Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312  от 09.03.2004 года  и примерной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005год. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просве...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение Новомарковская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского района Воронежской области



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор Новомарковской СОШ Зам. директора по УВР НА ЗАСЕДАНИИ МО

--------------------------- ---------------------------- Протокол N.---------

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2014 - 2015 учебный год



Класс: 10 (базовый уровень)

Количество часов: на учебный год: 35 часов: в неделю: 1 час

Планирование составлено на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательного учреждения автора А.И.Власенкова, 2005 г.

Учебник : Русский язык. для 10-11 классов

Авторы : А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. М. «Просвещение»,2014 Г.

Программу составила: учитель русского языка и литературы Гулева Л.В. , 1КК



Пояснительная записка.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005год. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2014 года, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2014 года. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования - регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ

На базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

  • коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и линг­вистического (фонетического, лексического, словооб­разовательного, морфологического, синтаксическо­го) разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практи­ковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установле­ние взаимосвязи фонетической, грамматической ха­рактеристики слова с его правописанием; разбор на­чинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта; устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лек­сикой и стилистикой, словообразованием и морфоло­гией, морфологией и синтаксисом на уровне предло­жения.

Работа по орфографии и пунктуации в значитель­ной мере ведется параллельно с работой над текстом.

Развитие речи определяется органичным сближе­нием курса русского языка с литературой, система­тическим обращением к текстам изучаемых в стар­ших классах произведений, выходом на изобрази­тельно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучае­мого литературного произведения так или иначе свя­зана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном мате­риале они учатся строить сообщения типа индивиду­альной, сравнительной, групповой характеристики, анализировать идейно-тематическое содержание про­изведения, его композицию, используемые в нем художественные средства, видеть авторское отноше­ние к изображаемому, позицию автора по затрагивае­мым в произведении вопросам.

Преобла­дающими становятся виды работ, связанные с анали­зом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает не­обходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа опи­сания и рассуждения, в том числе текстов с лингвис­тическим и литературоведческим содержанием.

Раздел «Текст и его строение. Основные виды переработки текста», как и раздел, посвященный фонетике, лексике, грамматике, в значительной мере (если иметь в виду теоретический материал) явля­ется повторением того, что было изучено в пред­шествующих классах, однако на этом этапе его со­держание существенно обогащено, расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен и усложнен ха­рактер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся Главными в программе являются разделы, в кото­рых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художе­ственному стилям. Это диктуется социальной значи­мостью названных стилей, требованиями, предъяв­ляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникаю­щими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями ре­чи, их основополагающими элементами

Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятие и переработка текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам.

Указанный в программе материал по публицисти­ческому стилю речи имеет ярко выраженную прак­тическую направленность. Она выражается в ориен­тации на овладение учащимися общественно-по­литической лексикой, синтаксисом публичных вы­ступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной фор­мой речевой деятельности - докладом, выступлени­ем в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художе­ственный стиль речи.

Главное направление рабочей программы - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале
текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, - на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образ автора.

Поскольку предлагаемая программа ориентиро­вана в основном на работу с текстом, задания для учащихся (независимо от изучаемой в данный мо­мент темы) будут, как правило, носить комплексный характер, т. е. наряду с освоением материала очеред­ной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобрази­тельно-выразительные средства, пунктуацию и ее стилистическую роль в данном тексте и т. д.











Содержание тем учебного курса


10 класс


(35 ч)

Общие сведения о языке (7 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и исто­рия народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславян­ского единства и принятия христианства; период воз­никновения языка великорусской народности в XV- XVII вв.; период выработки норм русского нацио­нального языка.

Русский язык в современном мире: в международ­ном и п межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Фонетика! орфоэпия» орфография (4 ч)

Обобщение! систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного про­изношения и ударения в русском языке. Выразитель­ные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам рус­ской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 ч)

Лексическая система русского языка. Многознач­ность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Рус-

СКВЯ лексика с точки зрения ее происхождения: ИСКОННО русские слова, старославянизмы, заимст­вованные слова. Русская лексика с точки зрения Сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; арха­измы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные но­вообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, послови­цы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистиче­скими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, анто­нимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные си­нонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности мор­фологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексиче­ского и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: пра­вильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного тек­ста.

Функциональные стили речи, их общая характе­ристика.


Научный стиль речи (5 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтакси­ческие особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, ана­лиз и классификация терминов. Толкование (рас­крытие значения) терминов. Терминологические эн­циклопедии, словари и справочники. Термины и про­фессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного сти­ля.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

должны знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.

Условные обозначения: (Я) - языковая компетенция; (К) - коммуникативная компетенция; (ЛС) - личностное саморазвитие

способны решать следующие жизненно-практические задачи:


Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.



Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.































ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

учебники:

1. ВласенковА. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 класс. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2011год

учебными пособиями:

1 Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. - М.: ВАКО, 2007

2 ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания/ Л.И.Пучкова. -М.: Издательство «Экзамен», 2011г.

