Конспект открытого урока литературы в 6 классе ( с применением метода проектов) по теме: «Стилевые особенности рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока литературы в 6 классе

( с применением метода проектов)

по теме: «Стилевые особенности рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Тип урока: Урок изучения художественного произведения.

Форма урока: исследование текста рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

Цели урока:

  1. дать представление учащимся о личности и творчестве А.П.Чехова, помочь шестиклассникам выяснить особенности стиля мастера слова, детали подтекста, помогающие понять разоблачение подхалимства и угодничества;

  2. развивать навыки аналитического исследования на материале рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

  3. способствовать нравственному становлению личности.

Оборудование урока:

  1. портрет Чехова;

  2. тексты рассказа «Толстый и тонкий»;

  3. презентация к рассказу;

  4. «Толковый словарь», «Словарь литературоведческих терминов».

На доске эпиграф: «Краткость - сестра таланта»

А.П.Чехов.

Выписка из словаря русского языка: «Лаконизм - предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».



Структура и содержание урока.



  1. Орг. момент. Сообщаю тему и цель урока.

  2. Работа «Бюро литературных находок»

- На столах лежат отрывки из текстов рассказов А.П.Чехова

Игра «Бюро литературных находок»: помочь библиотекарю вставить в книги выпавшие страницы с отрывками, т.е. определить автора и произведение по фрагменту из него. (Самопроверка по контрольным ответам).

  1. «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.»

  2. «Больной при осмотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и охая заказал себе обед.»

  3. «Толстый только что пообедал… и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.»

- Какие приметы позволили вам определить данные отрывки к произведениям А.П.Чехова.

  1. Задача урока: попытаться постичь стилевые особенности рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» через исследование текста.

Исследование стилевых особенностей рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

  1. Начнём с заглавия.

- Что должно отражать заглавие?

- Тему или основную мысль произведения.

- Верно. По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.

2. Вы знакомы с понятием композиция рассказа.

Каковы основные элементы композиции?

Завязка, кульминация, развязка.

(Запись в тетрадях и карточка на доске: 1. «Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.»)

3. Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа.

- Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий»

- «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий».

4. Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

(Запись в тетрадях -карточка на доске: 2. «Диалоговое построение рассказа».)

- В чём особенность диалогов в рассказе?

Только ли они двигают вперёд сюжет?

- Диалоги представляют героев рассказа.

5. Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали - и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.

- Какой приём использовал Чехов, рисуя героев?

Найдём синонимы этому противопоставлению, антитезе?

- Богатый и бедный.

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание художественной деталью ((«говорящая деталь»)

(Запись в тетрадях - карточка на доске: 3. «Говорящая деталь, заменяющая подробное описание».)

6. Что же происходит на страницах рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?

- Чтение диалога при встрече бывших школьных друзей.

- Как писатель передаёт радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов даёт нам это понять?

- Чтение речи тонкого.

- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передаёт? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», - не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).

- Чтение ответа толстого.

- Что мы узнаём о его положении в обществе? Как, по-вашему, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность?

- Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чём эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам?

Выводы:

- Слово «вдруг» передаёт состояние внезапной перемены.

«Окаменел» - был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом - состояние, пережитые чувства: страх, испуг, ужас, шок.

Тонкий теряет дар речи, униженно хихикает, сразу же в его речи появляется раболепно-почтительное -с. Он пытается выражаться красиво, торжественно.

(Запись в тетрадях -карточка на доске: 4. «Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики»)

7. В чём своеобразие чеховской фразы?

- Предложения сложные? Простые?

- Простые.

- Много ли эпитетов?

- Почти нет.

- Любимая часть речи?

- Глагол. Отметим наиболее выразительные: изумился, облобызались, устремили (глаза), ошеломлены, поморщился, захихикал. Особое внимание уделим абзацу: «Тонкий вдруг побледнел…» - в нем сосредоточены глаголы, которые усиливают друг друга и всеобщее впечатление. Побледнел, окаменел (лицо), искривилось, посыпались (искры), съежился, сгорбился, сузился, съежились, поморщились - эти глаголы ярко описывают происходящую с тонким метаморфозу.

(Запись в тетрадях -карточка на доске: 5.»Простота и лаконизм фразы, простые предложения, практическое отсутствие эпитетов, глагол - любимая часть речи, точность словоупотребления».)

  1. Обобщение исследовательской работы по тексту рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

П р е з е н т а ц и я учащихся.

  1. Как язык рассказа помогает понять идею произведения?

Почему Чехов избегает эпитетов, красивых сравнений?

- Очень неприязненно выглядит подхалимство и угодничество. Поэтому простые обыденные слова, простые предложения.

2. Чехову была свойственна такая черта характера, как чувство юмора.

- Работа с «Толковым словарём («Словарём литературоведческих терминов»): выясняют, что такое юмор.

«Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. В художественной литературе произведения, в которых отражается смешное в жизни.»

- Какие же человеческие качества высмеивает Чехов?

- Угодничество, готовность унижаться. Глупость, трусость, неискренность, чинопочитание.

VI. Подведение итогов урока.

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

  2. Комментирование оценок за работу на уроке.

  3. VII. Домашнее задание: отгадать кроссворды.

5


© 2010-2022