«Учитель-творец» (Опыт работы Синявской Л. А. в рамках программы «Учусь творчески мыслить»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Учитель-творец» (Опыт работы Синявской Л. А. в рамках программы « Учусь творчески мыслить»)


«Говорят, что где-то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки- фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный, маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа».

Я не случайно вспомнила эту легенду. Ведь настоящий учитель, учитель по призванию, подобен этому Фонарщику. Именно ему можно смело доверить одарённых и талантливых детей. Он тратит себя на то, чтобы сначала зажечь, а потом поддержать огоньки детской любознательности, творческого начала и доброты. Разгорятся сильным ровным пламенем или погаснут эти огоньки - во многом зависит от преподавателя, наставника.

Личность учителя…В последнее время, когда всё громче заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика, изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому. Учитель - не только носитель предметных знаний, но и помощник в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от меры его приобщения к знаниям, от его знания или незнания, помощник в развитии творческих способностей, разнообразных форм мышления.. Изменяется характер воздействия на ученика, меняется и позиция ученика, для которого главное - не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний и самовыражения.

Именно такой учитель должен приобщать детей к курсу

« Учусь творчески мыслить». Данная программа вызвала в моей душе живой отклик и интерес, потому что тема развития творческих способностей детей является ведущей в моём уже немалом (31 год) педагогическом опыте. Цель данной программы - готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника как самостоятельную творческую личность. Следовательно, для меня, учителя-словесника, данный курс оказался очень выгодным, т. к. это дополнительные 34 урока- занятия, где можно использовать дифференцированный, исследовательский, коммуникативный, групповой подходы в обучении детей, где можно дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.

С некоторым опасением я взялась за реализацию данного курса в 6 классе, сейчас мои ученики уже девятиклассники. Отталкиваясь от модели программы занятий по интересам (1-4 классы) авторской группы «Референт», разработала систему занятий для учащихся 7-9 классов, где попыталась сохранить основные дидактические принципы обучения. Так в 8 классе провожу презентацию лучших творческих работ истекшего года, предлагаю дать развёрнутый ответ на вопрос: как? ( Как сосчитать все звёзды? Как сделать людей счастливее?), учу правильному использованию устойчивых выражений в речи, составлению стихотворений на заданные рифмы и т. п. Такие часы общения проходят в благоприятных для творчества условиях, развивают логическое мышление, активизируют каждого ребёнка.

Известно, что творчество- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Одним из важнейших необходимых условий творчества является внутренняя свобода индивида, которая позволяет творцу полностью проявить свою индивидуальность, фантазию.

Каждое моё занятие по курсу « Учусь творчески мыслить» представляет собой творческую мастерскую. Она противостоит классическому уроку, разрушает его, это особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой личности, о ценностно- смысловом равенстве учителя и ученика. Главное условие мастерской - свободное самовыражение, создание собственного «продукта творчества».

Моим ученикам интересны мастерские построения знаний вот по каким причинам: во-первых, происходит осознание собственной состоятельности ( состояние « Вот тебе раз!»; во-вторых, неожиданно появляется собственное открытие (состояние» Эврика!», ««Так это же…!»; в-третьих, происходит внезапное понимание прежде непонятного и наконец осознаётся значимость своего места среди других, переоценка своих качеств, осознание необходимости получения новой информации. Происходит поиск, продуманный и организованный руководителем мастерской- Мастером, который должен опираться на следующие принципы:

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

  2. Мастер включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам;

  3. Мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знаний;

  4. Мастер создаёт условия для появления самооценки ученика и её изменения, самокоррекции.

Вот уж поистине русские пословицы: « Мастер на все руки», « Дело мастера боится» могут быть смело отнесены и к деятельности творческого учителя, который, как мне кажется, занимает промежуточное место между героем сказов П.П. Бажова « Хозяйка медной горы»»- Данилой- мастером, творящим чудеса из камня, и Булгаковским Мастером (« Мастер и Маргарита»), постигшим тайну мира и человечества. Данила- мастер в глыбе малахита мог разглядеть видимые только ему прекрасные линии и создавал неповторимой красоты предметы. Так и учитель, мастер своего дела, может и должен разглядеть в ребёнке заложенные в нём изначально прекрасные черты, помочь раскрыться искренней красоте, взрастить душу ребёнка, подарить ей жизнь. Это очень сложный и долгий труд, но итог его для учителя дорог, и результат даёт желание жить и работать снова и снова. К таким выводам приходишь, готовясь к каждому уроку, к каждому занятию курса « Учусь творчески мыслить».

