- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трохина Ю.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"
П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой
___________ Е.В. Крепешева
Приказ № __232__
от « __31 » ___августа____ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 4 класса начального общего образования
(предмет, класс, уровень образования)
Трохиной Юлии Владимировны, соответствие занимаемой должности
(Ф.И.О. учителя, категория)
2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по
образовательному процессу
__________ И.В. Колесникова
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
протокол № ______1_____ от
« __28__ » ____августа__ 2015г.
_______ С.А. Семенова, руководитель ШМО
п.г.т. Уренгой
2015
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1.Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
2.Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Срок реализации рабочей программы - 1 учебный год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 4в класса. В классе 14 мальчиков и 7 девочек. По итогам 3-го года обучения учащиеся имели средние результаты усвоения учебного материала по предмету:100% общую успеваемость и 60% качественную успеваемость. По итогам 2014/2015 учебного года «5» имели 9 % учащихся (2 школьника), «4» -64 % учащихся (14 школьников), «3» - 14% учащихся (6 школьников).
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
-
практические методы: опыты, упражнения и др.;
-
наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
-
словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
-
работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
-
видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
-
работа с индивидуальными ученическими нетбуками.
- по типу познавательной деятельности
-
объяснительно-иллюстративные методы;
-
репродуктивные;
-
методы проблемного изложения;
-
частично поисковые методы;
-
исследовательские.
- по дидактическим целям:
-
методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
-
методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
-
технология проблемного обучения;
-
технология деятельностного метода;
-
дифференциация обучения;
-
информационно-коммуникативные технологии;
-
проектная деятельность;
-
игровые технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
система инновационной оценки «Портфолио»
II. Общая характеристика учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 4 классе при шестидневной учебной неделе выделено пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.
Фактическое количество часов - 168 часов. Сокращено количество часов на изучение темы « «Состав слова»: вместо 4 часов - 2 часа (уроки №159, №160, №161, №162).
IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.
Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средством для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.
«Русский язык» - это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе является формирование следующих умений:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- делить слова на части для переноса;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 50-60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении;
- составлять предложения из слов, предложенных на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
VI. Содержание учебного предмета
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения(9ч)
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (41 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»
Имя прилагательное (31 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (9 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (32 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.
Повторение (18 ч).
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции.
Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.
Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).
Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение - словосочетание - слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Прямая речь (общее знакомство).
Обращение (общее знакомство).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
· сочетания жи-ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
· сочетания чк-чн, чт, щн;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительные ъ и ь;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
· безударные окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
· не с глаголами;
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
· безударные личные окончания глаголов;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся - её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся.
Повторение (11ч)
1
Наша речь и наш язык.
1
01.09
Анализировать высказывания о русском языке.
Различать язык и речь.
Различать диалогическую и монологическую речь.
2
Язык и речь. Формулы вежливости.
1
02.09
Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
3
Текст и его план.
1
03.09
Определять тему и основную мысль текста. Выделять части текста. Составлять план текста.
4
Обучающее изложение.
1
07.09
Работать с памяткой «Как подготовиться к написанию изложению». Подробно излагать содержание повествовательного текста.
5
Анализ изложения. Типы текстов.
1
08.09
Сопоставлять и сравнивать тексты разного стиля.
6
Предложение как единица речи.
1
09.09
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации.
7
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
1
10.09
Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации.
8
Диалог. Обращение.
1
11.09
Обосновывать использование знаков препинания в диалогической речи. Находить в предложении обращение, выделять обращение на письме.
9
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
1
14.09
Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения.
Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания.
10
Словосочетание.
1
15.09
записи текста, находить и исправлять ошибки.
11
Входной контрольный диктант.
1
16.09
Писать под диктовку текст.
Предложение (9ч)
12
Анализ диктанта. Однородные члены предложения (общее понятие).
1
17.09
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
13
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
18.09
Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления.
Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
14
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1.
1
21.09
Планировать свои действия при постановке запятых в предложении с однородными членами.
15
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
1
22.09
Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.
16
Входная контрольная работа.
1
23.09
Работать с предложением. Определять падеж имен существительных и прилагательных, время глагола. Разбирать слова по составу.
17
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
1
24.09
Сравнивать простые и сложные предложения. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения.
18
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
1
25.09
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Выделять в сложном предложении его основы.
