Урок русского языка Этимология как раздел лингвистики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок . ЭТИМОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ.

Ход урока.

Словарно-орфографическая работа.

Словарное слово записано на доске, учащиеся хором произносят его три раза и записывают в свои словарики. Затем в слове ставится ударение и подчёркиваются все орфограммы. Этимология -греч.этимос «правда», логос «учение, слово».Этимологический

Этимология - раздел лингвистики, изучающий происхождения слов.

Дифференцированные задания.

Слабые дети - придумать и записать простое предложение со словарным словом.

(Мы изучаем этимологию.)

Сильные дети - придумать и записать сложное предложение со словарным словом.

(Когда мне нужно узнать этимологию слова, я обращаюсь к словар)

У: Давайте вспомним тему прошлого урока. Как язык может развиваться? Какие слова называются архаизмами и неологизмами? Для чего нужна этимология?

Новая тема. Параграф №1

У: Что такое этимология? Для чего нужно изучать этот раздел лингвистики?

( Это раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.)

Закрепление.

1) Упражнение №2.Висок - висеть, виснуть «висящая прядь волос».Желудок - желудь (назван по форме).Ломоть - ломать, ломка.Мешок - мех «вместилище из меха».Наградить - град (подарить городу).Очаровательный - чары «волшебство».Чернила - черный «черная краска».

Этимологическая разминка.

Задание: по этимологической справке отгадайте и запишите слово.

1. франц. Де «хорошо» декорацияКоро «украшать» декор

2. греч. Каллос «красивый» каллиграфияГрафо «пишу»

3. греч. Графо «пишу» эпиграфЭпи «сверху»

4. англ. Балл «мяч» баскетбол Баскет «корзина»

5. итальян. Вершись «червяк» вермишель

6. франц. Робе «одежда» гардеробГарде «хранение»

7. тюркск. Даш «камень» карандашКара «черный»

8. франц. Манус «рука» маникюрКюро «забочусь»

9. итальян. Капризио «коза» каприз

10. франц. Аппел «яблоко» апельсинШине «Китай»

Осложненное списывание.

Кажд… слово для историка это св…детель пам…тник факт жизн… народа. Человек и…чезал но слово им созда(н,нн)ое ост…валось бе(с,сс)мертной и (не) и…черпаемой с…кровищницей народн… языка.

Язык всё время разв…ва…т(?)ся. Изм…нения пр…исходят нез…метно но непр…рывно.

У: Проведем взаимопроверку. Ещё раз почитаем текст, определим стиль и тип речи. Сформулируйте идею текста.(Публицистический стиль, рассуждение. Идея: слово - неисчерпаемая сокровищница народного языка, оно постоянно изменяется.)

Лингвистический марафон.

Задание: придумайте и запишите как можно больше слов, имеющих в своем составе следующие иноязычные корни.

1 вариант - авиа (лат. «птица»), зоо (греч. «животное»)

2 вариант - аква (лат. «вода»), термо (греч. «теплота»)

3 вариант - грамма (греч. «запись»), орфо (греч. «правильный»)

7. Подведение итогов. Домашнее задание: параграф №1.



© 2010-2022