Рабочая программа по психологии

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 060501 «Сестринское дело».  Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов СПО в области психологии  специальности «Сестринское дело». В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ·        эффективно работать в команде; ·        проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; ·        осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения; ·         регулировать и разрешать конфликтные ситуации; ·        общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; ·        использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ



по специальности 060501 Сестринское дело

базовый уровень среднего профессионального образования



















Купино


2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело

Организация-разработчик: Государственного бюджетное образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Купинский медицинский техникум»

Разработчик образовательной программы: Степанова Алена Владимировна


Рекомендовано экспертной группой ГАОУ СПО НСО «КМТ»

Заключение №______от «_____» __________2012г

1)__________________________

2)__________________________


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


15


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 «Сестринское дело».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов СПО в области психологии специальности «Сестринское дело».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП 09 Психология.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • эффективно работать в команде;

  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

  • использовать простейшие методики саморегуляции;

  • поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные направления психологии;

  • задачи и методы психологии;

  • психологию личности;

  • психологию малых групп;

  • психологию общения;

  • основы психосоматики;

  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;

  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

  • особенности делового общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 124 часа;

самостоятельной работы обучающегося 62 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

64

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Для усвоения знаний:

  • чтение дополнительной литературы;

  • конспектирование;

  • работа со словарями:

  • использование аудио- и видео- записей, компьютерной техники и Интернет.

Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекций (обработка текста);

  • составление плана и тезисов по темам;

  • подготовка реферата;

  • сообщение на семинаре по теме реферата;

  • подготовка к деловой игре;

  • составление словаря и кроссворда по темам.

Для формирования умений:

  • решение ситуационных задач;

  • решение вариативных задач и упражнений;

  • составление ситуационных задач по темам практических занятий.

  • Выполнение упражнений

62


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы общей психологии




Тема 1.1.

Основные направления психологии.

Содержание учебного материала

2

1

Предмет психологии.

2

2

Основные направления

2

3

Структура современной психологии

2

4

Поведенческий подход в психологии

2

5

Уровни научения

2

6

Психика и сознание

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Для овладения знаний:

- чтение доп. литературы;

- конспектирование.

1

Тема 1.2.

Задачи и методы психологии.

Содержание учебного материала

2

1

Основные задачи психологии

2

2

Методологические принципы в современной психологии

2

3

Методы исследования

2

4

Психология и возраст

2

5

Возрастные особенности человека

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Для овладения знаний:

- чтение доп. литературы;

- конспектирование.

1

Тема 1. 3.

Особенности психических процессов у здорового и больного человека.

Содержание учебного материала

14

1

Психические процессы личности

2

2

Восприятие.

2

3

Ощущения

2

4

Внимание.

2

5

Память

2

6

Мышление.

2

7

Воображение

2

8

Речь

2

9

Нарушения психических процессов

2

10

Нарушения воли

2

11

Нарушение эмоциональной сферы человека.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Проведение профилактики стерссовых состояний

Оказания эффективной помощи при стрессе учитывая особенности психических процессов личности.

Проведение профилактики стресса учитывая особенности психических процессов личности.

Использование методик для оценки психологических процессов личности

8

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Для овладения знаний:

- чтение доп. литературы;

- конспектирование;

- использование аудио- и видео- записей, компьютерной техники и Интернет.

Для закрепления и систематизации знаний:

- составление словаря или кроссворда по теме занятия.

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия.

12

Тема 1.4. Психология личности.

Содержание учебного материала

12

1

Личность.

2

2

Структура личности.

2

3

Потребности.

2

4

Психические свойства и состояния личности.

2

5

Темперамент.

2

6

Виды темперамента.

2

7

Характер.

2

8

Структура характера.

2

9

Акцентуации характера.

2

10

Воля.

2

11

Эмоции и чувства.

2

12

Личность и индивидуальность

2

Лабораторные работы

-






Практические занятия

Работать в команде с учетом особенностей психических процессов личности.

Работать в команде учитывая психические свойства и состояния личности.

4

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Для закрепления и систематизации знаний:

- составление словаря или кроссворда по теме занятия.

