова. Подснежник
1
С 156
текущий
23
С-Микитов. Весна
1
С 156-157
текущий
24
И.Бунин. Крупный дождь
1
С 158
текущий
25
С.Есенин. Черемуха
1
С 159 наизусть
текущий
26
Я.Аким. Весна, весною, о весне
1
С 159-160
текущий
27
Повторение пройденного
1
С 161-162
итоговый
VII
О животных.
19
Знать:
- произведения русских авторов о жизни животных
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;
- самостоятельно читать несложный текст с выполнением заданий: найти ответ на вопрос, подготовиться к пересказу
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
Г-Михайловский. Тема и Жучка
2
Рассказы о животных
С 163-169
текущий
2
А.Толстой. Желтухин
2
С 169-176
текущий
3
К.Паустовский. Кот ворюга
2
С 176-180
текущий
4
Вн/чт К.Паустовский. Заячьи лапы
2
текущий
5
Б.Житков. Про обезьянку
2
С 180-187
текущий
6
Э.Асадов. Дачники
1
С 187-189
текущий
7
Ф.Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны
1
С 189-191
текущий
8
С.Михалков. Будь человеком
1
С 192-193
текущий
9
Н.Некрасов. Мороз, Красный нос
2
С 204-207
текущий
10
А.Куприн. Белый пудель
2
С 207-216
текущий
11
Вн/чт Куприн
2
VIII
Слава героям
7
Знать:
- произведения русских авторов о прошлом нашего народа, о его героизме в ратных подвигах;
- исторические события в жизни страны
Уметь:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста с помощью учителя;
- составлять с помощью учителя план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
О.Тихомиров. На поле Куликовом. Москва собирает войско
1
Историчес-кие события, рассказы о войне
С 195-196
текущий
2
Куликовская битва
1
С 197-199
текущий
3
Слава героям
1
С 200
текущий
4
С.Алексеев. Бородино. Ключи. Конец похода
1
С 201-203
текущий
5
Ю.Коринец. У могилы неизвестного солдата
1
С 222
текущий
6
Л.Жариков. Снега, поднимитесь метелью!
2
С 217-221
итоговый
IX
Зарубежная лит-ра.
13
Знать:
- произведения зарубежной литературы о настоящей дружбе, о юных героях
Уметь:
- читать осознанно, правильно;
- читать «про себя», выполняя задание;
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на части;
- озаглавливать части текста;
- составлять план;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты речи из текста;
- передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя;
- иллюстрировать отрывок из произведения
- организовать свое рабочее место;
- уметь ориентироваться в учебнике;
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
- уметь принимать учебную задачу;
- чтение вслух, «про себя»
1
В.Гюго. Гаврош
2
Произве-дения зарубеж-ных писателей
С 224-2229
текущий
2
М.Твен. Приключения Тома Сойера
3
С 229-239
текущий
3
С.Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса…
3
С 239-247
текущий
4
Г.Андерсен. Русалочка
2
С 247-251
текущий
5
Вн/чт Сказки Андерсена
3
итоговый
X
Подведение итогов года
1
С 252
итоговый
ИТОГО: 136 ч.