3 ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых письменных заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева.-М.: Издательство «Экзамен», 2011г.

4 Егорова Н.В., Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2008г.

5 ЕГЭ-2011. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько.-М.: Национальное образование, 2010г.

Мультимедийные пособия:

  1. « Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов;

2. Репетитор « Русский язык» обучающая программа для школьников;

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»;




Способы развёртывания материала

В связи с необходимостью подготовки к ЕГЭ по русскому языку некоторые дидактические единицы заменены на другие, повторение, по программе отнесённое на конец учебного года проводится периодически в течение всего учебного года.

Изменения учебно-тематического плана

Раздел по программе и кол-во часов

Кол-во часов по календарно-тематическому планированию

Изменения

Кол-во контрольных работ

Кол-во уроков Р/Р

Общие сведения о языке (7 ч)


9 ч

Добавлены уроки повторения, контроля. Уроки Р/Р

1

2

Фонетика! орфоэпия» орфография (4 ч)




Лексика и фразеология (6 ч)


6 ч

Добавлены уроки повторения, контроля.

1


Морфемика (состав слова) и словообразование (3часа)




Морфология и орфография (6 ч)


6




Речь, функциональные стили речи (3 ч)

3



1

Научный стиль речи (3 ч)


3+1ч резерв


1

1

Итого:

35


3

4





Тематическое планирование

Система урока

Тема урока

Тип урока

Элементы основного содержания

Элементы дополни-тель­ного содержа-ния

Виды контроля

Компетенции

Дата

По плану

факт

1

Общие сведения о языке (7ч)

Роль Языка в общество

Повтори-тельно-обобщающий урок

Роль Языка в общество

Обеспечение функциональной направленности в изучении грамматики:

Знать: сущность языка; формы существования национального русского языка,

Уметь: правильно выбрать ответ в тесте

2

Срезовый контрольный диктант

Урок контроля


3

«Язык каждого народа создан самим народом» К. д. Ушинский

Повтори-тельно-обобщающий урок

Фронтальный опрос

Теоретический опрос

Знать: сущность языка; формы существования национального русского языка, нормы русского литературного языка, ученых-русистов

4

История развития русского языка

Повтори-тельно-обобщающий урок

История развития русского языка

тест

Теоретический опрос

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.

Умение правильно выбрать ответ в тесте

5

Периоды в истории развития русского языка

Повтори-тельно-обобщающий урок

Периоды в истории развития русского языка

Фронтальный опрос

Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы

6

Место и назначение русского языка в современном мире

Повтори-тельно-обобщающий урок

Фронтальный опрос

Знать понятие «мировой
язык», русский язык как родной и русский язык как государственный, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

7

Изложение

Урок раз­вития речи


8

Стилистические функции устаревших форм слова

Повтори-тельно-обобщающий урок

Стилистические функции устаревших форм слова

Лексический анализ текста, наблюдения за изменением грамматических форм

Орфоэпический диктант

Теоретический опрос

Умение правильно выбрать ответ в тесте

9

Контрольное изложение

Урок раз­вития речи


10

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 часа)

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Повтори-тельно-обобщающий урок

. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографиче­ское правило Фонетический разбор

Правописание как система правил, регули­рующих написа­ние слов и по­становку знаков препинания в предложении

Орфоэпический диктант

Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи
Уметь производить анализ орфографических трудностей.

11

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Повтори-тельно-обобщающий урок

Правописание как система правил, регули­рующих произношение слов

Орфоэпический диктант

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в собственной речи

12

Принципы русской орфографии

Повтори-тельно-обобщающий урок

. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографиче­ское правило

Правописание как система правил, регули­рующих написа­ние слов и по­становку знаков препинания в предложении

Фронтальный опрос

Иметь представление об орфографии как о систе­ме правил. Уметь опре­делять наличие орфо­грамм в конкретной мор­феме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставится запятая, тире, двоеточие; уметь приводить примеры на все основные случаи по­становки этих знаков препинания и безоши­бочно пунктуационно оформлять соответст­вующие синтаксические конструкции

13

Фонетический разбор

Повтори-тельно-обобщающий урок

Правописание как система правил, регули­рующих написа­ние слов и по­становку знаков препинания в предложении. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографиче­ское правило

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Уметь: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

14

Лексика. Фразеология. (7 часов)

Повторение по теме «Лексика»

Повтори-тельно-обобщающий урок

Повторение по теме «Лексика»

Синонимы, антонимы, омонимы,парони-мы

Теоретический опрос

15

Сферы употребления русской лексики

Повтори-тельно-обобщающий урок

Сферы употребления русской лексики

Теоретический опрос

Умение строить собств. высказывание

16

Исконно русская и заимствованная лексика

Повтори-тельно-обобщающий урок

Речь и речевое общение. Рече­вая ситуация. Речь устная и письменная

Фронтальный опрос

Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы

17

Русская фразеология

Повтори-тельно-обобщающий урок

Русская фразеология

Фронтальный опрос

Умение польз. различными типами словарей

Умение строить собств. высказывание

18

Срезовый контрольный тест

Урок контроля


19

Словари русского языка

Повтори-тельно-обобщающий урок

Речь и речевое общение. Рече­вая ситуация. Речь устная и письменная

Тест

Умение польз. различными типами словарей

Умение строить собств. высказывание

20

Морфемика и словообразование

(3 часа)