19
Контрольный диктант по теме «Предложение».
1
28.09
Писать под диктовку текст. Контролировать правильность
записи текста, находить и исправлять ошибки.
20
Обучающее изложение.
1
29.09
Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Слово в языке и речи (19ч)
21
Лексическое значение слова.
1
30.09
Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря.
Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
22
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
1
01.10
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.
23
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
1
02.10
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
24
Фразеологизмы.
1
05.10
Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму.
25-27
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
3
06.10
07.10
08.10
Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе.
28
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
1
09.10
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.
29
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.
1
12.10
Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
30
Правописание приставок и суффиксов.
1
13.10
Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
31
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
1
14.10
Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.
32
Обучающее изложение.
1
15.10
Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.
33
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.
1
16.10
Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
34
Склонение имен существительных и имен прилагательных.
1
19.10
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.
35
Имя числительное. Глагол.
1
20.10
Подбирать примеры изученных частей речи.
36
Наречие как часть речи.
Контрольное списывание
1
21.10
Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.
37
Правописание наречий.
1
22.10
Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.
38
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».
1
23.10
Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.
39
Контрольный диктант по теме: «Части речи».
1
26.10
Писать под диктовку текст. Контролировать правильность
записи текста, находить и исправлять ошибки.
Имя существительное(41ч)
40
Анализ диктанта. Распознавание падежей имён существительных.
1
27.10
Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.
41
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.
1
28.10
Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать именительный и винительный падежи.
42
Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.
1
29.10
Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».
43
Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.
1
30.10
Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.
44
Повторение о падежах. Несклоняемые имена существительные.
1
02.11
Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.
45
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.
1
09.11
Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
46
Упражнение в распознавание имен существительных 1-ого склонения.
1
10.11
Подбирать примеры существительных 1-го склонения
Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
47
Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».
1
11.11
Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).
48
Анализ изложения.2-е склонение имён существительных.
1
12.11
Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.
49
Упражнение в распознавание имен существительных 2-ого склонения.
1
13.11
Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.
50
Словарный диктант №2. 3-е склонение имён существительных.
1
16.11
Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.
51
Упражнение в распознавание имен существительных 3-ого склонения.
1
17.11
Распознавать существительные 3-го склонения. Приводить примеры.
52
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.
1
18.11
Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительных по склонениям.
53
Обучающее изложение.
1
19.11
Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
54
Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения.
1
20.11
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
55
Именительный и винительный падежи.
1
23.11
Различать существительные именительного и винительного падежа.
56
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.
1
24.11
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки.
57
Именительный, винительный, родительный падежи одушевленных имен существительных.
1
25.11
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.
58
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.
1
26.11
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных дательного падежа.
59-60
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.
2
27.11
30.11
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.
61
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
1
01.12
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме.
62
Контрольное списывание.
1
02.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.
63
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.
1
03.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.
64
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.
1
04.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.
65
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.
1
07.12
Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
66-67
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.
2
08.12
09.12
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
68
Сочинение по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»
1
10.12
Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
69
Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
1
11.12
Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
70
Анализ контрольного диктанта.
1
14.12
Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Выполнять работу над ошибками.
71
Склонение имен существительных во множественном числе.
1
15.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.
72
Именительный падеж имен существительных множественного числа.
1
16.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.
73
Родительный падеж имен существительных множественного числа.
1
17.12
Работать с памяткой «Разбор имени существительного как часть речи».
74
Родительный и Винительный падежи имен существительных множественного числа.
1
18.12
Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.
75
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.
1
21.12
Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.
76
Обучающее изложение.
1
22.12
Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.
77
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. ч. мн.ч.
1
23.12
Выполнять работу над ошибками.
78
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
24.12
Писать под диктовку текст. Контролировать правильность
записи текста, находить и исправлять ошибки.
79
Анализ диктанта. Проверочная работа.
1
25.12
Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями.
80
Проект «Говорите правильно!»
1
28.12
Исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имен существительных мн.ч в Р.п.
Имя прилагательное (31ч)
81
Имя прилагательное как часть речи.
1
29.12
Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
82
Род и число имён прилагательных.
1
11.01
Определять род и число имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.
83
Описание игрушки.
1
12.01
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.
84
Склонение имён прилагательных.
1
13.01
Правильно писать окончания имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в ед.ч.
85
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов».
1
14.01
Работать с памяткой «Как подготовиться к оставлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картине.
