Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2"

П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

___________ Е.В. Крепешева

Приказ № __232__

от « __31 » ___августа____ 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 4 класса начального общего образования

(предмет, класс, уровень образования)

Трохиной Юлии Владимировны, соответствие занимаемой должности

(Ф.И.О. учителя, категория)

2015/2016 учебный год, срок реализации 1 год



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по

образовательному процессу

__________ И.В. Колесникова

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

протокол № ______1_____ от

« __28__ » ____августа__ 2015г.

_______ С.А. Семенова, руководитель ШМО






п.г.т. Уренгой

2015

Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по русскому В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1.Канакина В. П., Горецкий В. Г.Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

2.Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Срок реализации рабочей программы - 1 учебный год (четвёртый год обучения в общеобразовательной школе).

Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 4в класса. В классе 14 мальчиков и 7 девочек. По итогам 3-го года обучения учащиеся имели средние результаты усвоения учебного материала по предмету:100% общую успеваемость и 60% качественную успеваемость. По итогам 2014/2015 учебного года «5» имели 9 % учащихся (2 школьника), «4» -64 % учащихся (14 школьников), «3» - 14% учащихся (6 школьников).

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;

  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;

  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;

  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;

  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;

  • репродуктивные;

  • методы проблемного изложения;

  • частично поисковые методы;

  • исследовательские.

- по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • технология деятельностного метода;

  • дифференциация обучения;

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • проектная деятельность;

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «Портфолио»

II. Общая характеристика учебного предмета

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

III. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 4 классе при шестидневной учебной неделе выделено пять часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.

Фактическое количество часов - 168 часов. Сокращено количество часов на изучение темы « «Состав слова»: вместо 4 часов - 2 часа (уроки №159, №160, №161, №162).

IV. Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средством для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» - это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4 классе является формирование следующих умений:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровнепредложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- делить слова на части для переноса;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 50-60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- ставить вопросы к словам в предложении;

- составлять предложения из слов, предложенных на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

VI. Содержание учебного предмета

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения(9ч)

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (41 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Проект «Говорите правильно»

Имя прилагательное (31 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (9 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (32 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (18 ч).

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Слово как часть речи. Слово и его номинативные и коммуникативные функции.

Лексическое значение слова (обозначать предмет, явление природы, признак предмета, изменение признака, действие предмета, признак действия и т.д.). Грамматическое значение слова (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Классификация частей речи по их лексико-грамматическим признакам.

Имя существительное, его лексико-грамматические признаки; имя существительное как часть предложения (как член предложения). Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Имена существительные нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определёние падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определёние принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения, кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ие, -ия. Имя существительное как член предложения. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ья, -ов, -ин. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Прилагательное как член предложения. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Личное местоимение как член предложения.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определёния I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения (с ударным глагольным суффиксом в неопределённой форме: решать, косить и т.д.). Мягкий знак у глаголов во 2-м лице единственном числе и у глаголов в неопределённой форме: стеречь, беречь и т.д. Различение правописания глаголов на -тся, -ться. Морфологический разбор глаголов (в объёме изученного).

Наречие, его лексико-грамматические признаки; наречие как часть предложения (как член предложения). Употребление наречий в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но. Их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Предложение как единица языка и речи. Предложение - словосочетание - слово: их сходство и различия. Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза, логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания-сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и её значение для выражения законченности высказывания (мысли). Знаки препинания в конце предложения: точка, восклицательный и вопросительный знаки.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Однородные члены предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Знаки препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Прямая речь (общее знакомство).