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Урок за­крепления изученного

Морфология и синтаксис как разделы грам­матики

Фронтальный опрос

Знать, что в корне употреб­ляются разные орфограм­мы, их употребление регу­лируется разными орфо­графическими правилами. Уметь находить орфограмму в морфеме, использовать ор­фографические словари и справочники для решения орфографических задач

21

Способы словообразования

Урок за­крепления изученного

Способы словообразования

Фронтальный опрос

Умение польз. различными типами словарей

22

Выразительные словообразовательные средства

Повтори-тельно-обобщающий урок

Выразительные словообразовательные средства

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Сост. текста с использованием изобр. средств

23

Морфология и орфография

(6 часов)

Обобщающее повторение частей речи

Повтори-тельно-обобщающий урок

Морфология и синтаксис как разделы грам­матики

Фронтальный опрос

Знать: разделы и принципы русской орфографии

24

Контрольное изложение

Урок раз­вития речи


25

Трудные вопросы правописания -и- и -нн- в суффиксах существительных,- прилагательных и наречий.

Повтори-тельно-обобщающий урок

Трудные вопросы правописания -и- и -нн- в суффиксах сущест вительных,- прилагательных и наречий.

Работа на карточках

Знать, что в корне употреб­ляются разные орфограм­мы, их употребление регу­лируется разными орфо­графическими правилами. Уметь находить орфограмму в морфеме, использовать ор­фографические словари и справочники для решения орфографических задач

26

Правописание -к- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

Повтори-тельно-обобщающий урок

Правописание -к- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

Работа на перфокарте

Уметь: извлекать необходимую информацию из справочной литературы

27

Правописание не и ни с разными частями речи.

Повтори-тельно-обобщающий урок

Морфология и синтаксис как разделы грам­матики

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Уметь развернуто обосновывать свою позицию с приведением системы аргументов

28

Правописание наречий. Обобщающее повторение. Слитные, раздельные и дефисные написания

Повтори-тельно-обобщающий урок

Правописание как система правил, регули­рующих написа­ние слов и по­становку знаков препинания в предложении.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографиче­ское правило

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Уметь опознавать орфо­грамму в корне, видеть «сигналы» для орфо­граммы (безударное по­ложение, позицию после шипящих), безошибочно писать

29

Речь, функциональные стили речи. Текст 3 часа)

Что такое текст?

Повтори-тельно-обобщающий урок

Исправление, текста с неудач­ным повтором

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Умение строить собств. высказывание

30-

Функциональные стили речи

Повтори-тельно-обобщающий урок

Определение стилей речи

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Знать: характеристику стилей речи Уметь: различать речевые стили;

31

Сочинение

Урок раз­вития речи


32

Стили речи. Научный стиль речи (3 часа)

Научный стиль речи. Лексические особенности научного стиля речи Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи

Повтори-тельно-обобщающий урок

Определение научного поня­тия. Понятия родовые и ви­довые

Теоретический опрос

Фронтальный опрос

Знать: основные признаки научного стиля речи Уметь: составлять, таблицу * Знать: лексические особенности научного стиля речи *

33-

Речеведческий анализ текста

Повтори-тельно-обобщающий урок

Определение научного поня­тия. Понятия родовые и ви­довые

текст

Фронтальный опрос

Умение строить собств. высказывание Овладевать элементар­ными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем по­этические обращения

34-35

Итоговая контрольная работ

Урок контроля





































Рецензия на рабочую (учебную) программу по образовательной области филология.

Русский язык

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и в соответствии с примерной программой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2005 года. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2011год, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2010. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования - регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

На базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

  • коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

  • организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В рабочей программе определены цели и задачи обучения русскому языку в школе, общая характеристика курса, методы и приемы обучения, виды деятельности учащихся на уроке, формы обучения, предметные и метапредметные результаты освоения курса. В программе предлагаются подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся, основное содержание курса, тематическое планирование с элементами основного и дополнительного содержания, определены виды контроля, компетенции.

Программа направлена на реализацию познавательных, практических общепредметных задач. Концепция программы базируется на концепции формирования федерального компонента по образовательной области филология (русский язык). Программа ориентирована на современные технологии: «Информационно-коммуникационные технологии», «Дифференциация и индивидуализация обучения».

Программа является законченным разделом работы основной школы, носит базовый характер. Вопросы, затронутые в программе, освещены достаточно широко и всесторонне и могут быть рекомендованы к их использованию.

Заместитель директора школы по учебной работе.________________________________



© 2010-2022