86
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
1
15.01
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.
87
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
1
18.01
Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе.
88
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
1
19.01
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.
89
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
1
20.01
Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.
90
Именительный, винительный, родительный падежи.
1
21.01
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.
91
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
1
22.01
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.
92
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
1
25.01
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.
93
Выборочное изложение описательного текста.
1
26.01
Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.
94
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
1
27.01
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.
95
Склонение имён прилагательных женского рода.
1
28.01
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.
96
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.
1
29.01
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.
97
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.
1
01.02
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.
98
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.
1
02.02
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.
99
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.
1
03.02
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.
100
Изложение описательного текста.
1
04.02
Записывать текст по памяти.
101
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
1
05.02
Выполнять работу над ошибками. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.
102
Склонение имён прилагательных во множественном числе
1
08.02
Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.
103
Сочинение- отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
1
09.02
Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».
104
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.
1
10.02
Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.
105
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.
1
11.02
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.
106
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
1
12.02
Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями
107
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
1
15.02
Писать под диктовку текст. Контролировать правильность
записи текста, находить и исправлять ошибки.
108
Сочинение - отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лавка»
1
16.02
Высказывать свое мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
109
Анализ сочинения. Контрольный словарный диктант №3
1
17.02
Выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении. Правильно записывать под диктовку словарные слова.
110
Обобщение по теме
«Имя прилагательное»
1
18.02
Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.
111
Анализ контрольного диктанта.
1
24.02
Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями.
Местоимения (9ч)
112
Местоимение как часть речи.
1
25.02
Понимать, что такое местоимение.
Находить местоимения среди других частей речи.
113
Личные местоимения.
1
26.02
Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений.
114
Изменение личных местоимений 1-го и 2-ого лица по падежам.
1
29.02
Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.
115
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
1
01.03
Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.
116
Изменение личных местоимений по падежам.
1
02.03
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».
117
Изложение повествовательного текста с элементами описания.
1
03.03
Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.
118
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».
1
04.03
Выполнять работу над ошибками. Выполнять разбор личного местоимения как часть речи, пользуясь алгоритмом, данном в учебнике.
119
Контрольный диктант по теме: «Местоимение»
1
09.03
Писать под диктовку текст. Контролировать правильность
записи текста, находить и исправлять ошибки.
120
Анализ контрольного диктанта.
1
10.03
Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.
Глагол(32ч)
121
Роль глаголов в языке.
1
11.03
Различать глаголы среди других слов в тексте.
Объяснять роль глаголов в нашем языке.
Называть, что обозначают глаголы.
Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.
122
Изменение глаголов по временам.
1
14.03
Называть время, число глагола.
Объяснять роль глагола в предложении. Трансформировать текст, изменяя время глагола.
123-124
Неопределенная форма глагола.
2
15.03, 16.03
Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.
Называть глаголы в неопределённой форме.
Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)
125
Изменение глаголов по временам.
1
17.03
Изменять глаголы по временам.
126
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
1
18.03
Письменно излагать текст по самостоятельно составленному плану.
127
Анализ изложения. Спряжение глаголов.
1
21.03
Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.
128
Спряжение глаголов.
1
22.03
Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.
129
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
1
23.03
Определять роль ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.
130
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».
1
24.03
Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста по репродукции картины.
131
Анализ сочинения. I и IIспряжение глаголов настоящего времени.
1
25.03
Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.
132
I и IIспряжение глаголов будущего времени.
1
28.03
Правильно писать личные окончания глаголов I и IIспряжения, определять спряжение по личному окончанию.
133
Проект «Пословицы и поговорки»
1
29.03
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.
134-135-136-137
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
4
30.03
31.03
01.04
04.04.
Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов.
138
Возвратные глаголы.
1
11.04
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.
139-140
Правописание -тся и ться в возвратных глаголах.
2
12.04
13.04
Отличать возвратные глаголы, употребленные в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.
141
Составление рассказа по серии картинок.
1
14.04
Составлять текст по серии картинок. Выписывать из каждой части глаголы.
142
Правописание глаголов в прошедшем в времени.
1
15.04
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
143
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
1
18.04
Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
144
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.
1
19.04
Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей и без частицы.
145
Изложение повествовательного текста по вопросам.
1
20.04
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.
146
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
1
21.04
Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
147
Анализ контрольного диктанта.