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия;

- составление ситуационных задач по теме пр. занятия.

9

Раздел 2.

Социальная психология.


Тема 2.1. Психология малых групп.

Содержание учебного материала

6

1

Понятие и основные характеристики группы


2

Классификация групп


3

Структура малой группы


4

Групповые процессы


Лабораторные работы



Практические занятия.

Осуществление психологической поддержки пациента с учётом особенностей межличностных отношений в малых группах.

Осуществление психологической поддержки окружения пациента с учётом особенностей межличностных отношений в малых группах.

Определение преобладающего типа поведения сослуживцев.

Определение преобладающего типа поведения пациентов

8

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Для овладения знаний:

- чтение доп. литературы;

- работа со словарём;

- использование аудио- и видео- записей, компьютерной техники и Интернет.

Для закрепления и систематизации знаний:

- составление словаря или кроссворда по теме занятия.

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия;

- составление ситуационных задач по теме пр. занятия.

8


Тема 2.2.

Психология общения.

Содержание учебного материала

4

1

Понятие общения.

2

2

Цели. Средства. Виды и формы общения.

2

3

Уровни и способы коммуникаций.

2

4

Значение вербальных и невербальных коммуникаций.

2

5

Конфликт.

2

6

Регулирование и разрешение конфликтных ситуаций.


Лабораторные работы

-

Практические занятия

Общение в малых группах с пациентами в процессе профессиональной деятельности.

Общение с коллегами в процессе профессиональной деятельности.

Регулирование конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Разрешение конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Использование вербальных средств общения при регулировании конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности

Использование невербальных средств общения при регулировании конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности

Использование методик по самодиагностике на тему «Общение».

14

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектами лекций;

- составление плана и тезисов ответа по теме занятия.

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия;

- подготовка к деловой игре, решение вариативных задач и упражнений;

- составление ситуационных задач по теме пр. занятия.

10

Раздел 3.

Медицинская психология.


Тема 3.1.

Основы психосоматики.

Содержание учебного материала

4

1

Основы психосоматики.

2

2

Факторы, оказывающие разрушительное влияние на организм.

2

3

Психогении.

2

4

Соматогении.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

Использование простейших методик саморегуляции.

2

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Для овладения знаний:

- чтение доп. литературы;

- работа со словарём;

- использование аудио- и видео- записей, компьютерной техники и Интернет.

Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекций;

- составление словаря или кроссворда по теме занятия;

- подготовка реферата

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия;

- составление ситуационных задач по теме пр. занятия.

4

Тема 3.2.

Психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.

Содержание учебного материала

6

1

Факторы в предупреждении возникновения и развития болезней.

2

2

Психогигиена.

2

3

Психопрофилактика

2

4

Психотерапия.

2

5

Стресс как источнтк заболевание человека.

2

6

Средства общения и использование их в психотерапевтических целях.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия.

Использование вербальных средства общения в психотерапевтических целях для предупреждения возникновения болезни.

Использование невербальных средства общения в психотерапевтических целях для предупреждения возникновения болезни.

Использование вербальных средства общения в психотерапевтических целях для предупреждения возникновения и развития болезни пациентов.

Использование невербальных средства общения в психотерапевтических целях для предупреждения развития болезни.

8

Контрольная работа

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектами лекций;

- составление плана и тезисов ответа по теме занятия;

- составление словаря или кроссворда по теме занятия;

- подготовка реферата;

- подготовка сообщения по теме реферата.

Для формирования умений:

- решение ситуационных задач по теме пр. занятия;

- решение вариативных задач и упражнений;

- составление ситуационных задач по теме пр. занятия.

8

Тема 3.3.

Особенности делового общения.

Содержание учебного материала

10

1

Основы делового общения.

2

2

Принципы делового общения.

2

3

Защита от манипуляций в деловом общении.

2

4

Деловая беседа.

2

5

Умение слушать в деловом общении.

2

6

Решение конфликтных ситуаций для поддержания оптимального психологического климата в ЛПУ.

