Конспект урока (технологическая карта) по русскому языку. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 5 класс.

УМК, автор программы

Русский язык, 5 класс (Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. - М., «Просвещение», 2015 год)

Учитель

Филатова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 35

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№:121. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Цель урока

Формирование способности учащихся к новому способу действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

сформировать умение правильного написания гласных О и Е в окончаниях существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Сформированность основных понятий урока: шипящие согласные, окончание слова.

Сформированность предметных умений:

умение применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (ЛУУД); умение принимать учебную задачу и участвовать в целеполагании учебной деятельности (РУУД); умение работать в группе (КУУД); умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах (ПУУД).

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ).

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник «Русский язык. 5 класс» (авт. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др.)

Раздаточный материал.

Презентация

Мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет














Организационная структура урока


Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Организует беседу с учащимися на уроке:

- Какую часть речи мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Что вы знаете об имени существительном?

Предлагаю вам выполнить орфографическую пятиминутку.

Отвечают на вопросы учителя:

(Имя существильное)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Слайд 1

- Запишите словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы там, где вы можете их объяснить. Если не можете подобрать правило написания - вставьте орфограммы карандашом. Обозначьте морфемы, в которых они пропущены.

Розовые щ..ки, легкий ш..рох, заросло камыш..м, белая ш..рстка, короткая ч..лка, любуюсь птиц..й, темной туч..й.

- В каких морфемах пропущены орфограммы? По какому признаку можно разделить на группы?

-После каких букв?

-Как называется группа этих звуков?

- Правописание орфограммы в какой морфеме мы можем объяснить?

Работают самостоятельно, записывают словосочетания в тетрадь.




(В корне и в окончании)

( щ, ш, ч, ц)

(Шипящие)

(В корне)

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

- В каких морфемах вы вставили орфограммы карандашом? Почему?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем объяснять? Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 2)

(Написание о-е в окончаниях, т.к. эта орфограмма для нас новая, еще не изученная)

В тетради записывают тему урока

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

- Итак, открываем учебники на стр. 76. Посмотрите, совпадает ли по смыслу сформулированная нами тема.

-Для чего и как нам этому учиться? Ответив на эти вопросы, мы сформулируем цели урока. Помогут нам опоры:

1) Познакомиться с …

2) Научиться применять…..(Слайд 3,4)

Возвращаемся к словам орфографической минутки:

- Обратите внимание на орфограммы, написанные карандашом.

- Поставьте ударение. По какому признаку можно разделить на группы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о - е в окончании имен существительных?

-Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы вывели правило. § 99 стр.76

Важно не только знать правило, но и графически обозначать орфограмму.

Я предлагаю вам посмотреть, как правильно это делается.

Вы внимательно смотрите, что за чем выделяется в слове, постарайтесь запомнить.

Формулируют цели урока



(От ударения)

Формулируют правило.

Зачитывают правило в учебнике.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

-Давайте составим алгоритм рассуждения "Мысли в порядке - пятёрки в тетрадке". (Слайд 5)

Вы внимательно смотрите, что за чем выделяется в слове, постарайтесь запомнить.

- Теперь мы можем вернуться к тому заданию и провести проверку. ( Слайд 6)

Учитель вместе с учениками составляет алгоритм рассуждения.

Проверяют правильность написания о-е после шипящих и ц в окончаниях чуществительных. (Самопроверка)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- Для закрепления изученного материала выполним упражнение № 556.

Разбиваются на 3 группы, выбирают капитанов команд.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цифровой диктант.

Укажите и распределите цифры предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой

1) Лошади бежали рысцой. 2) Герасим толкнул дверь плечом. 3) Плывет кораблик-солнышко, кругом лучи кольцом. 4) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи. 5) Ласточка свила гнездо под крышей. 6) Над рощей пронеслась туча. 7) Подобрали ребята двух птенцов. 8) Длинной вереницей тянулись гуси к ближнему озеру. 9) Ласточку люди называют вестницей весны.

Ключ

-O-

-E-

1

5

2

6

3

8

4

9

7

Работают в парах (взаимопроверка по ключу, записанному на доске.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

-В каких произведениях происходят чудеса? Я предлагаю вам побывать в роли сказочников. Каждая группа - разные шипящие. Все зажмурьте глаза- мы отправляемся в сказку. Теперь открываем глаза.

Шипящие ж, ш - потянитесь, пройдите к 1 сказочной мастерской,

шипящие ч, щ встаньте, выпрямитесь, присядьте - ко второй,

а группа Ц встаньте, попрыгайте на одной ноге, затем на другой, пройдите - к третьей.

А теперь послушайте сказку.

"В стране Орфографии правил Король Ударение. Владел он волшебной палочкой. Гласные по его приказу звучали громко и отчётливо. Было у короля две дочки: Принцесса О и Принцесса Е. Король Ударение старался держать своих дочерей в строгости, но они иногда выходили из-под контроля. Могли быть ударными, а могли - безударными. Однажды он с принцессами О и Е отправился в гости к шипящим.

Назовите их. (1 группа: ж, ш. 2 группа: ч, щ. 3 группа: Ц).

Итак, подошёл Король с дочками к шипящим и Ц, и стали они их разглядывать. И вдруг..."

(См. Приложение 1, При)

Ну а теперь ваше задание. На столах вы видите продолжение сказки. Ваша задача: прочитать и вставить вместо пропусков нужные слова в форме Т.п., графически обозначить орфограмму. Синим маркером вписываете слово, зеленой ручкой обозначаете орфограмму. У вас 4 минуты. Вперёд!

(в сказках)

Каждая группа получает бейджи с названием. Выполняют команды учителя (физкультминутка).




Слушают начало сказки.






Выполняют задание в группах. капитаны команд зачитывают свой отрывок из сказки, объясняют правописание вставленных слов.

Вывешивают их на доску.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Проверочная работа с использованием сигнальных карточек (у каждого ученика на парте карточки с буквами О, Е.)

Храбрецом, морозцем, вереницей, рощей, гребцов, румянцем, скворцом, баржей, кожей, отцов, камышом, неудачей, танцем, сторожем, невежей.

-Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

Учитель называет слова, ученики поднимают сигнальные карточки.



Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание на рефлексию:

1. Сегодня на уроке мне удалось научиться…

2. Самым интересным для меня на
уроке было…

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

  1. П. 99, упр № 557

  2. По желанию: сочинить свою сказку с использованием слов на изученную орфограмму

Записывают информацию о домашнем задании

10


© 2010-2022