1
22.04
Выполнять работу над ошибками.
148-149
Контрольное списывание. Обобщение по теме «Глагол».
2
25.04
26.04
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
150
Изложение повествовательного текста.
1
27.04
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.
151
Проверка знаний по теме: « Глагол»
1
28.04
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
152
Анализ изложения, тестовой работы.
1
29.04
Выполнять работу над ошибками. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.
Повторение (18ч)
153
Язык. Речь. Текст.
1
03.05
Различать язык и речь.
Называть виды речи.
Объяснять назначение речи.
Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
154-155-156
Предложение и словосочетание.
3
04.05
05.05
06.05
Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания.
157
Лексическое значение слова.
Контрольный словарный диктант №4.
1
10.05
Записывать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами.
158
Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»
1
11.05
Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника И.И. Шишкина «Рожь».
159-160-161-162
Состав слова.
4/2
12.05
13.05
Распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
163
Итоговый контрольный диктант.
1
16.05
Применять свои знания для выполнения заданий.
164
Анализ контрольного диктанта.
1
17.05
Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.
165
Итоговая контрольная работа.
1
18.05
166-167
Анализ контрольной работы. Части речи.
2
19.05
20.05
Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Называть признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание.
168
Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану.
1
23.05
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.
169
Анализ изложения.
1
24.05
Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.
170
Игра «По галактике Частей Речи»
1
25.05
Оценивать результаты освоения тем.
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование класса
-
Классная доска.
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
-
Рабочее место учителя.
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
-
Настенные стенды для размещения информации.
Технические средства обучения
-
Персональный компьютер.
-
Интерактивная доска.
-
Мультимедийный проектор.
-
Принтер струйный.
-
Индивидуальные ученические нетбуки.
-
Документ-камера.
-
Индивидуальный ноутбук учителя.
Печатные пособия
-
Русский язык. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы.
-
Рисунки, схемы, схематические рисунки.
-
Раздаточный материал.
-
Настольные развивающие игры.
-
Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
-
Подборка методических материалов для учителя.
Натуральные объекты
-
Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.
Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)
-
Тим и Тома в Африке. Особенности программы: отработка наиболее важных тем школьной программы по русскому языку (синтаксический разбор предложения; правописание (чередования и-е, з-с и о-е); морфология).
-
Электронное приложение к учебнику.
-
Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
-
Подборка презентаций к урокам русского языка.
-
Подборка физминуток для проведения на уроках.
Интернет-ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru
-
КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: km-school.ru
-
Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok
-
Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1september.ru
-
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru
-
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/ed
-
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/ed
-
Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru
IX. Формы контроля
При реализации рабочей программы по русскому языку оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, а также при проведении контрольных словарных диктантов, контрольного списывания, контрольных диктантов.
В течение учебного года будет проведено:
-
9 контрольных диктантов;
-
2 контрольных списывания;
-
4 контрольных словарных диктанта.
-
Контрольное изложение.
-
Контрольное сочинение
-
2 контрольных работы
Информация о графике проведения контрольных работ по русскому языку представлена в таблице.
№
Название работы
№ урока
в соответствии
с тематическим
планированием
Примечание
1
Входной контрольный диктант
11
Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс, М.:Вако 2014 стр
2
Контрольный словарный диктант
14
-
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 1 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 150 (1 ст.)
3
Входная контрольная работа
16
Приложение №1
4
Контрольный диктант по теме «Предложение»
19
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 73
5
Контрольное списывание
36
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.241
6
Контрольный диктант по теме: «Части речи».
39
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 137
7
Контрольный словарный диктант
50
-
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 1 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 150 (2 ст.)
8
Контрольное списывание
62
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.244
9
Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
69
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 233
10
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»
78
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 259
11
Контрольный словарный диктант
109
-
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 153
12
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
107
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 342
13
Контрольный диктант по теме: «Местоимение»
119
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 20145стр 362
14
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
146
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 427
15
Контрольное списывание
148
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.246
16
Контрольный словарный диктант
157
-
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 154
17
Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»
158
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 454
18
Итоговая контрольная работа
165
Приложение №1
19
Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану.
168
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 473
20
Итоговый контрольный диктант.
163
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 479
На проведение контрольного диктанта и контрольного списывания отводится по 1 уроку, на проведение контрольного словарного диктанта - 10 минут урока.
