- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа Образ берёзы в лирике С. Есенина
Исследовательская работа Образ берёзы в лирике С. Есенина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Т.А. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района
Название номинации: «Литературоведение».
Название работы: «Образ берёзы в лирике Сергея Есенина».
Наименование вида работы: творческая работа.
Фамилия, имя, отчество: Беляева Екатерина Владимировна
Дата рождения 11. 03. 2003 г.р.
Домашний адрес: с. Троицкое, ул. Октябрьская, д.40, кв.1
Наименование образовательного учреждения, класс,
полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78
МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза
М. Д. Карасёва, 5 класс, т: (4742)75-97-35.
Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна Алексеевна
Аннотация.
Сергей Есенин - крупнейший поэт России 20 века. В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. За свою короткую жизнь он создал огромное количество произведений о природе, о Родине. В пейзажной лирике Есенина можно найти целые стихотворения и отдельные строки о цветах, лугах, деревьях. И, конечно, много изумительных по красоте строк, в которых выразились самые искренние чувства - это строки о березе.
Моя исследовательская работа «Образ берёзы в лирике С. Есенина» посвящена изучению изображения берёзы - символа России в произведениях Есенина.
Введение.
Рисуя образ родной земли, поэты и писатели посвятили множество эмоциональных и нежных строк берёзе. П. А. Вяземский вдали от родины признавался: «Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо...». Поэтичность образа этого русского дерева сплетена с повседневностью у А.С. Пушкина: «Скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся клейкие листочки». Особой прелести образ берёзы создал А. А. Фет: «Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она».
Красота березы завораживает любого человека. При виде ее чувство охватывает радостное чувство, веселее становится на душе. От неё исходят добро, спокойствие, красота. Восхищаясь неповторимостью березы, поэты и писатели часто обращаются к ее образу, говоря о России, о родной стороне.
Объект исследования - стихи С.А. Есенина «Берёза», «Вот уж вечер...», «Зеленая прическа…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Мы теперь уходим понемногу».
Предмет исследования - образ березы в произведениях С.А. Есенина.
Цель - рассмотреть образ березы в лирике С. Есенина.
Задачи: прочитать стихи С. Есенина; выяснить, как раскрывается образ березы в лирике поэта; определить, что символизирует образ березы в стихах.
Методы: изучение научной и художественной литературы; наблюдение; метод поиска, анализа.
Сергей Есенин! - это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато - синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Образ березы в лирике С. Есенина.
С раннего детства С. Есенин видел неповторимую красоту природы, рос среди берез и черемух. Все это впоследствии отразилось на его творчестве. Через образы пейзажей поэт показал свое отношение к жизни, самочувствие, настроение. Немало стихотворений поэт посвятил березе. Этот образ - один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Русская красавица белоствольная берёзка появляется в первом же юношеском стихотворении Есенина «Вот уж вечер...» (приложение 1) и становится одним из ярких образов его лирики.
И березы стоят,
Как большие свечки.
Замечательно стихотворение «Береза» (приложение 2), написанное в 1913 году. В нем поэт ярко выразил свое чувство, настроение. Русская зима, береза, красота родной природы удивили его. Теплота, ласка слышатся в словах Есенина о березе:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Уже в этом стихотворении береза оживает. Она напоминает С. Есенину девушку, которая принакрылась платком, украшенным каймой:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа…» (приложение 3), написанное в 1918 году. В нем непонятно, о ком идет речь - о девушке или о березе.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
От стихотворения к стихотворению березка начинает улыбаться, надевает серьги и бусы и превращается в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане. Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты является берёзка в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (Приложение 4) , посвящённом сестре Шуре. Образы сестры и берёзы сливаются в нём:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Во многих стихотворениях чистота березы, свежесть, красота соединились с образом невесты, девушки, женщины. Берёза обладает всеми человеческими признаками и чертами характера. Мы видим возраст берёзы: «Берёзки! Девушки-берёзки», «зелёная причёска, девическая грудь, о тонкая береза, что загляделась в пруд?», «заневестилася кругом роща елей и берёз». Подобно юной девушке, берёзка любит менять наряды: «зеленокосая, в юбчонке белой стоит берёза над прудом», «я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан». Берёзка становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия - «страна березового ситца». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1921) (приложение 4) С. Есенин размышляет о жизни. Береза становится символ тоски по уходящей жизни.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Заключение.
Для С. Есенина берёза - символ России, скромной красоты её природы. Поэтому она мила и в весеннем цветении, и в зимнем сверкающем наряде. Она видится ему то юной девушкой, тонкой, стройной, с блестящими лунным гребешком в ветвях - косах, то накрывшейся пушистым снежным платком. Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений. У Сергея Есенина береза яркая, красочная, величавая; живет чудной жизнью.
Есенин, дай на счастье нежность мне
К березкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим…
Евгений Евтушенко.
Библиография.
-
Л.Л. Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство С. Есенина.-М.; Просвещение, 1990.
-
С.А. Есенин. Закружилась листва золотая. Стихи. Поэмы. - Й - Ола. Марийское книжное изд., 1988.
-
В.П. Медведев. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение,1985.
-
И. Соколов-Микитов. Русский лес. - Изд.: «Детская литература», М.: 1984.
-
И.С. Эвентов. Сергей Есенин. (Биография писателя). - М.: Просвещение, 1987.
-
esenin.niv.ru.
Приложение 1
«Вот уж вечер...»
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Приложение 2
Приложение 3
«Зеленая прическа…»
Приложение 3
«Ты запой мне ту песню, что прежде…»
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.
Приложение 4
«Мы теперь уходим понемногу»
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.