Обращение (общее знакомство).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

· сочетания жи-ши (предусмотреть случаи типа железных, желток), ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

· сочетания чк-чн, чт, щн;

· перенос слов;

· прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

· проверяемые безударные гласные в корне слова;

· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

· непроизносимые согласные;

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

· разделительные ъ и ь;

· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);

· безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

· безударные окончания имён прилагательных;

· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

· не с глаголами;

· мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

· безударные личные окончания глаголов;

· раздельное написание предлогов с другими словами;

· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Развитие речи. Овладение основными видами речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Обогащение активного и пассивного словаря детей и структуры речевой деятельности учащихся - её содержательности (знания предметов речи); формирования правильности речи (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической); точности (соответствия в выборе средств языка и соответствия речевой ситуации); выразительности, благозвучности; развитие логической стороны речи, развитие речевого (фонематического) слуха; способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное; развитие двух планов речи: внутренней и внешней на уровне замысла, выстраивание логики, выбора слова, интонации и т.д.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с признаками текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в тестах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определёний): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.





VII. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся.

Повторение (11ч)

1

Наша речь и наш язык.

1

01.09

Анализировать высказывания о русском языке.

Различать язык и речь.

Различать диалогическую и монологическую речь.

2

Язык и речь. Формулы вежливости.

1

02.09

Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

3

Текст и его план.

1

03.09

Определять тему и основную мысль текста. Выделять части текста. Составлять план текста.

4

Обучающее изложение.

1

07.09

Работать с памяткой «Как подготовиться к написанию изложению». Подробно излагать содержание повествовательного текста.

5

Анализ изложения. Типы текстов.

1

08.09

Сопоставлять и сравнивать тексты разного стиля.

6

Предложение как единица речи.

1

09.09

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации.

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

10.09

Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации.

8

Диалог. Обращение.

1

11.09

Обосновывать использование знаков препинания в диалогической речи. Находить в предложении обращение, выделять обращение на письме.

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1

14.09

Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания.

10

Словосочетание.

1

15.09

записи текста, находить и исправлять ошибки.

11

Входной контрольный диктант.

1

16.09

Писать под диктовку текст.

Предложение (9ч)

12

Анализ диктанта. Однородные члены предложения (общее понятие).

1

17.09

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

13

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

18.09

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1.

1

21.09

Планировать свои действия при постановке запятых в предложении с однородными членами.

15

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

1

22.09

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

16

Входная контрольная работа.

1

23.09

Работать с предложением. Определять падеж имен существительных и прилагательных, время глагола. Разбирать слова по составу.

17

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

24.09

Сравнивать простые и сложные предложения. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения.

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

25.09

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Выделять в сложном предложении его основы.

19

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

28.09

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

20

Обучающее изложение.

1

29.09

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Слово в языке и речи (19ч)

21

Лексическое значение слова.

1

30.09

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря.

Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

01.10

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

23

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

02.10

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

24

Фразеологизмы.

1

05.10

Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму.

25-27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

3

06.10

07.10

08.10

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе.

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

09.10

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1

12.10

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

30

Правописание приставок и суффиксов.

1

13.10

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

31

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

14.10

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.

32

Обучающее изложение.

1

15.10

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

33

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1

16.10

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

34

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1

19.10

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

35

Имя числительное. Глагол.

1

20.10

Подбирать примеры изученных частей речи.

36

Наречие как часть речи.

Контрольное списывание

1

21.10

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

37

Правописание наречий.

1

22.10

Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

38

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

1

23.10

Обсуждать представленный отзыв С.И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать свое суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

39

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

1

26.10

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

Имя существительное(41ч)

40

Анализ диктанта. Распознавание падежей имён существительных.

1

27.10

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

41

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.

1

28.10

Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать именительный и винительный падежи.

42

Упражнение в распознавании одушевлённых имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1

29.10

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

43

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах.

1

30.10

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

44

Повторение о падежах. Несклоняемые имена существительные.

1

02.11

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных.

45

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных.

1

09.11

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

46

Упражнение в распознавание имен существительных 1-ого склонения.

1

10.11

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

47

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

1

11.11


Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

48

Анализ изложения.2-е склонение имён существительных.

1

12.11

Определять принадлежность имен существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

49

Упражнение в распознавание имен существительных 2-ого склонения.

