- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ИКТ на уроках чтения в школе VIII вида: виртуальная экскурсия
ИКТ на уроках чтения в школе VIII вида: виртуальная экскурсия
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петренко Н.Б. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИКТ на уроках чтения в школе VIII вида: виртуальная экскурсия
Петренко Наталья Борисовна,
учитель русского языка и чтения ГОБС(КО)ОУ школы-интерната
VIII вида №5 пос.Кулотино
Окуловского района
Новгородской области
Открыла для себя такую форму работы, как виртуальная экскурсия. Такой вид работы решает не только предметные образовательные задачи, но и обучает детей работать с компьютером, ориентироваться в информационном пространстве, осуществляя поиск необходимой информации, работать по алгоритму и самостоятельно.
Начинаем урок с выхода в поисковую систему Интернет - Яндекс.
В поисковой строке набираем слово «ВебЛандия» (записываю его на доске).
Выбираем ресурс «ВебЛандия - лучшие сайты для детей» web-landia.ru/
Дети попадают на главную страницу ресурса, на которой открываются 14 разделов.
-
Животные и растения
-
Игры и развлечения
-
Искусство
-
Литература и лингвистика
-
История и биографии
-
Иностранные языки
-
Математика и естественные науки
-
Техника и изобретения
-
Путешествия и туризм
-
Спорт
-
Все о человеке
-
Школьникам и абитуриентам
-
Электронные справочные ресурсы
-
Бизнес и коммерция
На этом этапе предлагаю ребятам решить, какой раздел нам нужно выбрать в соответствии с темой урока. (Например, «Биография Михаила Юрьевича Лермонтова»)
Как правило, ключевое слово, заложенное в тему урока (в данном случае, «биография), позволяет учащимся правильно определить нужный раздел. На данном этапе отрабатывается коррекционная задача по развитию мыслительной операции анализа и синтеза, одновременно решается задача мотивации на урок, так как сама форма работы нестандартна и интересна для детей, а также осуществляется максимальное погружение ребенка в тему урока.
Выбрав раздел «История и биографии», дети вновь оказываются перед выбором:
-
Всемирная история
-
История России
-
История религий
-
Биографии известных людей
-
1941-1945
Открыв нужный раздел, попадаем на каталог тематических сайтов.
Для экономии времени на уроке даю детям подсказку: «На второй странице ищем «Государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
Открывается ссылка на нужный ресурс: culture.ru/vtour/tarhany/tarkhany_museum.html
Путешествие по музею представляет для ребят огромный интерес. Следуя интерактивным указателям, они перемещаются по дорожкам усадьбы, переходят из зала в зал, от одного экспоната к другому. А для этого уже нужны навыки работы с компьютером: передвижение по стрелкам и интерактивным указателям, изменение ракурса изображения (например, памятник Лермонтова можно «обойти» и рассмотреть с другой стороны), приблизить изображение, отдалить его; необходима ориентировка в пространстве. Поначалу это сложно, поэтому на первых уроках виртуальных экскурсий устанавливаю четкий алгоритм работы: «Двигаемся прямо; переходим направо к памятнику поэта; выбираем левый указатель и идем в барский дом» и т.д. На последующих уроках детей можно «отпустить», дать самостоятельно «погулять» по музею, не спеша, понаблюдать, полюбоваться, запомнить, удивиться, восхититься...
А затем устроить коллективное обсуждение: Что видели? Что запомнили? Что поразило? Что понравилось? Были ли на втором этаже? Какие предметы стоят в детской комнате Лермонтова? Какие картины висят в доме? Как жил поэт? Что вы можете сказать о его семье? Какое значение на формирование личности поэта могла оказать обстановка усадьбы? Какое впечатление на вас произвела наша экскурсия? и т.д.
В коллективном обсуждении используется разноуровневый подход: формулировка вопросов - от «запоминания», до уровня «оценки».
При этом решаются предметные образовательные задачи, коррекционные, мотивационные, осуществляется деятельностный подход в обучении.
Использую данную форму уроков не только на уроках чтения, но и на истории, географии, классных часах.
Мы побывали в краеведческом музее города Боровичи, исторических музеях В.Новгорода, Москвы, в музее на Малаховом кургане, в музеях М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, А.П.Чехова и др.
На сайте «ВебЛандия» можно найти документальные фильмы, текстовые ресурсы, викторины, много материалов по здоровому образу жизни, безопасности. Активно использую образовательный ресурс «ВебЛандия» как средство организации учебной деятельности обучающихся.