- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Л.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема секции: «Речевое развитие обучающихся - основа развития языковой личности»
Речевое развитие обучающихся во внеклассной работе
Степанова Лада Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №20 г. Химки
Тезисный план
I.Теоретические основы речевого развития
-
Язык - это важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней. И то, и другое возможно только в человеческом обществе.
-
Речь - многозначное понятие, которое по-разному толкуют ученые-лингвисты. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о сценической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом лингвистики. Тогда как «психофизический механизм» - предмет физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться.
-
Речевое развитие (развитие, или онтогенез речи) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
II. Внеклассная работа и ее формы.
-
Понятие внеклассной работы. Внеклассная работа - это организованный педагогом вид деятельности школьников во внеучебное время.
Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. -
Принципы внеклассной работы:
А) Принцип добровольности;
Б) Принцип общественной направленности;
В) Принцип инициативы и самодеятельности;
Г) Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций;
Д) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Формы внеклассной работы по литературе.
-
Литературные кружки.
-
Литературные соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.
-
Тематические литературные часы (беседы, лекции).
-
Литературные вечера (утренники).
-
Представления и инсценировки литературных произведений.
-
Литературные олимпиады.
-
Литературные факультативы.
-
Литературные стенгазеты.
-
Литературные экскурсии.
-
Неделя (декада) литературы.
-
Внеклассное чтение художественной, научно-популярной литературы.
-
Сообщения и сочинения.
-
Школьные научные конференции по литературе.
III. Из опыта работы.
-
КВН по творчеству А.С.Пушкина. Цель: формирование эмоционального отношения к творчеству А.С. Пушкина, развитие творческих способностей обучающихся, навыков публичного выступленя.
-
Литературный вечер, посвященный творчеству М.М. Зощенко. Цели: углубленное изучение творчества Зощенко, формирование навыков сценической речи, публичного выступления, развитие творческих способностей обучающихся.
-
Открытый урок: «Баба Яга - красавица или чудовище?» Цель: развернутое изучение архетипического образа Бабы Яги, его связи с различными аспектами славянской мифологии, развитие коммуникативных навыков обучающихся, навыков дискуссии.
IV. Выводы. Внеклассная работа представляется перспективным ресурсом для развития речевого развития обучающихся, т.к. вариативность форм и неформальная обстановка на таких мероприятиях способствуют созданию благоприятной ситуации для проявления коммуникативных навыков обучающихся. На внеклассных мероприятиях проще создать ситуацию успеха для каждого участвующего.