1

13.11

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

50

Словарный диктант №2. 3-е склонение имён существительных.

1

16.11

Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

51

Упражнение в распознавание имен существительных 3-ого склонения.

1

17.11

Распознавать существительные 3-го склонения. Приводить примеры.

52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1

18.11

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительных по склонениям.

53

Обучающее изложение.

1

19.11

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

54

Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения.

1

20.11

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

55

Именительный и винительный падежи.

1

23.11

Различать существительные именительного и винительного падежа.

56

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

1

24.11

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки.

57

Именительный, винительный, родительный падежи одушевленных имен существительных.

1

25.11


Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

1

26.11


Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных дательного падежа.

59-60

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

2

27.11

30.11

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

61

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1

01.12

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме.

62

Контрольное списывание.

1

02.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.

63

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

03.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании существительных в творительном и предложном падеже.

64

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1

04.12


Обосновывать написание безударного падежного окончания. Объяснять написание слов с пропущенными буквами в окончании.

65

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

1

07.12


Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

66-67

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

2

08.12

09.12

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

68

Сочинение по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

10.12

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

69

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1

11.12

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

70

Анализ контрольного диктанта.

1

14.12

Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Выполнять работу над ошибками.

71

Склонение имен существительных во множественном числе.

1

15.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

72

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1

16.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

73

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

17.12

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как часть речи».

74

Родительный и Винительный падежи имен существительных множественного числа.

1

18.12

Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа.

75

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

1

21.12

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

76

Обучающее изложение.

1

22.12

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

77

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в ед. ч. мн.ч.

1

23.12

Выполнять работу над ошибками.

78

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

24.12

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

79

Анализ диктанта. Проверочная работа.

1

25.12

Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями.

80

Проект «Говорите правильно!»

1

28.12

Исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имен существительных мн.ч в Р.п.

Имя прилагательное (31ч)

81

Имя прилагательное как часть речи.

1

29.12

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

82

Род и число имён прилагательных.

1

11.01

Определять род и число имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

83

Описание игрушки.

1

12.01

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

84

Склонение имён прилагательных.

1

13.01

Правильно писать окончания имен прилагательных. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в ед.ч.

85

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов».

1

14.01

Работать с памяткой «Как подготовиться к оставлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своем впечатлении от картине.

86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

15.01

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода.

87

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

18.01

Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе.

88

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

19.01

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

89

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

20.01

Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

90

Именительный, винительный, родительный падежи.

1

21.01

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки.

91

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1

22.01

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

92

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

25.01

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

93

Выборочное изложение описательного текста.

1

26.01

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

94

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

27.01

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написания.

95

Склонение имён прилагательных женского рода.

1

28.01

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

96

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

29.01

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

01.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

98

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

1

02.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

99

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

1

03.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

100

Изложение описательного текста.

1

04.02

Записывать текст по памяти.

101

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

05.02

Выполнять работу над ошибками. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице.

102

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1

08.02

Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

103

Сочинение- отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»

1


09.02

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

104

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

10.02

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

105

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

11.02

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

106

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

12.02

Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями

107

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

1

15.02

Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

108

Сочинение - отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лавка»

1

16.02


Высказывать свое мнение о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

109

Анализ сочинения. Контрольный словарный диктант №3

1

17.02

Выполнять работу над ошибками, допущенными в сочинении. Правильно записывать под диктовку словарные слова.

110

Обобщение по теме

«Имя прилагательное»

1

18.02


Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

111

Анализ контрольного диктанта.

1

24.02

Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями.

Местоимения (9ч)

112

Местоимение как часть речи.

1

25.02

Понимать, что такое местоимение.

Находить местоимения среди других частей речи.

113

Личные местоимения.

1

26.02

Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений.

114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-ого лица по падежам.

1

29.02

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.

115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

01.03

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму.

116

Изменение личных местоимений по падежам.

1

02.03


Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

117

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

03.03

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

118

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение».

