Методическая разработка по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема секции: «Речевое развитие обучающихся - основа развития языковой личности»

Речевое развитие обучающихся во внеклассной работе

Степанова Лада Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №20 г. Химки



Тезисный план

I.Теоретические основы речевого развития

  1. Язык - это важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней. И то, и другое возможно только в человеческом обществе.

  2. Речь - многозначное понятие, которое по-разному толкуют ученые-лингвисты. Прежде всего это не язык и не отдельный речевой акт. Мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о сценической речи, о прямой и косвенной речи, о деловой и художественной речи, о монологической и диалогической речи и т. д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. И все это является предметом лингвистики. Тогда как «психофизический механизм» - предмет физиологии, психологии и акустики, данными которых лингвист должен пользоваться.

  3. Речевое развитие (развитие, или онтогенез речи) - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле - человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

II. Внеклассная работа и ее формы.

  1. Понятие внеклассной работы. Внеклассная работа - это организованный педагогом вид деятельности школьников во внеучебное время.
    Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке.

  2. Принципы внеклассной работы:

А) Принцип добровольности;

Б) Принцип общественной направленности;

В) Принцип инициативы и самодеятельности;

Г) Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций;

Д) Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Формы внеклассной работы по литературе.

  1. Литературные кружки.

  2. Литературные соревнования, викторины, конкурсы, КВНы.

  3. Тематические литературные часы (беседы, лекции).

  4. Литературные вечера (утренники).

  5. Представления и инсценировки литературных произведений.

  6. Литературные олимпиады.

  7. Литературные факультативы.

  8. Литературные стенгазеты.

  9. Литературные экскурсии.

  10. Неделя (декада) литературы.

  11. Внеклассное чтение художественной, научно-популярной литературы.

  12. Сообщения и сочинения.

  13. Школьные научные конференции по литературе.

III. Из опыта работы.

  1. КВН по творчеству А.С.Пушкина. Цель: формирование эмоционального отношения к творчеству А.С. Пушкина, развитие творческих способностей обучающихся, навыков публичного выступленя.

  2. Литературный вечер, посвященный творчеству М.М. Зощенко. Цели: углубленное изучение творчества Зощенко, формирование навыков сценической речи, публичного выступления, развитие творческих способностей обучающихся.

  3. Открытый урок: «Баба Яга - красавица или чудовище?» Цель: развернутое изучение архетипического образа Бабы Яги, его связи с различными аспектами славянской мифологии, развитие коммуникативных навыков обучающихся, навыков дискуссии.

IV. Выводы. Внеклассная работа представляется перспективным ресурсом для развития речевого развития обучающихся, т.к. вариативность форм и неформальная обстановка на таких мероприятиях способствуют созданию благоприятной ситуации для проявления коммуникативных навыков обучающихся. На внеклассных мероприятиях проще создать ситуацию успеха для каждого участвующего.



© 2010-2022