X. Список литературы
Литература для учащихся
Основная
-
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
-
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Пособия для учителя
-
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: Астрель, 2006.
-
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 2007.
-
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия развития, 1996.
-
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1996.
-
Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя/ Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. - М.: Дрофа, 1999.
-
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.- М.: Просвещение, 2015
-
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. - М.: АСТ: Премьера, 2004.
-
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Входная контрольная работа по русскому языку
Вариант -1
Фамилия _________________________ Имя_______________________
-
Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.
В лесу стоял протяжный шум.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)
С пригорка зажурчал быстрый ручеёк.
-
Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.
Молоко, стул, печь, книга, яблоко, карандаш, облако, дверь, замок.
-
М.р.
Ж.р.
Ср.р
-
Определи падеж имён существительных.
Гостил у друга ( п.), звонил по телефону ( п.), ночевал в сторожке ( п.)
-
Разбери слова по составу.
Рыбка, соседний, морской, котёнок, пробегал, пишет.
-
Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.
К..льцо - __________________ гн..здо - ________________
Д..ждинка - _______________ х..лодная- ______________
Б..гут - ___________________ н..чной- _______________
-
Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.
Утром спят д..рев..я на каждом их листочке л..жат крупные капли росы к росе пот..нулась птица капля р..сы даёт ей силу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь
камыш.., шалаш..
мелоч.., рож..
силач.., реч..
мираж.., мяч..
-
Сколько звуков в слове ЗВЁЗДНЫЙ
5 7
6 8
-
Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)
погода_____________________
ягоды_____________________
снег_______________________
-
Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.
(С)пускался (с)горы - _________________________________
(По)ехал (по)тропе - __________________________________
(За)шёл (за)дерево- ___________________________________
-
Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)
Дети ______________ в школе.
Берёза ___________ __в лесу.
Птичка ______________ из клетки.
Слова для справок (учатся, растёт, вылетит)
-
Какое из слов имеет несколько значений?
карандаш
стена
ключ
телевизор
-
Найди строчку, где все слова являются однокоренными.
луг, луговой, лужа, лужок
повозка, воздух, возить, перевозка
ночь, ночка, ночной, ночевать
близкий, близок, рядом, поблизости
-
Вставь пропущенные буквы в словарные слова
К..мната, с..рень, кол..ектив, ч..рный, р..машка, завтр..к, б..рёза, уч..ник.
Входная контрольная работа по русскому языку
Вариант -2
Фамилия _________________________ Имя_______________________
-
Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.
В лесу росла старая ель.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)
Пушистому котёнку налили в блюдце молока.
-
Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.
Солнце, стол, речь, сосулька, море, диван, зеркало, яма, кирпич.
-
М.р.
Ж.р.
Ср.р
-
Определи падеж имён существительных.
Шёл за водой ( п.), плыть до берега ( п.), записал в блокнот ( п.)
-
Разбери слова по составу.
Шишка, гигантский, вечерняя, лисёнок, прошагал, говорит.
-
Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.
З..мля - __________________ з..лёный - ________________
Сл..зинка- _______________ с ..сна- ______________
Л..тят - ___________________ н..чной- _______________
-
Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.
Декабрь- первый зимний месяц короткие дни и длинные ночи вороны и сороки переместились ближе к человеку им необходима помощь человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь
камыш.., шалаш..
помощ.., печ..
силач.., реч..
калач.., мяч..
-
Сколько звуков в слове МЕСТНЫЙ
5 7
6 8
-
Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)
голос_____________________
рога_____________________
вода_______________________
-
Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.
(С)валился (с)кровати - _________________________________
(По)бежал (по)улице - __________________________________
(Под)лез (под)забор- ___________________________________
-
Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)
Грачи ______________ на юг.
Ель ___________ __в лесу.
Скоро ______________ сирень.
Слова для справок (улетели, растёт, расцветёт)
-
Какое из слов имеет несколько значений?
карандаш
стена
ручка
телевизор
-
Найди строчку, где все слова являются однокоренными.
луг, луговой, лужа, лужок
повозка, воздух, возить, перевозка
ночь, ночка, ночной, ночевать
близкий, близок, рядом, поблизости
-
Вставь пропущенные буквы в словарные слова
К..рова, кас..а, ш..л, м..рковь, дев..чка, со..нце, вдру.., уж..н, т..варищ.