1

04.03

Выполнять работу над ошибками. Выполнять разбор личного местоимения как часть речи, пользуясь алгоритмом, данном в учебнике.

119

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

1



09.03



Писать под диктовку текст. Контролировать правильность

записи текста, находить и исправлять ошибки.

120

Анализ контрольного диктанта.

1

10.03

Выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.

Глагол(32ч)

121

Роль глаголов в языке.

1

11.03


Различать глаголы среди других слов в тексте.

Объяснять роль глаголов в нашем языке.

Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

122

Изменение глаголов по временам.

1

14.03

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

123-124

Неопределенная форма глагола.

2

15.03, 16.03

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола.

Называть глаголы в неопределённой форме.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь)

125

Изменение глаголов по временам.

1

17.03

Изменять глаголы по временам.

126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

18.03

Письменно излагать текст по самостоятельно составленному плану.

127

Анализ изложения. Спряжение глаголов.

1

21.03

Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.

128

Спряжение глаголов.

1

22.03

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

129

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

23.03

Определять роль ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

130

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

1

24.03

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста по репродукции картины.

131

Анализ сочинения. I и IIспряжение глаголов настоящего времени.

1

25.03


Выполнять работу над ошибками. Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств.

132

I и IIспряжение глаголов будущего времени.

1

28.03

Правильно писать личные окончания глаголов I и IIспряжения, определять спряжение по личному окончанию.

133

Проект «Пословицы и поговорки»

1

29.03


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы.

134-135-136-137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

4

30.03

31.03

01.04

04.04.


Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов.

138

Возвратные глаголы.

1

11.04


Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

139-140

Правописание -тся и ться в возвратных глаголах.

2

12.04

13.04

Отличать возвратные глаголы, употребленные в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

141

Составление рассказа по серии картинок.

1

14.04

Составлять текст по серии картинок. Выписывать из каждой части глаголы.

142

Правописание глаголов в прошедшем в времени.

1

15.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

18.04

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.

144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

19.04

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей и без частицы.

145

Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

20.04


Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

146

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1

21.04


Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

147

Анализ контрольного диктанта.

1

22.04


Выполнять работу над ошибками.

148-149

Контрольное списывание. Обобщение по теме «Глагол».

2

25.04

26.04



Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

150

Изложение повествовательного текста.

1

27.04

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

151

Проверка знаний по теме: « Глагол»

1

28.04


Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

152

Анализ изложения, тестовой работы.

1

29.04

Выполнять работу над ошибками. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

Повторение (18ч)

153

Язык. Речь. Текст.

1

03.05


Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи.

Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

154-155-156

Предложение и словосочетание.

3


04.05

05.05

06.05

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и интонации. Устанавливать связь между словами в словосочетании, выделять в предложении словосочетания.

157

Лексическое значение слова.

Контрольный словарный диктант №4.

1

10.05


Записывать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами.

158

Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

1

11.05


Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника И.И. Шишкина «Рожь».

159-160-161-162

Состав слова.

4/2


12.05

13.05


Распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

163

Итоговый контрольный диктант.

1

16.05

Применять свои знания для выполнения заданий.

164

Анализ контрольного диктанта.

1

17.05

Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

165

Итоговая контрольная работа.

1

18.05

166-167

Анализ контрольной работы. Части речи.

2

19.05

20.05

Оценивать результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Называть признаки частей речи, виды орфограмм в разных частях речи, распознавать орфограммы в словах разных частей речи и обосновывать их написание.

168

Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

23.05

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

169

Анализ изложения.

1

24.05

Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нем языковых средств. Анализировать ошибки, подбирать проверочные слова.

170

Игра «По галактике Частей Речи»

1

25.05

Оценивать результаты освоения тем.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование класса

  1. Классная доска.

  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  3. Рабочее место учителя.

  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.

  5. Настенные стенды для размещения информации.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Принтер струйный.

  5. Индивидуальные ученические нетбуки.

  6. Документ-камера.