На таких занятиях коренным образом меняется процесс освоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя; решаются они самими учениками - в одиночку, затем в парах, далее в группах, учитель оказывается помощником на пути к выходу, к свету, к знанию. Поверьте: ученика в такой мастерской ждут « великие открытия»: сверяя свои прежние знания по какой- то проблеме с тем новым знанием, которое он выстроил сам, ребёнок, прежде всего, восходит к самому себе, к своему « Я», раскрывается, приобретает веру в свои возможности. И это становится главным достижением учителя, потому что растёт качество знаний учащихся, совершенствуется устная и письменная речь, а самое главное - раскрываются и развиваются творческие способности детей. Лейтмотивом наших занятий стали слова: «Свой жизненный успех я определяю мерой ежедневного успеха». Я же, как учитель-наставник, даю мудрые советы: « Не завидуйте и не вздыхайте. Посмотрите на себя со стороны. Человек владеет довольно широким диапазоном творческих задатков. У каждого есть свои способности и таланты. Если бы мы попробовали по талантливости расположить человечество в пирамиду, то пирамид пришлось бы вообразить не десятки, а тысячи, и почти каждый человек оказался бы наверху одной из них благодаря каким-то своим способностям при условии, что он сумел их выявить, развить и реализовать. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените и любите в себе, что даёт вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Не умаляйте свои достоинства!»

Конечно, учитель при подготовке к таким урокам- занятиям тратит много времени и сил, но полученный результат, поверьте, оправдывает затраты. Практическим выходом занятий кружка « Учусь творчески мыслить» является участие детей в «Одиссее Разума»- международной программе развития креативного мышления, навыков командного взаимодействия и взаимопонимания. Результаты очевидны: за три года- 2 и1 места в региональном этапе Международного конкурса креативности, 2 место (серебряный кубок) на Еврофесте- 2010 в Минске, 6 место ( в числе лучшей «десятки» Еврофеста-2011) в Польше ( г. Гданьск). Мне с коллегой « по цеху» Чмыхало С. М. вдвойне приятны такие высказывания детей об участии в « Одиссее Разума»:

«Одиссея Разума»- моё главное увлечение, и я очень рада, что связала с ней свою жизнь»( Романова Мария, ученица 9В класса г. Рославля);

«Побывав на Еврофестивале, понимаешь, что « Одиссея Разума «стала для тебя чем- то большим, чем конкурс. Теперь это неотъемлемая частичка твоей души.С нетерпением жду « Одиссеи-2012»(Егоренкова Мария, 9В класс, г. Рославль);

« На мой взгляд, мы достигли высоких результатов в « Одиссее» благодаря курсу «Учусь творчески мыслить». Но самое главное - наша команда стала семьёй! За это хочу поблагодарить наших помощников- тренеров: Синявскую Л. А. и Чмыхало С. М. ( Леченкова Алина, ученица 9 в класса г. Рославля);

« Самое ценное в « Одиссее» - это опыт общения детей разных стран, это дружба между народами, это громкое « нет» войне! ( Ковалева Диана, ученица 9В класса г. Рославля).

Готовясь к « Одиссее разума», применяю в работе с учащимися основные звенья творческого процесса:

1. звено столкновения с новым (начало творческого процесса связывается с обнаружением парадоксального факта);

2.звено творческой неопределённости (неопределённости потому, что здесь ребёнок ещё не может сделать правильный выбор из возможных действий, он переживает то, что называется « муками творчества», « ломает голову»);

3.звено скрытой работы ( « первичные модели» разрешения творческих ситуаций);

4.звено нахождения решения (стратегия решения проблемы, идея, замысел);

5.звено развития (идея развивается, конкретизируется);

6.звено критики, подтверждения и воплощения ( доказывается правильность и ценность полученного результата).

Наряду с творческими способностями, на таких занятиях развиваются навыки ораторского искусства, актёрского мастерства, совершенствуется монологическая и диалогическая речь, повышается общая культура ученика. Ребята накопили достаточный опыт работы в группе, определили удачность выполняемых ролей для себя ( роль генератора или аналитика, критика или организатора обсуждения идеи, роль души коллектива и др.).

Безусловно, дети за 3 года заметно «выросли» творчески. Теперь к каждому делу они относятся креативно, будь то подготовка к уроку, выпуск школьной стенгазеты или проведение внеклассного мероприятия. « Зачем изобретать « Мерседес»?»- эти слова Н. Д. Алексеева прочно вошли в их сознание. Теперь они стараются изобретать «мерсолёты», и это у них неплохо получается.

В заключение хочется снова вернуться к роли учителя в формировании творческого потенциала детей:

Учитель! Это тонкая работа:

Он - скульптор, он - художник, он - творец,

Не должен ошибиться ни на йоту,

Ведь человек - труда его венец!

Моим педагогическим девизом являются слова: « Если знаешь, куда плыть, каждый ветер станет попутным». Считаю, что программа « Учусь творчески мыслить» указывает маршрут этого плавания, так как на сегодняшний день в школе она жизненно необходима. Реформирование образования - это не только новые учебники, но и обновление методики преподавания, внедрение новых педагогических технологий. Такой новой, современной технологией для меня и моих учеников стала программа « Учусь творчески мыслить». Ребята школы № 10 города Рославля занимаются ею с огромным удовольствием, чувствуя заметный рост своего совершенствования.

Руководитель курса « Учусь творчески мыслить» Синявская Людмила Андреевна, учитель высшей квалификационной категории МОБУ « Средняя ( полная) общеобразовательная школа № 10» города Рославля


© 2010-2022