2

Лабораторные работы



Практические занятия.

Поддержание оптимального психологического климата при общении с пациентами в лечебно-профилактическом учреждении с учетом особенностей делового общения.

Поддержание оптимального психологического климата при общении с коллегами в лечебно-профилактическом учреждении с учетом особенностей делового общения.

Использование вербальных средств общения в деловой беседе.

6

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

9

Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

-

Всего:

186


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Парты ученические 6 шт.

  2. Стулья ученические 12 шт.

  3. Стол учительский 1 шт.

  4. Стул учительский 1 шт.

  5. Стеллаж для книг 1 шт.

  6. Доска ученическая 1 шт.

  7. Стенды информационные 3 шт.

Технические средства обучения:

Проекционные:

- Телевизор 1 шт.

- DVD плеер 1 шт.

Наглядные:

- Диски DVD и CD, презентации.

Печатные средства: стенды; наглядные - книги, словари, энциклопедии, тесты, методические разработки, карточки.

Рекомендуется: наличие компьютера с программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Волкова А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2007.

  2. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. 4-е издание. Изд. «Академия». М., 2008.

  3. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2006.

  4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2009.

  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 2009.

Дополнительные источники:

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2..Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1,2., М., 1996.

3.Грайсман А.Г. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998.

4.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.

5.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага,1987.

6.Майерс Д. Социальная психология. «Питер». С.-Петербург, 2000.

7.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

8.Нопра Д. Идеальное здоровье. М.,1999.

9.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М., 2008.

10. Психологический словарь. Под ред. Петровского А.В. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1998.

11. Свияги А. Жизнь без конфликтов. М., 2004.

12. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин. Минск. 1997.

13. Столяренко Л.Д. Психологический практикум. М., 2000.

14.Творогова Н.Д. Курс основы психологии. Учебник для студентов средних медицинских учреждений. М.: ВУНМЦ, 2001.

15.Творогова Н.Д., Волкова В.В. Курс основы психологии. Психология развития профессионала. Учебник для студентов средних медицинских заведений. М., ВУНМЦ, 2000.

16.Тылевич И.М., Немцова А.Я. Руководство по медицинской психологии. М., 1980.

17.Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1981.

18.Шапиро Э. Время исцеления. Минск, 1998.

19.Энциклопедия психологических тестов. М., 1998.

20.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1997.

Интернет-ресурсы:

  1. psychology.ru/.

  2. referats.net/pages/referats/rkr/Detailed/17191.html.

  3. medpsychology.narod.ru/Knigi/MEDPSY.htm.

  4. booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/370-lekcii-po-obshhej-psixologii-luriya.html.

  5. kpip.kbsu.ru/ps/glava10.html.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:


  • эффективно работать в команде;

  • проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;

  • осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;

  • регулировать и разрешать конфликтные ситуации;

  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

  • использовать простейшие методики саморегуляции;

  • поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.


  • Устный, практический, периодический контроль (индивидуальный опрос).

  • Устный, практический, программированный, тематический контроль (решение ситуационных задач; решение вариативных задач; дискуссии, деловая игра).

  • Взаимоконтроль периодический.

  • Самоконтроль программированный, периодический, тематический.

  • Наблюдение: контроль периодический, фронтальный, срезовый, тематический, итоговый.

знать:


  • основные направления психологии;

  • задачи и методы психологии;

  • психологию личности;

  • психологию малых групп;

  • психологию общения;

  • основы психосоматики;

  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;

  • психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни;

  • особенности делового общения.


  • Письменный, программируемый срезовый контроль (выполнение тестовых заданий).

  • Письменный, программируемый тематический контроль (выполнение тестовых заданий).

  • Письменный программированный тематический контроль (составление словаря, кроссворда по теме занятия).

  • Устный контроль (фронтальный опрос).

  • Устный программированный контроль (защита рефератов).

  • Письменный, программированный, тестовый, итоговый контроль).

  • Самоконтроль программированный, периодический, тематический.

  • Наблюдение: контроль периодический, фронтальный, тематический, итоговый.




© 2010-2022