  7. Индивидуальный ноутбук учителя.

Печатные пособия

  1. Русский язык. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы.

  2. Рисунки, схемы, схематические рисунки.

  3. Раздаточный материал.

  4. Настольные развивающие игры.

  5. Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.

  6. Подборка методических материалов для учителя.

Натуральные объекты

  1. Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.

Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)

  1. Тим и Тома в Африке. Особенности программы: отработка наиболее важных тем школьной программы по русскому языку (синтаксический разбор предложения; правописание (чередования и-е, з-с и о-е); морфология).

  2. Электронное приложение к учебнику.

  3. Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.

  4. Подборка презентаций к урокам русского языка.

  5. Подборка физминуток для проведения на уроках.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru

  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). - Режим доступа: km-school.ru

  3. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka/info/about/193

  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok

  5. Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1september.ru

  6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: uroki.ru

  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/ed

  8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/ed

  9. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru



IX. Формы контроля


При реализации рабочей программы по русскому языку оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, а также при проведении контрольных словарных диктантов, контрольного списывания, контрольных диктантов.

В течение учебного года будет проведено:

  • 9 контрольных диктантов;

  • 2 контрольных списывания;

  • 4 контрольных словарных диктанта.

  • Контрольное изложение.

  • Контрольное сочинение

  • 2 контрольных работы

Информация о графике проведения контрольных работ по русскому языку представлена в таблице.

Название работы

№ урока

в соответствии

с тематическим

планированием

Примечание

1

Входной контрольный диктант

11

Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс, М.:Вако 2014 стр

2

Контрольный словарный диктант

14

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 1 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 150 (1 ст.)

3

Входная контрольная работа

16

Приложение №1

4

Контрольный диктант по теме «Предложение»

19

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 73

5

Контрольное списывание

36

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.241

6

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

39

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 137

7

Контрольный словарный диктант

50

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 1 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 150 (2 ст.)

8

Контрольное списывание

62

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.244

9

Контрольный диктант по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

69

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 233

10

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

78

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 259

11

Контрольный словарный диктант

109

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 153

12

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

107

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 342

13

Контрольный диктант по теме: «Местоимение»

119

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 20145стр 362

14

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

146

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 427

15

Контрольное списывание

148

Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы. О.В. Узорова. Москва: АСТ, 2014 с.246

16

Контрольный словарный диктант

157

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. 2 ч. - М.: Просвещение, 2015 с. 154

17

Итоговое сочинение на тему: «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

158

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 454

18

Итоговая контрольная работа

165

Приложение №1

19

Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану.

168

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 473

20

Итоговый контрольный диктант.

163

Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс Т.Н.Ситникова, М.:Вако 2015 стр 479

На проведение контрольного диктанта и контрольного списывания отводится по 1 уроку, на проведение контрольного словарного диктанта - 10 минут урока.

X. Список литературы


Литература для учащихся

Основная

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

Пособия для учителя

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - М.: Астрель, 2006.

  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 2007.

  4. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  5. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия развития, 1996.

  6. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1996.

  7. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  8. Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя/ Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. - М.: Дрофа, 1999.

  9. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.- М.: Просвещение, 2015

  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  11. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. - М.: АСТ: Премьера, 2004.

  12. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.







Входная контрольная работа по русскому языку

Вариант -1

Фамилия _________________________ Имя_______________________

  1. Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.

В лесу стоял протяжный шум.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)

С пригорка зажурчал быстрый ручеёк.


  1. Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.

Молоко, стул, печь, книга, яблоко, карандаш, облако, дверь, замок.

М.р.

Ж.р.

Ср.р





  1. Определи падеж имён существительных.

Гостил у друга ( п.), звонил по телефону ( п.), ночевал в сторожке ( п.)



  1. Разбери слова по составу.

Рыбка, соседний, морской, котёнок, пробегал, пишет.



  1. Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.

К..льцо - __________________ гн..здо - ________________

Д..ждинка - _______________ х..лодная- ______________

Б..гут - ___________________ н..чной- _______________

  1. Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.

