Исследовательская работа Образ берёзы в лирике С. Есенина

  Сергей Есенин –  крупнейший поэт России 20  века.В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество.За свою короткую жизнь он создал огромное количество произведений о природе, о Родине.В пейзажной лирике Есенина можно найти целые стихотворения и отдельные строки о цветах, лугах, деревьях. И, конечно, много изумительных по красоте строк, в которых выразились самые искренние чувства – это строки о березе....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа Образ берёзы в лирике С. ЕсенинаИсследовательская работа Образ берёзы в лирике С. ЕсенинаИсследовательская работа Образ берёзы в лирике С. ЕсенинаИсследовательская работа Образ берёзы в лирике С. ЕсенинаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Троицкое им. Героя Советского Союза М. Д. Карасёва Липецкого муниципального района















Название номинации: «Литературоведение».

Название работы: «Образ берёзы в лирике Сергея Есенина».

Наименование вида работы: творческая работа.

Фамилия, имя, отчество: Беляева Екатерина Владимировна

Дата рождения 11. 03. 2003 г.р.

Домашний адрес: с. Троицкое, ул. Октябрьская, д.40, кв.1

Наименование образовательного учреждения, класс,

полный адрес, телефон: 398530, с. Троицкое, ул. Гагарина, д. 78

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза

М. Д. Карасёва, 5 класс, т: (4742)75-97-35.

Фамилия, имя, отчество педагога: Алексеева Татьяна Алексеевна



Аннотация.

Сергей Есенин - крупнейший поэт России 20 века. В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. За свою короткую жизнь он создал огромное количество произведений о природе, о Родине. В пейзажной лирике Есенина можно найти целые стихотворения и отдельные строки о цветах, лугах, деревьях. И, конечно, много изумительных по красоте строк, в которых выразились самые искренние чувства - это строки о березе.

Моя исследовательская работа «Образ берёзы в лирике С. Есенина» посвящена изучению изображения берёзы - символа России в произведениях Есенина.

















Введение.


Рисуя образ родной земли, поэты и писатели посвятили множество эмоциональных и нежных строк берёзе. П. А. Вяземский вдали от родины признавался: «Нам здесь и ты, берёза, словно от милой матери письмо...». Поэтичность образа этого русского дерева сплетена с повседневностью у А.С. Пушкина: «Скоро ль у кудрявой у берёзы распустятся клейкие листочки». Особой прелести образ берёзы создал А. А. Фет: «Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она».

Красота березы завораживает любого человека. При виде ее чувство охватывает радостное чувство, веселее становится на душе. От неё исходят добро, спокойствие, красота. Восхищаясь неповторимостью березы, поэты и писатели часто обращаются к ее образу, говоря о России, о родной стороне.

Объект исследования - стихи С.А. Есенина «Берёза», «Вот уж вечер...», «Зеленая прическа…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Мы теперь уходим понемногу».

Предмет исследования - образ березы в произведениях С.А. Есенина.

Цель - рассмотреть образ березы в лирике С. Есенина.

Задачи: прочитать стихи С. Есенина; выяснить, как раскрывается образ березы в лирике поэта; определить, что символизирует образ березы в стихах.

Методы: изучение научной и художественной литературы; наблюдение; метод поиска, анализа.



Сергей Есенин! - это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато - синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.


Образ березы в лирике С. Есенина.


С раннего детства С. Есенин видел неповторимую красоту природы, рос среди берез и черемух. Все это впоследствии отразилось на его творчестве. Через образы пейзажей поэт показал свое отношение к жизни, самочувствие, настроение. Немало стихотворений поэт посвятил березе. Этот образ - один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Русская красавица белоствольная берёзка появляется в первом же юношеском стихотворении Есенина «Вот уж вечер...» (приложение 1) и становится одним из ярких образов его лирики.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Замечательно стихотворение «Береза» (приложение 2), написанное в 1913 году. В нем поэт ярко выразил свое чувство, настроение. Русская зима, береза, красота родной природы удивили его. Теплота, ласка слышатся в словах Есенина о березе:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Уже в этом стихотворении береза оживает. Она напоминает С. Есенину девушку, которая принакрылась платком, украшенным каймой:

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа…» (приложение 3), написанное в 1918 году. В нем непонятно, о ком идет речь - о девушке или о березе.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

От стихотворения к стихотворению березка начинает улыбаться, надевает серьги и бусы и превращается в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане. Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты является берёзка в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (Приложение 4) , посвящённом сестре Шуре. Образы сестры и берёзы сливаются в нём:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Во многих стихотворениях чистота березы, свежесть, красота соединились с образом невесты, девушки, женщины. Берёза обладает всеми человеческими признаками и чертами характера. Мы видим возраст берёзы: «Берёзки! Девушки-берёзки», «зелёная причёска, девическая грудь, о тонкая береза, что загляделась в пруд?», «заневестилася кругом роща елей и берёз». Подобно юной девушке, берёзка любит менять наряды: «зеленокосая, в юбчонке белой стоит берёза над прудом», «я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан, и её золотистые косы, и холщовый её сарафан». Берёзка становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия - «страна березового ситца». В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1921) (приложение 4) С. Есенин размышляет о жизни. Береза становится символ тоски по уходящей жизни.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Заключение.

Для С. Есенина берёза - символ России, скромной красоты её природы. Поэтому она мила и в весеннем цветении, и в зимнем сверкающем наряде. Она видится ему то юной девушкой, тонкой, стройной, с блестящими лунным гребешком в ветвях - косах, то накрывшейся пушистым снежным платком. Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений. У Сергея Есенина береза яркая, красочная, величавая; живет чудной жизнью.

Есенин, дай на счастье нежность мне

К березкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим…

Евгений Евтушенко.



Библиография.



  1. Л.Л. Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство С. Есенина.-М.; Просвещение, 1990.

  2. С.А. Есенин. Закружилась листва золотая. Стихи. Поэмы. - Й - Ола. Марийское книжное изд., 1988.

  3. В.П. Медведев. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение,1985.

  4. И. Соколов-Микитов. Русский лес. - Изд.: «Детская литература», М.: 1984.

  5. И.С. Эвентов. Сергей Есенин. (Биография писателя). - М.: Просвещение, 1987.

  6. esenin.niv.ru.





Приложение 1


«Вот уж вечер...»


Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.



Приложение 2




Приложение 3

«Зеленая прическа…»






Приложение 3



«Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь -
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою -
Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.







Приложение 4


«Мы теперь уходим понемногу»

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.



© 2010-2022