Утром спят д..рев..я на каждом их листочке л..жат крупные капли росы к росе пот..нулась птица капля р..сы даёт ей силу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь

камыш.., шалаш..

мелоч.., рож..

силач.., реч..

мираж.., мяч..



  1. Сколько звуков в слове ЗВЁЗДНЫЙ

5 7

6 8



  1. Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)

погода_____________________

ягоды_____________________

снег_______________________



  1. Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.

(С)пускался (с)горы - _________________________________

(По)ехал (по)тропе - __________________________________

(За)шёл (за)дерево- ___________________________________



  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)

Дети ______________ в школе.

Берёза ___________ __в лесу.

Птичка ______________ из клетки.

Слова для справок (учатся, растёт, вылетит)



  1. Какое из слов имеет несколько значений?

карандаш

стена

ключ

телевизор



  1. Найди строчку, где все слова являются однокоренными.

луг, луговой, лужа, лужок

повозка, воздух, возить, перевозка

ночь, ночка, ночной, ночевать

близкий, близок, рядом, поблизости



  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

К..мната, с..рень, кол..ектив, ч..рный, р..машка, завтр..к, б..рёза, уч..ник.



Входная контрольная работа по русскому языку

Вариант -2

Фамилия _________________________ Имя_______________________

  1. Выдели в предложении главные члены (подлежащее и сказуемое). Выпиши словосочетания.

В лесу росла старая ель.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбери предложение по частям речи. (Над каждым словом укажи часть речи)

Пушистому котёнку налили в блюдце молока.


  1. Определи род имён существительных. Распредели слова по столбикам.

Солнце, стол, речь, сосулька, море, диван, зеркало, яма, кирпич.

М.р.

Ж.р.

Ср.р





  1. Определи падеж имён существительных.

Шёл за водой ( п.), плыть до берега ( п.), записал в блокнот ( п.)



  1. Разбери слова по составу.

Шишка, гигантский, вечерняя, лисёнок, прошагал, говорит.



  1. Вставь пропущенную букву (безударную гласную). Подбери проверочное слово.

З..мля - __________________ з..лёный - ________________

Сл..зинка- _______________ с ..сна- ______________

Л..тят - ___________________ н..чной- _______________

  1. Прочитай текст. Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, разделяя текст на предложения (поставь знаки). Вставь пропущенные буквы.

Декабрь- первый зимний месяц короткие дни и длинные ночи вороны и сороки переместились ближе к человеку им необходима помощь человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажи вариант, где в обоих словах на месте пропусков нужно писать Ь

камыш.., шалаш..

помощ.., печ..

силач.., реч..

калач.., мяч..



  1. Сколько звуков в слове МЕСТНЫЙ

5 7

6 8



  1. Подбери к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи число имён прилагательных (ед.,ч или мн.,ч)

голос_____________________

рога_____________________

вода_______________________



  1. Запиши без скобок. Подчеркни пробел между предлогом и словом, выдели приставки.

(С)валился (с)кровати - _________________________________

(По)бежал (по)улице - __________________________________

(Под)лез (под)забор- ___________________________________



  1. Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы. Укажи время глаголов (наст., вр. прош.,вр. буд..вр)

Грачи ______________ на юг.

Ель ___________ __в лесу.

Скоро ______________ сирень.

Слова для справок (улетели, растёт, расцветёт)



  1. Какое из слов имеет несколько значений?

карандаш

стена

ручка

телевизор



  1. Найди строчку, где все слова являются однокоренными.

луг, луговой, лужа, лужок

повозка, воздух, возить, перевозка

ночь, ночка, ночной, ночевать

близкий, близок, рядом, поблизости



  1. Вставь пропущенные буквы в словарные слова

К..рова, кас..а, ш..л, м..рковь, дев..чка, со..нце, вдру.., уж..н, т..варищ.


© 2010-2022